г. Москва
11 апреля 2011 г. |
Дело N А41-28137/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя (ОГРН: 1037739154243): Москвина Е.А., доверенность от 02.06.2010, Тарсевич М.В., доверенность от 15.03.2010,
от ответчика: Федотов Д.Л., доверенность от 12.01.2011 N ЮП-03/237,
рассмотрев в судебном заседании заявление некоммерческого партнерства "Институт социально-экономического развития Центрального федерального округа" к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом об обязании заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка площадью 178 074 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, сельское поселение Габовское, деревня Удино, оздоровительный лагерь "Звонкие горны" на условиях заявления о предоставлении указанного земельного участка в собственность по цене 1 926 716, 16 руб. и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка и признании бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом незаконным,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческое партнерство "Институт социально-экономического развития Центрального Федерального округа" (далее - заявитель, некоммерческое партнерство) обратился в Арбитражный суда Московской области с заявлением об обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - ответчик, Росимущество) заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка площадью 178 074 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, сельское поселение Габовское, деревня Удино, оздоровительный лагерь "Звонкие горны" на условиях заявления о предоставлении указанного земельного участка в собственность по цене 1 926 716, 16 руб., направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка и признании бездействия ответчика незаконным.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит названный судебный акт отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального и процессуального права (том 2, л.д. 13-17).
При рассмотрении указанной апелляционной жалобы арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что заявитель является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 178 074 кв.м. по адресу: Московская область, Дмитровский район, сельское поселение Габовское, деревня Удино, оздоровительный лагерь "Звонкие горны".
На указанном земельном участке располагается 22 объекта недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности. Объекты недвижимости приобретены в порядке приватизации на аукционе, проводимом ФГУП "ВПК-Сервис" (договор купли-продажи объектов недвижимости от 14.04.2006 N 3А/2006 (том 1, л.д. 37-42).
Право собственности некоммерческого партнерства на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке 16.08.2006.
С момента приобретения вышеуказанных объектов недвижимости заявитель является плательщиком земельного налога на указанный земельный участок, что подтверждается платежными поручениями.
05.06.2008 Администрацией Дмитровского муниципального района Московской области принято постановление N 2784-П "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, сельское поселение Габовское, в районе деревни Удино" (том 1, л.д. 45).
Земельный участок, расположенный по указанному адресу прошел государственный кадастровый учет, данному участку присвоен кадастровый номер 50:04:0160419:1, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 10.11.2008 N 04/08.3-2277 (том 1, л.д. 46-47).
Являясь собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, площадью 178 074 кв.м. по адресу: Московская область, Дмитровский район, сельское поселение Габовское, деревня Удино, оздоровительный лагерь "Звонкие горны", заявитель, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обратился в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с заявлением от 21.09.2009 N 1-14/108 о приобретении указанного земельного участка по цене, устанавливаемой Правительством Московской области в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, равной 1 926 716, 16 руб. с приложением проекта договора купли-продажи рассматриваемого земельного участка (том 1, л.д. 8-13).
Письмом от 16.12.2009 N 10/1594 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сообщило некоммерческому партнерству о том, что в представленных на рассмотрение материалах отсутствуют документы, предусмотренные пунктом 5 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370, содержащие сведения о регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 50:04:0160419:1. Названным письмом документы возвращены заявителю на доработку (том 1, л.д. 57-58).
Ссылаясь на то, что право на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка имеется у заявителя в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации как у собственника недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке, а также указывая на представление в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом всех необходимых документов для предоставления заявителю в собственность рассматриваемого земельного участка, некоммерческое партнерство обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением от 09.12.2009 N 1-11/143 об обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом заключить с некоммерческим партнерством договор купли-продажи земельного участка площадью 178 074 кв.м. по адресу: Московская область, Дмитровский район, сельское поселение Габовское, деревня Удино, оздоровительный лагерь "Звонкие горны" на условиях заявления о предоставлении в собственность земельного участка по цене 1 926 716, 16 руб., направить проект договора купли-продажи земельного участка в установленный законом срок и о признании бездействия ответчика незаконным (том 1, л.д. 2-5).
28.12.2009 определением Арбитражным судом города Москвы по делу N А40-170727/09-49-872 указанное заявление некоммерческого партнерства принято к производству и назначено предварительное судебное заседание (том 1, л.д. 105).
