г. Томск |
Дело N 07АП-128/09 |
26.01.2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26.01.2009 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующей Е.А. Залевской,
судей Кулеш Т.А., Солодилова А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Солодиловым А.В.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя Открытого акционерного общества "Томскнефть" ВНК - без участия,
от заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области - Тарасова И.Г. по доверенности от 25.01.2008 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Томскнефть" ВНК на решение Арбитражного суда Томской области от 13.11.2008 года по делу N А67-5805/08 (судья А.В. Шилов) по заявлению Открытого акционерного общества "Томскнефть" ВНК к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о признании незаконным и отмене постановления N 18-13 о назначении административного наказания от 16.10.2008 года,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Томскнефть" ВНК (далее - далее заявитель, ОАО "Томскнефть" ВНК,Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее - Департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 18-13 от 16.10.2008 года о наложении на ОАО "Томскнефть" ВНК административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением от 13.11.2008 года по делу N А67-5805/08 Арбитражный суд Томской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Томскнефть" ВНК обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что плановая проверка Игольско - Талового нефтяного месторождения ОАО "Томскнефть" ВНК проведена с нарушением законодательства РФ. В Обществе за период с 14.05.2008 года по 30.08.2008 года проводилось одиннадцать плановых проверок нефтяных месторождений, принадлежащих Обществу, плановой проверке должно подлежать Общество в целом, а не принадлежащие ему объекты либо отдельные подразделения. Кроме того, требования Федерального закона от 08.08.2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее по тексту - Закон N 134-ФЗ) подлежат применению к данным правоотношениям, поскольку проверочные мероприятия не связаны с осуществлением какого-либо контроля над опасными производственными объектами, согласно данного закона в отношении одного юридического лица плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Нормативы качества окружающей среды не утверждены и не установлены, в связи с чем заявитель полагает, что несоблюдение неустановленных нормативов качества окружающей среды не может рассматриваться как нарушение действующего законодательства.
ОАО "Томскнефть" ВНК предпринимало все должные и необходимые меры для обеспечения безопасной эксплуатации трубопровода. Подробно доводы ОАО "Томскнефть" ВНК изложены в апелляционной жалобе.
Департамент возразил в отзыве на апелляционную жалобу против её доводов, указав, что имеет право на осуществление государственного экологического контроля, а проведение контрольных мероприятий в отношении опасных объектов, к числу которых относится нефтесборный коллектор "куст 6 - врезка куста 6" Игольско-Таловского нефтяного месторождения не регулируется положениями Закона N 134-ФЗ. проверке в рассматриваемом случае подвергалось не месторождение, не юридическое лицо ОАО "Томскнефть" ВНК, а факты аварийных ситуаций на трубопроводах.
Нормативы качества окружающей среды установлены Департаментом, уполномоченным на это как органа исполнительной власти Томской области. В настоящее время действуют "Временные требования по приёмке рекультивированных земель (допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Томской области" ( далее по тексту - Временные правила), которые утверждены Департаментом как уполномоченным органом исполнительной власти Томской области. В них содержатся показатели нормативов допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (ДОСНП), превышение которых установлено во время проверки.
Что касается доводов жалобы о надлежащем содержании трубопровода на указанном месторождении, то ни один из нормативных документов, которыми регулируется порядок добычи нефти и на которые ссылается заявитель, не предполагает изначально возможности самопроизвольных утечек нефти из трубопровода и попадание её на почву и в воду. Подробно возражения на апелляционную жалобу изложены в письменном отзыве.
В судебное заседание представитель апеллянта не явился, о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом. Представитель Департамента поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу. Суд апелляционной инстанции в порядке выполнения требований части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ, счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя.
Законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Томской области проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ в полном объёме.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. начальника Департамента N 439 от 29.07.2008 года, старшим государственным инспектором Томской области по охране природы Русляковым С.И. в период с 7 августа по 07 сентября 2008 года проведена плановая проверка Игольско-Талового нефтяного месторождения ОАО "Томскнефть" ВНК.
