г. Томск |
Дело N 07АП- 4706/08 (N А03-1761/08-23) |
28 августа 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2008 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Л.А. Гойник
судей: Н.В. Марченко, О.Б. Нагишевой
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.А. Гойник
при участии:
представителя ответчика Главного управления имущественных отношений Алтайского края - Лемяскиной Г.Д., доверенность от 27.02.2008 г. N АН-1608 сроком на один;
представителя третьего лица Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике - Рондовой Н.А., доверенность от 27.05.2008г. N 10-05/12 сроком по 31.12.2008 года; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.06.2008 года по делу N А03-1761/08-23 (судья Т.Г. Кирилова)
по иску Администрации г. Барнаула
к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края,
Администрации Алтайского края,
третьи лица: Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Барнаула, Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула, государственное учреждение культуры "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края "Наследие"
об обязании передать здание в муниципальную собственность,
установил:
Администрация города Барнаула обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края обязать передать в муниципальную собственность нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 21/ул. Никитина, 78, для решения одного из установленных законом вопросов местного значения формирование, утверждение, исполнение бюджета города.
Определением арбитражного суда от 20.03.2008 года по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Алтайского края.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца привлечены: Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике, Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула, на стороне ответчиков - государственное учреждение культуры научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края "Наследие" (НПЦ "Наследие").
В обоснование исковых требований истец ссылается на п.1 ч.1 ст. 16, п. 3 ч.1 ст.85 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 11 Закона Алтайского края от 08.10.1997г. N 53-ЗС "О порядке отчуждения объектов права собственности Алтайского края в собственность муниципальных образований и приобретения имущества муниципальных образований в собственность Алтайского края", указал, что спорное помещение, в котором в настоящее время находится комитет администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике, должно быть передано в муниципальную собственность, поскольку оно необходимо для выполнения функций комитета, как органа местного самоуправления, осуществляющего формирование, утверждение и исполнение бюджета города.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 20.06.2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, третье лицо Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование ссылается на то, что судом не применены нормы права - п. 3 ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации..."; письмом комитета Администрации Алтайского края по управлению государственным имуществом от 28.12.2005г. N АН-5708 горфинкомитет был уведомлен о подготовке и визировании проекта распоряжения главы Администрации Алтайского края о передаче спорного нежилого здания из государственной собственности Алтайского края в муниципальную собственность в целях реализации указанных федеральных законов; волеизъявление субъекта Российской Федерации - Администрации Алтайского края было выражено уполномоченным органом - Главным управлением имущественных отношений Алтайского края (абз.2 ст.11 закона Алтайского края от 08.10.1997г. N 53-ЗС "О порядке отчуждения объектов права собственности Алтайского края в собственность муниципальных образований и приобретения имущества муниципальных образований в собственность Алтайского края") путем подписания проекта распоряжения главы Администрации Алтайского края о передаче нежилого помещения в собственность муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края; ссылка НПЦ "Наследие" на прекращение срока действия договора аренды нежилых помещений, являющихся краевой собственностью, от 24.02.2004г. N А048-129, а также на тот факт, что до настоящего времени помещения не переданы НПЦ "Наследие" по передаточному акту являются не состоятельными, поскольку предметом рассмотрения спора является не договорные обязательства, а обязательства, возникшие на основании федеральных законов.
Ответчики Администрация Алтайского края, Главное управление имущественных отношений Алтайского края в отзывах на апелляционную жалобу просят решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Считают, что отсутствуют правовые основания для передачи нежилых помещений в здании по ул. Никитина, 78 в г. Барнауле в муниципальную собственность.
Третье лицо Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула в отзыве на апелляционную жалобу указал, что спорное помещение используется подателем жалобы для обеспечения своей деятельности. Наличие договора аренды свидетельствует об отсутствии у органов государственной власти субъекта РФ необходимости в спорном помещении. Считают апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются все условия, предусмотренные ст. 154 ФЗ от 22.08.2004г. N 122-ФЗ и необходимые для передачи спорного помещения в муниципальную собственность.
Истец, ответчик Администрация Алтайского края, третьи лица Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула, Государственное учреждение культуры научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края "Наследие", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель третьего лица Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике г. Барнаула поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Представитель ответчика Главного управления имущественных отношений Алтайского края в судебном заседании возражал по апелляционной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Судом установлено, что административное здание (литер А), общей площадью 826,2 кв.м., являющееся памятником истории и культуры краевого (регионального) значения, и гараж (литер Б), общей площадью 89,3 кв.м., расположенные по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 24/ул. Никитина, 78, находятся в собственности Алтайского края, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права N 22АБ274015, N22АБ274013.
Распоряжением комитета по управлению государственным имуществом администрации Алтайского края от 01.10.1997г. N 450 указанные объекты переданы на баланс НПЦ "Наследие".
24.02.2004 года гараж и нежилые помещения, общей площадью 651 кв.м, в здании по вышеуказанному адресу на основании договора аренды N А048-129 были переданы управлению администрации г. Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике (переименован в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике) для размещения офиса. В настоящее время срок действия договора аренды истек.
Распоряжением Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 21.12.2006г. N 938 вышеуказанное здание закреплено на праве оперативного управления за НПЦ "Наследие". Право оперативного управления зарегистрировано в установленном порядке (свидетельство о государственной регистрации права N 22АБ 274016, N22АБ274014).