22.07.2010 материалы арбитражного дела N А40-170727/09-49-872 (1 том на 102 листах) направлены Арбитражным судом города Москвы в Арбитражный суд Московской области (том 1, л.д. 103).
Определением Арбитражного суда Московской области от 04.08.2010 заявление некоммерческого партнерства от 09.12.2009 N 1-11/143 принято к производству (том 1, л.д. 1).
Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что арбитражным судом первой инстанции в порядке искового производства рассмотрены требования заявителя об обязании ответчика заключить с некоммерческим партнерством договор купли-продажи земельного участка площадью 178 074 кв.м. по адресу: Московская область, Дмитровский район, сельское поселение Габовское, деревня Удино, оздоровительный лагерь "Звонкие горны" на условиях заявления о предоставлении в собственность земельного участка по цене 1 926 716, 16 руб.
При этом как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции некоммерческим партнерством не заявлялись ходатайства об уточнении или изменении заявленных требований либо об отказе от заявленных требований в части требования о признании незаконным бездействия ответчика.
Согласно пояснениям заявителя, некоммерческое партнерство от заявленных требований не отказывалось, требования поддерживают в полном объеме.
Между тем Арбитражным судом Московской области при рассмотрении настоящего дела не дана оценка требованиям заявителя о признании незаконным бездействия ответчика и в отношении указанных требований судом решение не принято, в резолютивной части судебного акта отсутствуют результаты рассмотрения данного требования.
При этом требования, заявленные некоммерческим партнерством в части признания незаконным бездействия ответчика также подлежали рассмотрению арбитражным судом первой инстанции.
В соответствии с частью 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 указанного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" пункта если судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы в порядке апелляционного производства будет установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции лицо заявляло ходатайство в соответствии со статьей 49 Кодекса об изменении предмета или основания иска, увеличении или уменьшении исковых требований и суд неправомерно отказал в удовлетворении такого ходатайства или рассмотрел заявление без учета заявленных изменений либо по какому-то другому требованию лица, участвующего в деле, не принял решения и утрачена возможность принятия дополнительного решения, то суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 АПК РФ о повторном рассмотрении дела, в силу части 5 статьи 270 Кодекса переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в рамках которого рассматривает не рассмотренные ранее требования, принимает измененные предмет или основание иска, увеличенные (уменьшенные) требования.
На основании изложенного, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции принято с нарушением норм процессуального права, выразившихся в нерассмотрении судом требований, заявленных некоммерческим партнерством, в части признании незаконным бездействия ответчика, подлежащих рассмотрению в порядке, установленном главой 24 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
В силу части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 названного Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
При указанных обстоятельствах определением от 03.03.2011 арбитражный суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, предусмотренным процессуальным законодательством для рассмотрения дел в суде первой инстанции (том 2, л.д. 120-126).
В судебном заседании представителями некоммерческого партнерства поддержаны заявленные требования. По мнению заявителя, бездействие Росимущества, выразившееся в нерассмотрении заявления некоммерческого партнерства от 21.09.2009 N 1-14/108, поступившего ответчику 08.10.2009, в установленный законом месячный срок и непринятие решения по существу вопроса, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя. При этом некоммерческое партнерство ссылается на наличие у ответчика обязанности по заключению с заявителем договора купли-продажи испрашиваемого в собственность земельного участка на условиях заявителя.
Представитель Росимущества против доводов заявителя возражал, ссылаясь на то, что заявление некоммерческого партнерства о предоставлении в собственность земельного участка Росимуществом рассмотрено, заявителю предложено представить недостающие документы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункта 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в силу статьи 36 ЗК РФ обязан направить заявителю проект договора купли-продажи.
Указанная правовая позиция подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", из которого следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В пункте 4 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Как следует из материалов дела, право собственности общества на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Московская область, Дмитровский район, Каменский с.о., дер. Удино, Оздоровительный комплекс "Звонкие горны", подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 16.08.2006 НА N 1233106, НА N 1233112, НА N 1233108, НА N 1233109, НА N 1211385, НА N 1233111, НА N 1233110, НА N 1233113, НА N 1233115, НА N 1211395, НА N 1211394, НА N 1211389, НА N 1211387, НА N 1211388, НА N 1233114, НА N 1233118, НА N 1211393, НА N 1211384, НА N 1211392, НА N 1211391, НА N 1211386, НА N 1211383, НА N 1233109 (том 2, л.д. 73-94) и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том 1, л.д. 15-36).