Поверка проведена в целях обеспечения исполнения законодательства РФ и Томской области в области охраны окружающей среды и охраны водных объектов, соблюдения требований (в том числе нормативов и нормативных документов) в области охраны окружающей среды и охраны водных объектов по фактам некатегорийных отказов, обеспечения экологической безопасности.
Распоряжением N 515 от 08.09.2008 года плановая проверка продлена с 08.09.2008 года по 30.09.2008 года.
В ходе проверки вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 18-08 от 08.08.2008 года, по факту несоблюдения ОАО "Томскнефть" ВНК экологических требований при эксплуатации нефтесборного коллектора Игольско-Талового нефтяного месторождения.
07 августа 2008 года при визуальном обследовании мест аварий был произведен отбор проб почвы с земельных участков, залитых нефтью, в том числе, вдоль нефтесборного коллектора "Куст 6-врезка Куста 6" Игольско-Талового нефтяного месторождении, о чем составлен протокол отбора проб почвы N 18-11 от 07.08.2008 года.
Проверкой установлено, что на нефтесборном коллекторе "Куст 6-врезка Куста 6" Игольско-Талового нефтяного месторождения ОАО "Томскнефть" ВНК работы по транспортировке углеводородного сырья (нефти) проводятся с нарушением экологических требований и загрязнением окружающей среды, а именно: в результате некатегорийного отказа произошло загрязнение почвы нефтью, обвалования вокруг разлива нефти отсутствует - авария не локализована.
В ходе проверки также установлено, что ОАО "Томскнефть" ВНК, при эксплуатации нефтесборного коллектора не приняло должных мер:
-по проведению замеров толщинометрии при проведении ежегодных контрольных осмотров трубопроводов в 2005, 2006, 2007 годах;
-по внесению результатов ежегодных контрольных осмотров в паспорт трубопровода;
-в актах контрольных осмотрах не отражена обязательная информация о состоянии зон возможного скопления пластовых вод, конденсата, твердых осадков;
-по созданию обвалования мест загрязнения, то есть не приняло мер по локализации аварийных разливов нефти произошедших за период с марта по май 2008 года, а также по предотвращению последующих возможных аварий на данных трубопроводах, и связанных с этим возможных загрязнений земли.
Результаты проверки зафиксированы в акте N 18-16 от 26.09.2008 года.
07 октября 2008 года в отношении ОАО "Томскнефть" ВНК составлен протокол об административном правонарушении N 18-13, в котором установлено что: на нефтесборном коллекторе "Куст 6- врезка Куста 6" Игольско-Талового нефтяного месторождения ОАО "Томск-нефть" ВНК, работы по транспортировке углеводородного сырья, проводятся с нарушением экологических требований и загрязнением окружающей среды, а именно: с загрязнением почвы - по данным экспертного заключения о результатах исследования проб N41 от 09.09.2008 гоа и протокола анализа почвы NN 69-72 от 15 августа 2008 года, выданных Томской СИГЭКиА, превышение содержания нефтепродуктов в сравнении с фоном в пробе N 69 в 1354,7 раза, превышение содержания хлоридов в сравнении с фоном в 1,66 раза; в пробе N 70 превышение содержания нефтепродуктов в сравнении с фоном в 925,7 раза; содержание хлоридов в сравнении с фоном 1,43 раза.
Загрязнение произошло в результате следующих аварий:
-13.03.2008 года, 95метров от АГЗУ К6, объем разлива нефти 0,02 тонны, площадь загрязнения 12 м кв.;
-06,05.2008 года, 95метров от АГЗУ К6, объем разлива нефти 0,05 тонны, площадь загрязнения 125м кв.;
-17.04.2008 года, 919 метров от АГЗУ К6, объем разлива нефти 0,008 тонны, площадь загрязнения 80м кв.
