г. Пермь
11 декабря 2008 г. |
Дело N А60-15401/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.
судей Сафоновой С.Н., Борзенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голомолзиной Н.И.
при участии:
от заявителя ЗАО "ПСК "Урал-Альянс": Воробьевой Н.Е., удостоверение N 726, доверенность N 38-08 от 25.07.2008 года; Давыдова В.А., паспорт 6503 297049, доверенность от 23.06.2008 года;
от заинтересованного лица Министерства культуры Свердловской области: Якимова П.В., паспорт 6505 093882, доверенность от 01.12.2008 года;
от третьего лица: Областного государственного учреждения культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Министерства культуры Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 октября 2008 года
по делу N А60-15401/2008,
принятое судьей Хачевым И.В.
по заявлению ЗАО "ПСК "Урал-Альянс"
к Министерству культуры Свердловской области
третье лицо: Областное государственное учреждение культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области"
о признании недействительным предписания о приостановлении работ на объекте,
установил:
ЗАО "Промышленно-строительная компания "Урал-Альянс" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству культуры Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительным предписания N 1-01-9 от 15.05.2008 года о приостановлении земляных и строительно-монтажных работ на участке в связи с выявлением объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 октября 2008 года заявленные требования удовлетворены. Предписание N 1-01-9 от 15.05.2008 года признано незаконным. Министерство культуры Свердловской области обязано судом устранить в месячный срок допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Министерство с решением суда первой инстанции несогласно, и, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить. Указывает на ошибочность вывода суда об отсутствии достаточных доказательств, подтверждающих наличие признаков объекта культурного наследия, на неверную оценку судом, представленных в материалах дела документов и неправильное толкование содержания ст. 34 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
ЗАО "Промышленно-строительная компания "Урал-Альянс" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, доводы которого в суде апелляционной инстанции поддержало, считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Указало на отсутствие достаточных доказательств, свидетельствующих об обнаружении объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. По мнению заявителя ограничения в использовании земельного участка, на территории которого находится такой объект, устанавливаются исключительно правилами землепользования и застройки на основании проведенной до начала производства строительных работ государственной экспертизы. В связи с тем, что заключение историко-культурной экспертизы получено не было, застраиваемый участок не подпадает в границы зон охраны объектов культурного наследия, какие-либо действия по приостановлению проведения строительных работ являются незаконными.
Третье лицо - Областное государственное учреждение культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области", извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в заседание суда не явилось, представителей не направило, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило, что в порядке ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без его участия.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Министерством культуры Свердловской области 15.05.2008 года вынесено предписание N 1-01-9, в соответствии с которым, в частности ЗАО "Промышленно-строительная компания "Урал-Альянс" предписано: "немедленно приостановить земляные и строительно-монтажные работы на участке в связи с выявлением объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия".
Не согласившись с указанным предписанием Министерства, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из нарушения Министерством, при вынесении оспариваемого предписания, прав и законных интересов ЗАО "Промышленно-строительная компания "Урал-Альянс", а также из отсутствия достаточных доказательств, подтверждающих наличие признаков объекта культурного наследия, с которым в свою очередь закон связывает необходимость приостановления земляных, строительных и иных работ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции находит оспариваемый судебный акт незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правила обращения с объектами культурного наследия, содержатся в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
Согласно ст. 3 Закона N 73-ФЗ определено, что объектами археологического наследия являются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. При этом объекты археологического наследия отнесены к памятникам как одному из видов объектов культурного наследия.
Пунктом 6 ст. 18 Закона N 73-ФЗ установлено, что объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения.
В соответствии с п. 2 ст. 36 Закона N 73-ФЗ в случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 настоящего закона, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений.
В силу ст. 37 указанного Закона, п. 8 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 настоящего Федерального закона. Исполнитель работ обязан проинформировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, об обнаруженном объекте.
Указанные работы, а также работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо федерального органа охраны объектов культурного наследия.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Главы г.Екатеринбурга от 20.06.2006 N 2109-р ЗАО "Промышленно-строительная компания "Урал-Альянс" предоставлен земельный участок в границах улиц Луначарского - Тверитина - Большакова для строительства 23-этажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями офисного назначения и подземным паркингом.
Обществом заключен договор аренды указанного земельного участка N 6-694 от 28.07.2006г., получено разрешение на строительство от 11.06.2007 N 379/07, а также, в соответствии с договорами долевого участия в строительстве многоквартирных жилых домов, привлечены средства граждан для строительства указанного объекта.
Из материалов дела (схемы расположения памятников истории и культуры, планов города, нанесенных на планах обозначений и разъяснений к ним, положений генерального плана развития городского округа - МО "город Екатеринбург" на период до 2025 года, проекта зон охраны памятников истории и культуры г.Екатеринбурга) видно, что земельный участок, отведенный под строительство жилого дома, расположен на территории Рязановского отделения городской больницы (1910) и старообрядческой часовни и кладбища при ней (1826).