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Право собственности на объекты недвижимого имущества, расположенных на рассматриваемом земельном участке, зарегистрировано в установленном законом порядке, не оспаривается, свидетельства о государственной регистрации права не признаны недействительными.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 (зарегистрирован в Минюсте РФ 28.11.2007 N 10555).
Вместе с тем, в соответствии со статьей 29 и пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ у заявителя имеется право выкупить земельный участок у лица, обладающего правом предоставления этого участка.
Как следует из материалов дела, заявитель приобрел расположенные на испрашиваемом земельном участке объекты недвижимости в порядке приватизации на основании договора от 14.04.2006 N 3А/2006 (том 1, л.д. 37-42).
Ранее объекты недвижимости находились в федеральной собственности и были закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП "ВПК-Сервис" (продавец по договору от 14.04.2006 N 3А/2006). Спорный земельный участок принадлежал ФГУП "ВПК-Сервис" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Поскольку до заключения договора купли-продажи от 14.04.2006 N 3А/2006 на испрашиваемом земельном участке располагались объекты недвижимости, находящиеся в собственности Российской Федерации, а сам земельный участок был предоставлен федеральному государственному унитарному предприятию, арбитражный апелляционный суд считает, что государственная собственность на земельный участок площадью 178 074 кв.м. с кадастровым номером 50:04:0160419:1 разграничена и указанный земельный участок в силу закона относится к собственности Российской Федерации.
Указанные обстоятельства также установлены арбитражным судом при рассмотрении дела N А41-18474/09 Арбитражного суда Московской области по заявлению некоммерческого партнерства к Администрации Дмитровского муниципального района Московской области об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 178 074 кв. м с кадастровым номером 50:04:0160419:1 по адресу: Московская область, Дмитровский район, сельское поселение Габовское, деревня Удино, оздоровительный лагерь "Звонкие горны" по цене 1 926 716,16 руб.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 по делу N А41-18474/09 в удовлетворении исковых требований отказано. При рассмотрении указанного дела арбитражным судом установлено, что заявитель приобрел расположенные на испрашиваемом земельном участке объекты недвижимости в порядке приватизации на основании договора от 14.04.2006 N 3А/2006. Ранее объекты недвижимости находились в федеральной собственности и были закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП "ВПК-Сервис".
Спорный земельный участок также принадлежал ФГУП "ВПК-Сервис" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что было подтверждено свидетельством от 20.01.1997 N 61 о праве постоянного (бессрочного) пользования и кадастровым паспортом испрашиваемого земельного участка от 17.03.2010.
В связи с изложенным арбитражным судом апелляционной инстанции в постановлении от 10.06.2010 по делу N А41-18474/09 указано, что заявитель вправе в установленном законом порядке обратиться к Росимуществу и ТУ Росимущества в Московской области с заявлением о приватизации земельного участка площадью 178 074 кв. м с кадастровым номером 50:04:0160419:1 и в случае отказа в предоставлении - обжаловать его.
Таким образом заявитель, являясь собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Московская область, Дмитровский район, Каменский с.о., дер. Удино, Оздоровительный комплекс "Звонкие горны", правомерно обратился в Росимущество с заявлением от 21.09.2009 N 1-14/108 о приобретении указанного земельного участка по цене, устанавливаемой Правительством Московской области в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, равной 1 926 716, 16 руб. с приложением проекта договора купли-продажи рассматриваемого земельного участка.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается, что по результатам рассмотрения заявления общества о предоставлении в собственность рассматриваемого земельного участка от 21.09.2009 N 1-14/108, поступившего в Росимущество 08.10.2009, решение Росимуществом не принято. Письмом от 16.12.2009 N 10/1594 Росимущесмтво сообщило заявителю о возращении заявления и документов на доработку, в связи с непредставлением необходимых документов.
Таким образом, по мнению общества, ответчиком допущено бездействие, выразившееся в нерассмотрении и непринятии решения о предоставлении заявителю в собственность испрашиваемого земельного участка в установленный законом месячный срок со дня поступления такого заявления в уполномоченный орган, чем нарушены права и законные интересы общества.
Судом установлено, что некоммерческое партнерство обратилось в Росимущество с заявлением от 21.09.2009 N 1-14/108 о предоставлении в соответствии со статьей 36 ЗК РФ в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 50:04:0160419:1, площадью 178 074 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, сельское поселение Габовское, дер. Удино, оздоровительный лагерь "Звонкие горны" с приложением пакета документов и примерной формы договора купли-продажи указанного земельного участка (том 1, л.д. 8-13).