16 октября 2008 года старшим государственным инспектором Томской области по охране природы Русляковым С.И. вынесено постановление N 18-13 о назначении административного наказания ОАО "Томскнефть" ВНК предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
ОАО "Томскнефть" ВНК, считая постановление N 18-13 от 16.10.2008 года незаконным, обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о его оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Томской области исходил из доказанности факта совершения Обществом административного правонарушения, виновности Общества в его совершении и отсутствия нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Департамента, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Состав правонарушения формальный, объективную сторону образуют действия или бездействие, то есть несоблюдение или ненадлежащее соблюдение экологических требований; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности изложены в статьях 34-56 Закона N 7-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 46 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировке, хранении и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Как установлено судом первой инстанции, ОАО "Томскнефть" ВНК осуществляет работы по добыче и транспортировке углеводородного сырья.
В соответствии со статьей 1 Закона N 7-ФЗ под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Под требованиями в области охраны окружающей среды (природоохранные или экологические требования) в соответствии со статьей 1 Закона N 7-ФЗ понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В такие нормативы включены: нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы); нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду; нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов; нормативы предельно допустимых концентраций; нормативы допустимых физических воздействий; лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки 07.08.2008 года обнаружены нарушения экологических требований при проведении работ по транспортировке углеводородного сырья на нефтесборном коллекторе "Куст 6- врезка Куста 6" Игольско-Талового нефтяного месторождения ОАО "Томскнефть" ВНК, послужившие основанием для привлечения к ответственности, а именно: загрязнение почвы, в частности превышение содержания нефтепродуктов в сравнении с фоном в пробе N 69 в 1354,7 раза, превышение содержания хлоридов в сравнении с фоном в 1,66 раза; в пробе N 70 превышение содержания нефтепродуктов в сравнении с фоном в 925,7 раза; содержание хлоридов в сравнении с фоном 1,43 раза, что подтверждается экспертным заключением о результатах исследования проб от 09.09.2008 года N 41 и протоколом анализа почвы от 15.08.2008 года N 69-72, выданных Томской СИГЭКиА (том дела 2, листы дела 81-84).
Факты, указанные в протоколе Обществом не оспариваются.
Объективная сторона совершенного Обществом правонарушения выразилась в несоблюдении экологических требований при эксплуатации нефтесборного коллектора "Куст 6- врезка Куста 6" Игольско-Талового нефтяного месторождения.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Обществом пункта 1 статьи 34, пункта 2 статьи 39, пунктов 1, 2 статьи 46 Закона N 7-ФЗ, пункта 10.3.15 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных Министерством нефтяной промышленности СССР в 1984 году, пунктов 5.2, 7.5.1.7, 7.5.1.12, 7.5.1.16, 7.5.3.16, 12.35 РД 39-132-94 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов.
Таким образом, факт совершения ОАО "Томскнефть" ВНК административного правонарушения установлен судами первой и апелляционной инстанций, подтвержден материалами дела (актом проверки от 26.09.2008 года N 18-16, протоколом об административном правонарушении от 07.08.2008 года N 18-11, экспертным заключением от 09.09.2008 года N41 о результатах исследования проб).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о законности и обоснованности привлечения Общества к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы Общества, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, в соответствии с п. 9 (пп.6, 7) Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 23.11.2007 N 153, является органом исполнительной власти Томской области, осуществляющим государственный экологический контроль. Перечень должностных лиц Департамента, осуществляющих государственный экологический контроль, утвержден Распоряжением Губернатора Томской области от 05.02.2007 N 52-р "Об утверждении перечня должностных лиц Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, осуществляющих государственный экологический контроль". Согласно приказу Департамента от 17.04.2008 N 59 главный специалист Департамента Русляков СИ. одновременно по должности является старшим государственным инспектором Томской области по охране природы.
В соответствии с частью статьи 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.1 КоАП РФ. В соответствии с частью 2 статьи 23.29 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в частью 1 статьи 23.29 КоАП РФ, вправе государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по охране природы. В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Таким образом, каких либо исключений по проведению проверок государственного экологического контроля в отношении объектов, признанных в соответствии с законодательством опасными производственными объектами, законодательством не предусмотрено.