В связи с началом проведения земляных работ на земельном участке, предоставленном ЗАО "ПСК "Урал-Альянс" для строительства жилого дома, в западной части котлована, были вскрыты фрагменты сохранившихся конструкций Рязановской больницы.
13.05.2008 года, в ходе проведения ОГУК "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области" осмотра зафиксированы фрагменты фундаментов и цоколя Рязановской больницы.
15.05.2008 года, в связи с выявлением объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, Министерством культуры Свердловской области вынесено предписание N 1-01-9 "О приостановлении земляных и строительно-монтажных работ на данном участке", с обязанием обеспечения допуска специалистов на строительную площадку и предоставлении возможности проведения осмотра и изучения обнаруженных объектов.
22.05.2008 года при проверке Министерством культуры Свердловской области исполнения требований Предписания N 1-01-9 от 15.05.2008 года, в результате осмотра обнаружено:
- в западной стене: наличие остатков каменных и кирпичных конструкций Рязановской больницы, фрагменты деревянных сооружений, участки археологического культурного слоя (артефакты: обломки керамической и стеклянной посуды, кости домашних животных);
- в восточной и южной стенах котлована: шесть разрушенных захоронений с человеческими костными останками, погребенными в гробовище и колодах.
Указанный осмотр проводился с участием специалистов в области городской археологии и краеведения, которыми выявленные находки были идентифицированы, как конструкции Рязановской больницы, располагавшейся на территории до 70-80-х годов 20 века, а также старообрядческие захоронения Рязановского кладбища, действовавшего до начала 20 века.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждают правомерность отнесения Министерством обнаруженных при проведении земляных работ остатков каменных и кирпичных конструкций Рязановской больницы, фрагментов деревянных сооружений, разрушенных захоронений с человеческими костными останками, погребенными в гробовище и колодах, к объектам, обладающих признаками объектов культурного наследия.
Таким образом, представленные в материалах дела документы свидетельствуют о наличии на указанной территории скрытых под землей следов существования человека в 19-20-х веках. Следовательно, данный памятник по своей сущности является объектом археологического наследия, и обнаруженные находки указывают на научную и культурную значимость археологического культурного слоя в указанном месте и перспективность проведения на данном участке археологических исследований в дальнейшем.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в Минкультуры России или в орган исполнительной власти субъекта Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в ст. 17 названного Федерального закона.
До принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр объекты, обладающих признаками объектов культурного наследия, подлежат государственной охране в соответствии с п. 8 ст. 18 Федерального закона N 73-ФЗ. Следовательно, объект в зависимости от своей исторической, культурной и художественной ценности может признаваться объектом культурного наследия вне зависимости от включения его в реестр.
Факт отсутствия записи в реестре и не включения указанной территории в зону действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия территории МО г. Екатеринбурга не дает оснований считать, что объекты не являются памятниками истории и культуры.
Довод заявителя о том, что Министерством не проводит никаких мероприятий по организации историко-культурной экспертизы, выявленного объекта, не имеет правового значения для дела. Вышеуказанные доказательства непосредственно указывают на наличие у объекта признаков объекта культурного наследия, а заключение экспертизы является одним из доказательств наличия этих признаков и оценивается в совокупности с иными доказательствами. Проведение экспертизы носит определенной временной промежуток и для сохранения целостности выявленного объекта предписание соответствующего органа о приостановлении работ направлено на защиту объекта культурного наследия до принятия необходимых мер. Историко-культурная экспертиза проводится, прежде всего, для обоснования включения объекта культурного наследия в реестр (ст.28 Закона).
Таким образом, выводы суда о незаконности оспариваемого предписания N 1-1-09, вынесенного Министерством культуры Свердловской области 15.05.2008 года, являются необоснованными, противоречат нормам действующего законодательства, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует отменить, апелляционную жалобу удовлетворить в полном объеме.
С учетом результата рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, с ЗАО "Промышленно-строительная компания "Урал-Альянс" подлежат взысканию судебные расходы по апелляционной жалобе в пользу Министерства культуры Свердловской области в сумме 1000 рублей.
На основании выше изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, п. 1 ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 октября 2008 года отменить, в удовлетворении заявленных ЗАО "Промышленно-строительная компания "Урал-Альянс" требований отказать.
Взыскать с ЗАО "Промышленно-строительная компания "Урал-Альянс" в пользу Министерства культуры Свердловской области в возмещение судебных расходов по апелляционной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О. Г. Грибиниченко |
Судьи |
С. Н. Сафонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-15401/2008-С5
Истец: ЗАО "ПСК "Урал-Альянс"
Ответчик: Министерство культуры Свердловской области
Третье лицо: ОГУК "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области"