Названное заявление с приложениями направлено заявителем по почте и поступило в Росимущество 08.10.2009, что подтверждается почтовым уведомлением (том 1, л.д. 44).
Письмом от 16.12.2009 N 10/1594 Росимущество сообщило заявителю, что по результатам рассмотрения заявления от 21.09.2009 N 1-14/108 Росимуществом установлено, что к названному заявлению некоммерческого партнерства не приложены документы, предусмотренные пунктом 5 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370, содержащие сведения о регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок, а также об отсутствии таких сведений в кадастровом паспорте земельного участка от 10.11.2008 N 04/08.3-2277, представленном заявителем. Также Росимущество указало, что письмом Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области от 24.06.2009 N 04/018/2009-087 сообщено об отсутствии записи о регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0160419:1 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (том 1, л.д. 57-58).
Таким образом арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что о результатах рассмотрения заявления общества о предоставлении на праве собственности рассматриваемого земельного участка Росимуществом сообщено заявителю только письмом от 16.12.2009, то есть по истечении установленного месячного срока со дня поступления заявления. При этом в сообщении от 16.12.2009 N 10/1594, направленном обществу по истечении предусмотренного действующим законодательством срока, не содержится сведений о принятом решении о предоставлении в собственность рассматриваемого земельного участка либо об отказе в таком предоставлении.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что Росимуществом не соблюден срок, установленный пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ, в соответствии с которым в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Согласно пункту 1 статьи 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Материалами дела подтверждено, что 22 объекта недвижимого имущества, приобретенных заявителем по договору купли-продажи недвижимого имущества от 14.04.2006 N 3А/2006 (том 1, л.д. 37-42), заключенного с Федеральным государственным унитарным эксплуатационным предприятием "ВПК-Сервис" являлись собственностью Российской Федерации и принадлежали продавцу на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными ФГУП "ВПК-Сервис" Московской областной регистрационной палатой (пункт 1.2 договора купли-продажи недвижимого имущества от 14.04.2006 N 3А/2006).
В соответствии с пунктом 4.3 названного договора права на земельный участок, на котором располагается имущество, указанное в пункте 1.1, переходят к покупателю (некоммерческому партнерству) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Росимуществом не представлено доказательств, подтверждающих законность, как пропуска срока рассмотрения заявления некоммерческого партнерства о предоставлении в собственность спорного земельного участка, так и наличия оснований для его фактического непредставления.
Ссылка Росимущества в письме от 16.12.2009 N 10/1594, направленного заявителю по результатам рассмотрения заявления от 21.09.2009 о предоставлении в собственность земельного участка, на тот факт, что право собственности на испрашиваемый земельный участок, занимаемый вышеуказанными объектами недвижимости, не зарегистрировано за Российской Федерацией, как на основание для возвращения заявления на доработку, не может быть признано арбитражным судом обоснованным доводом.
Содержащееся в пункте 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ указание на возможность распоряжения земельными участками, указанными в статье 3.1 названного Федерального закона, после государственной регистрации права собственности на них, если названным Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное, не может ограничивать права собственников недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, на приватизацию такого земельного участка.
При поступлении в государственный орган надлежащим образом оформленного заявления о приватизации земельного участка у государственного органа в случае отсутствия государственной регистрации права осбственности Российской Федерации на земельный участок возникает обязанность по немедленному проведению такой регистрации. При этом сам по себе факт отсутствия регистрации права собственности Российской Федерации не может служить основанием для отказа в приватизации земельного участка.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что согласно статьям 6 и 13 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в редакции Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ) государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вместе с тем согласно пункту 10 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.
Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.
При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 ГК РФ).
В соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370, в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2009 N 282, действующей на момент обращения некоммерческого партнерства с заявлением в Росимущество, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения должны прилагаться следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт земельного участка;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Судом установлено, что некоммерческим партнерством при обращении в Росимущество с заявлением от 21.09.2009 исх.N 1-14/108 приложены все необходимые документы, в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370.
В том числе, во исполнение пункта 5 вышеназванного Перечня обществом представлен в Росимущество отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним - сообщение об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.06.2009 N 04/018/2009-087 (том 1, л.д. 14). В сообщении об отказе в предоставлении сведений от 24.06.2009 N 04/018/2009-087 Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области указало на отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на рассматриваемый земельный участок.
При названных условиях указание ответчиком в письме от 16.12.2009 N 10/1594 на непредставление некоммерческим партнерством с заявлением от 21.09.2009 исх.N 1-14/108 документов, предусмотренных пунктом 5 Перечня, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370, является неправомерным.