Доводы заявителя о том, что проверка проведена Департаментом с нарушением пункта 4 статьи 7 Закона N 134-ФЗ, не могут быть приняты апелляционной инстанцией во внимание в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 134-ФЗ настоящий Закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проверка в целом ОАО "Томскнефть" ВНК как юридического лица Департаментом не проводилась, проверка осуществлялась в отношении отдельных объектов Общества, а именно системы трубопроводов отдельного месторождения. В соответствии с действующим законодательством ( часть 1 статьи 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункты 1,2 Приложения N 1 к указанному Федеральному закону) нефтесборный коллектор "Куст 6- врезка Куста 6" Игольско-Талового нефтяного месторождения относится к опасным производственным объектам с учётом того, что согласно паспорту трудопровода N 167 рабочий параметр давления на рассматриваемом нефтесборном коллекторе "куст 6- врезка куста 6" Игольско-Таловского нефтяного месторождения составляет 2,5 мегапаскаля .
Положения Закона N 134-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с проведением контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, в том числе по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ.
Довод Общества об отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды не принимается.
В соответствии со статьёй 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" качество окружающей среды - это такое состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
В соответствии со статьёй 28 ФЗ "Об охране окружающей среды" иные нормативы в области охраны окружающей среды устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Действующим законодательством Томской области (Закон Томской области "Об охране окружающей среды в Томской области") установлено разграничение полномочий органов власти Томской области. Согласно ст. 5 данного закона установление нормативов качества окружающей среды является полномочием органа исполнительной власти Томской области, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 27.12.2003 года N 269 и Постановлением Губернатора Томской области от 23.11.2007 года N 153, органом исполнительной власти Томской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Таким образом, в соответствии с законодательством Томской области у Департамента имеются полномочия по установлению нормативов качества окружающей среды
Факт действия вышеназванных Временных требования и показателей ДОСНП не отрицается и заявителем.
Вместе с тем судом первой инстанции учтено, что отсутствие установленных законодательно нормативов компенсируется возможностью оценки загрязнения почв путем сравнения с фоном (естественным состоянием).
Указанный метод исследования предлагается различными нормативными документами, в том числе:
-пунктом 1.7 РД 39-0147098-015-90 Инструкции по контролю за состоянием почв на объектах предприятий Миннефтегазпрома при проведении производственного экологического контроля на объектах нефтяной и газовой промышленности;
-пунктом 2.9 РД 39-00147105-006-97 Инструкции по рекультивации земель, нарушенных и загрязненных при аварийном и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов при проведении рекультивационных работ после загрязнения земель нефтью;
-ГОСТ 17.4.3.01-83 Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб, ГОСТ 17.4.3.06-86 Охрана природы. Почвы. Общие требования к классификации почв по влиянию на их химических загрязняющих веществ при отборе проб для оценки общих и локальных загрязнений;
-пунктами 4.20, 4.21 СП 11-102-97 Инженерно-экологических изысканий для строительства при проведении инженерно-экологических изысканий для строительства.
Из изложенного следует, что при отсутствии законодательно установленных нормативов качества окружающей среды, имеется законодательно установленный метод определения уровня загрязнения окружающей среды.
Данный метод применялся при исследовании образцов почвы для подтверждения факта поступления загрязняющих веществ в почву в результате разливов нефтесодержащей жидкости на Игольско-Талового нефтяном месторождении. В результате исследования выявлено превышение содержания нефтепродуктов в пробе в сравнении с фоновой пробой в 1354,7 раз, превышение содержания хлоридов в сравнении с фоном в 1,66 раз (экспертное заключение N 41 от 09.09.2008 года).