Истец, полагая, что спорные помещения, используемые им для решения задач местного значения, должны быть переданы в муниципальную собственность, письмами от 08.12.2005г., 26.12.2006г., 17.12.2007г. обращался к собственнику здания в лице Главного управления имущественных отношений с предложением решить вопрос о передаче в муниципальную собственность данного имущества.
Посчитав, что ответчики необоснованно уклоняются от передачи здания в муниципальную собственность, истец обратился с иском в суд.
Арбитражный суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, которые поддерживаются апелляционным судом, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона Российской Федерации о 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
При этом согласно п. 1 Постановления Верховного Совета Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 20.02.1995 года N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года N 1327, дополненным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 года N 624.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Частью 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом (ч.2 ст. 212 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, являясь собственником спорного здания, Алтайский край, в лице уполномоченного органа - Главного управления имущественных отношений, на законных основаниях передал его в оперативное управление государственному учреждению НПЦ "Наследие".
Истец, предъявляя требования о понуждении собственника - Алтайский край, в лице Главного управления имущественных отношений Алтайского края и администрации Алтайского края, передать в муниципальную собственность спорное здание, сослался на часть 11 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов и о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ".
Положениями указанной статьи закона предусмотрено, что находящееся в собственности субъектов РФ имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случаях, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов РФ не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, или если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Абзацем 20 части 11 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004г. N 122-ФЗ установлено, что решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Таким образом, передача имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность возможна только по волеизъявлению субъекта Российской Федерации.
Данная позиция нашла свое отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006г. N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с запросом Правительства Москвы".
В соответствии с п. 1 данного Постановления положения абзацев 9, 10, 11, 15,16,19, 21, 22, 23 - 27, 29, 30, 31 и 33 части 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа2004 года N 122-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления субъекта Российской Федерации на передачу имущества из собственности субъекта Российской Федерации. Конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Правомерно отклонен судом первой инстанции довод истца о том, что волеизъявление субъекта РФ - Алтайского края, на передачу спорного здания имелось и было выражено в письме комитета по управлению государственным имуществом от 28.12.2005г. N АН-5708.
Так, согласно данному письму комитетом администрации края по управлению государственным имуществом подготовлен и передан на визирование проект распоряжения администрации края по передаче спорного нежилого помещения в собственность муниципального образования городского округа - города Барнаула. Письмо не содержит сведений о том, что собственником имущества принято решение о передаче здания, а лишь констатирует, что подготовлен проект распоряжения, которое еще не подписано уполномоченным лицом.
В соответствии с п. "д" части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Уставом (Основным Законом) Алтайского края высшим органом исполнительной власти Алтайского края является администрация Алтайского края, руководителем администрации является Губернатор Алтайского края.
Законом Алтайского края от 08.10.1997г. N 53-ЗС "О порядке отчуждения объектов права собственности Алтайского края в собственность муниципальных образований и приобретения имущества муниципальных образований в собственность Алтайского края" предусмотрено, что решения о передаче объектов права собственности края в собственность муниципальных образований принимаются краевым Советом народных депутатов либо главой администрации края в пределах компетенции, определенной настоящим Законом (ст. 5 Закона). Отдельное имущество, принадлежащее государственным учреждениям на праве оперативного управления, передается в собственность муниципальных образований по решению главы администрации края. Решение о передаче имущества принимается главой администрации края по представлению комитета по управлению имуществом края при наличии согласия государственного учреждения и заключения соответствующего отраслевого органа управления администрации края.
Как следует из материалов дела, государственное учреждение НПЦ "Наследие" согласия на передачу спорного здания в муниципальную собственность не давало, письмо комитета по управлению государственным имуществом не может рассматриваться как волеизъявление субъекта Российской Федерации на передачу имущества. Иных доказательств волеизъявления Алтайского края на передачу в муниципальную собственность спорных объектов истцом не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожения имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, установленных указанной статьей.
Истцом не представлено доказательств наличия оснований для принудительной передачи спорных объектов недвижимости из собственности Алтайского края в муниципальную собственность.
Ссылка истца на договор аренды от 24.02.2004г. N А048-129 между комитетом Администрации края по управлению государственным имуществом и комитетом администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике является несостоятельной, поскольку данный договор прекращен. Решением Арбитражного суда Алтайского края от 06.03.2008г., оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008г., удовлетворено исковое заявление главного управления имущественных отношений Алтайского края к комитету администрации города Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике об обязании освободить помещения, являющиеся краевой собственность, находящиеся по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 21/ул. Никитина, 78.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике г. Барнаула при рассмотрении спора не представлено доказательств того, что спорное имущество не может находиться в собственности субъекта РФ и должно быть передано в принудительном порядке из государственной собственности в муниципальную.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел и оценил доказательства, представленные по данному спору и пришел к выводу о необоснованности исковых требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Рассматривая спор, суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального права, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену судебного акта, допущено не было.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 20 июня 2008 года по делу N А03-1761/08-23 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Гойник |
Судьи |
Н.В.Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1761/08
Истец: Администрация г. Барнаула
Ответчик: Главное управление имущественных отношений Алтайского края
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула, Комитет администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике, Государственное учреждение екльтуры научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края "Наследие"
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4706/08