Также Росимуществом необоснованно сообщено заявителю о возвращении поступивших документов на доработку, поскольку в письме от 16.12.2009 N 10/1594 отсутствуют указания на конкретные действия, которые необходимо выполнить некоммерческому партнерству, либо на конкретные документы, которые заявителю необходимо представить во исполнение указаний Росимущества о доработке материалов.
Помимо этого следует отметить, что с момента обращения некоммерческого партнерства за приватизацией земельного участка прошло полтора года, однако до настоящего времени документы на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок Росимуществом не поданы.
Таким образом, установив, что продажа земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, относится к полномочиям Росимущества, арбитражный суд апелляционной инстанции считает незаконным уклонение Росимущества от совершения действий, необходимых для реализации исключительного права заявителя на приобретение в собственность земельного участка площадью 178 074 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, сельское поселение Габовское, деревня Удино, оздоровительный лагерь "Звонкие горны".
При таких обстоятельствах, поскольку заявление некоммерческого партнерства от 21.09.2009 N 1-14/108 не рассмотрено Росимуществом в установленный законом месячный срок, ответ на указанное заявление, не содержащий сведений о приятом решении, в адрес заявителя направлен только 16.12.2009 (письмо N 10/1594), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что Росимуществом допущено бездействие, выразившееся в нерассмотрении заявления некоммерческого партнерства по существу в установленный срок.
Факт бездействия со стороны Росимущества подтвержден доказательствами, представленными в материалы дела. Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 5 названной статьи в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника.
Таким образом Росимущество, обладая необходимыми полномочиями, учитывая прямое волеизъявление заявителя, обязано в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в месячный срок с даты вступления в силу судебного акта по настоящему делу рассмотреть обращение некоммерческого партнерства от 21.09.2009 N 1-14/108 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:04:0160419:1, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, сельское поселение Габовское, деревня Удино, оздоровительный лагерь "Звонкие горны" в установленном законом порядке по существу вопроса.
Между тем арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для обязания Росимущества заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 178 074 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, сельское поселение Габовское, деревня Удино, оздоровительный лагерь "Звонкие горны" на условиях заявления о предоставлении указанного земельного участка в собственность по цене 1 926 716, 16 руб. и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка, поскольку заявление некоммерческого партнерства от 21.09.2009 N 1-14/108 о предоставлении в собственность рассматриваемого земельного участка Росимуществом по существу не рассмотрено, решения по существу вопроса не принято, что послужило основанием для обращения некоммерческого партнерства в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия Росимущества незаконным.
Помимо этого выкупная цена земельного участка в размере 1 926 716, 16 руб. определена заявителем в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", в то время как спорный земельный участок находится в федеральной собственности, в связи с чем в данном случае расчет выкупной цены земельного участка, произведенный заявителем в соответствии с указанным Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ, не может быть применен и признан судом обоснованным.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в части обязания Росимущества заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:04:0160419:1, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, сельское поселение Габовское, деревня Удино, оздоровительный лагерь "Звонкие горны", в судебном порядке.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.11.2010 по делу N А41-28137/10 отменить.
Признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выраженное в нерассмотрении в установленном порядке обращения некоммерческого партнерства "Институт социально-экономического развития Центрального Федерального округа" от 21.09.2009 N 1-14/108 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:04:0160419:1, площадью 178074 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, сельское поселение Габовское, деревня Удино, оздоровительный лагерь "Звонкие горны".
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в месячный срок с даты вступления в силу судебного акта по настоящему делу рассмотреть обращение некоммерческого партнерства "Институт социально-экономического развития ЦФО" от 21.09.2009 N 1-14/108 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:04:0160419:1, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, сельское поселение Габовское, деревня Удино, оздоровительный лагерь "Звонкие горны" в установленном законом порядке по существу вопроса.
В удовлетворении остальной части заявленных некоммерческим партнерством "Институт социально-экономического развития Центрального Федерального округа" об обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: 50:04:0160419:1 на условиях заявителя о предоставлении в собственность по цене 1 926 716, 16 руб. отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-28137/2010
Истец: НП "Институт социально-экономического развития Центрадьного округа (ИНСЭР)", НП "Институт социально-экономического развития Центрального федерального округа (ИНСЭР)"
Ответчик: ФАУГИ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14681/11
28.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14681/11
28.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14681/11
26.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А41/6855-11
11.04.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7673/10