При указанных обстоятельствах, Общество при эксплуатации нефтесборного коллектора "Куст 6- врезка Куста 6" Игольско-Талового нефтяного месторождения не обеспечивает соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Довод заявителя об использовании герметизированной системы трубопроводного транспорта приводился в суде первой инстанции, исследован и правомерно не принят судом.
Согласно пункту 10.3.15 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений при разработке нефтяных месторождений должны выполняться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предотвращение загрязнения земли и поверхностных вод нефтепродуктами. Данные мероприятия включают в себя, в том числе, использование герметизированной системы промыслового транспорта.
Пунктом 10.1.3 Регламента составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газовых месторождений. РД 153-39-007-96 (утвержден Минтопэнерго РФ 23.09.1996 года) установлено, что при обустройстве месторождения следует предусмотреть напорную герметизированную систему сбора, подготовки, транспорта нефти, исключающую попадание продукции скважин на почву и в воду, комплексное использование природных и техногенных ресурсов, направленное на уменьшение отходов, загрязняющих окружающую среду.
Из системного анализа положений перечисленных нормативных правовых актов следует, что возможность самопроизвольных утечек нефти из трубопровода не предусмотрена, они происходят, в большинстве случаев, вследствие неисполнения эксплуатирующей организацией требований по эксплуатации трубопроводов, что является виновным деянием.
Все меры и требования, предусмотренные РД 153-39-007-96, РД 39-132-94 (контрольные осмотры, диагностика, ревизия, гидравлические испытания), направлены на поддержание и использование герметизированной системы промыслового транспорта, исключающую попадание нефти на почву и в воду, направленную на предотвращение загрязнения земли и поверхностных вод.
Как правильно указал суд первой инстанции, одной из мер, направленной на поддержание и использование герметизированной системы промыслового транспорта, являются периодические контрольные осмотры и ревизии действующих трубопроводов.
На основании пунктов 7.5.1.7, 7.5.1.12, 7.5.1.16 раздела 7.5.1, пункта 12.35 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94 при контрольном осмотре трубопровода особое внимание должно быть уделено: состоянию зон выхода трубопроводов из земли; состоянию сварных швов; состоянию зон возможного скопления пластовой воды, конденсата, твердых осадков; состоянию фланцевых соединений; правильности работы опор; состоянию и работе компенсирующих устройств; состоянию уплотнений арматуры; вибрации трубопроводов; состоянию изоляции и антикоррозионных покрытий; состоянию гнутых отводов, сварных тройников, переходов и других фасонных деталей.
При контрольных осмотрах трубопроводов необходимо замерять толщину стенок труб и глубину язв на теле труб и в сварных швах (внутренняя коррозия) с помощью ультразвукового или радиоизотопного толщиномера (инструментальная диагностика).
Результаты контрольных осмотров и замеров толщин стенок всех трубопроводов должны фиксироваться в документах соответствующих служб технического надзора и вноситься в паспорт трубопроводов.
Ссылки заявителя на выполнение им работ по контрольному осмотру трубопроводов с помощью ультразвукового толщинометра не нашли подтверждения в материалах дела.
Из представленных в дело документов следует, что данные о ежегодных контрольных осмотрах в паспорт трубопровода нефтесборного коллектора "Куст 6- врезка Куста 6" Игольско-Талового нефтяного месторождения не внесены. В актах контрольных осмотров от 09.06.2005 года, от 11.08.2006 года, от 13.07.2007 года, от 18.06.2008 года отсутствует информация о замерах толщины стенок труб и глубине язв на теле труб и в сварных швах с применением методов ультразвуковой или радиоизотопной толщинометрии.
РД 39-132-94 предусмотрено, что замеры толщины стенок с применением методов ультразвуковой толщинометрии должны быть произведены на 40 участках трубопровода. Вместе с тем, в нарушение указанных норм замеры произведены толщины стенок трубопровода "Куст 6- врезка Куста 6" только в 3 местах, а стенок трубы в 10 местах, что подтверждается протоколами от 13.07.2007 года N 20, N 27 от 18.06.2008 года.
Согласно пункту 7.5.1.7 РД 39-132-94 при контрольном осмотре особое внимание должно быть уделено состоянию зон возможного скопления пластовой воды, конденсата, твердых осадков.
В нарушение указанного пункта информация о состоянии данных зон в актах контрольных осмотров отсутствует. Акт о проведении коррозионного мониторинга от 19.05.2008 года относится только к 2008 году и проведен на других трубопроводах и на других месторождениях, аналогичные акты за 2005-2007 года, относящиеся к проверяемому трубопроводу, отсутствуют.
Пунктом 7.5.1.17 РД 39-132-94 установлено, что по результатам осмотров и замеров дается заключение о состоянии трубопроводов, то есть одно заключение по всему комплексу проведенных работ, а не по каждому виду работ в отдельности. Данное заключение отсутствует, что является нарушением пункта 7.5.1.17 РД 39-132-94.
Таким образом, требования раздела 7.5.1 РД 39-132-94 о проведении контрольных осмотров трубопровода с применением методов инструментальной диагностики заявителем в полном объеме не выполняются, в результате герметизация трубопроводов постоянно нарушается в следствие коррозии, происходит попадание нефти на почву и загрязнение земли.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Эксплуатируемый ОАО "Томскнефть" ВНК объект является опасным производственными объектами в соответствии со статьей 2 и Приложением 1 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий.
По данным ОАО "Томскнефть" ВНК (акты технического расследования некатегорийных отказов трубопроводов) порывы нефтесборного коллектора "Куст 6- врезка Куста 6" Игольско-Талового нефтяного месторождения ОАО "Томскнефть" ВНК произошли из-за коррозийного износа по нижней образующей тела трубы. Акты расследования утверждены главным инженером ОАО "Томскнефть" ВНК.
Таким образом, отсутствие своевременной технической диагностике нефтепровода и в связи с этим несвоевременное выявление коррозии нефтепровода послужили причинами аварий, которые привели к загрязнению окружающей среды.
Общество не приняло должных мер по своевременной технической диагностики нефтепровода, продолжало эксплуатировать нефтепровод, не приняло мер по предотвращению последующих аварий на трубопроводе и связанных с этим возможных загрязнений земли.
Судом апелляционной инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что заявитель имел возможность выполнить вышеперечисленные экологические требования. Доказательств принятия всевозможных и своевременных мер, направленных на недопущение нарушений экологических требований, материалы дела не содержат. Несоблюдение ОЛАО "Томскнефть" ВНК установленных РД 39-132-94 требований по проведению ежегодных контрольных осмотров трубопровода с применением методов инструментальной диагностики привело к несвоевременному выявлению коррозионных участков, что в свою очередь привело в короткий помеж1ток времени к 3 аварийным порывам нефтепровода с последующим загрязнением земель нефтью.
ОАО "Томскнефть" ВНК несет бремя надлежащего содержания нефтепровода как опасного производственного объекта и несет ответственность за наступление вредных последствий, которые не предвидело, хотя должно и могло их предвидеть (вина в форме неосторожности).
Вывод суда первой инстанции о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.1 КоАП РФ, а также вины Общества в совершенном административном правонарушении является правильным, соответствует материалам дела.
Доводы Общества, содержащиеся в апелляционной жалобе, фактически повторяют доводы, приведенные заявителем в обоснование своих требований, которые были предметом исследования суда первой инстанции и которым дана надлежащая правовая оценка, направлены на переоценку исследованных Арбитражным судом Томской области доказательств и не могут являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Размер назначенного штрафа определен в пределах санкции статьи 8.1 КоАП РФ с учетом обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Томской области решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Томской области от 13.11.2008 года по делу N А67-5805/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Томскнефть" ВНК - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующая |
Залевская Е.А. |
Судьи |
Кулеш Т.А. Солодилов А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5805/08
Истец: ОАО "Томскнефть" ВНК
Ответчик: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-128/09