г. Москва
11 апреля 2011 г. |
Дело N А41-38142/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Кручининой Н.А., Макаровской Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания Гулий Ю.С.,
в судебном заседании участвуют:
от заявителя: Белов В.А., доверенность от 12.10.2010;
от заинтересованного лица: Ежова И.В., доверенность от 01.04.2011 N 537 исх11;
от третьего лица: Мелешина Н.М., доверенность от 20.05.2010 N 202-д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" и Администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2010 года по делу N А41-38142/10, принятое судьёй Бирюковой Е.В., заявлению ООО "Инфрастрой Быково" к Администрации Раменского муниципального района Московской области, третье лицо - ФГУП "Администрация Гражданских аэропортов (аэродромов)", об оспаривании отказа в совершении действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инфрастрой Быково" (далее - ООО "Инфрастрой Быково") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании отказа Администрации Раменского муниципального района Московской области, выраженного в письме от 14.10.2010 N 3719(10), в принятии окончательного решения по результатам публичных слушаний по вопросу установления вида разрешенного использования земельного участка по адресу: Раменский район, пос. Быково, общей площадью 53.8994 кв.м., незаконным; об обязании Администрации Раменского муниципального района Московской области принять решение об установлении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка "под строительство открытой площадки для хранения грузов"; об обязании Администрации Раменского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении земельного участка по адресу: Раменский район, пос. Быково, общей площадью 53.8994 кв.м. в аренду согласно принятому решению о предварительном согласовании места размещения объекта.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2010 года по делу N А41-38142/10 заявленные ООО "Инфрастрой Быково" требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционным жалобам ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" и Администрации Раменского муниципального района Московской области, в которых ответчик и третье лицо просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Инфрастрой Быково".
В обоснование своей позиции Администрация Раменского муниципального района Московской области ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно - на орган местного самоуправления возложена обязанность по принятию решения об установлении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка по адресу: Раменский район, пос. Быково, общей площадью 53.8994 кв.м. "под строительство открытой площадки для хранения грузов". Также заинтересованное лицо указывает, что вид разрешенного использования земельного участка на момент обращения заявителя в Администрацию Раменского муниципального района не установлен, следовательно, принять решение о предоставлении заинтересованному лицу в аренду не представляется возможным.
ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" в апелляционной жалобе указывает, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отсутствие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, что является нарушением ст.ст.30, 32 Земельного Кодекса РФ.
ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" считает, что земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030142:29 поставлен на кадастровый учет 30.04.2010 г. с нарушением установленного порядка, в то время, как единый земельный участок с кадастровым номером 50:23:0070215:2 площадью 1.797.400,0 кв.м с видом разрешенного использования - "под аэропорт" существовал в государственном кадастре недвижимости до 14.10.2010. Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030142:29 был сформирован в границах существующего земельного участка с кадастровым номером 50:23:0070215:2, что нарушает п. 6 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ.
Также третье лицо указывает на нарушение норм Воздушного Кодекса РФ и Норм годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов при предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030142:29.
Кроме того, ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" ссылается на то, что объекты федерального имущества, являющиеся объектами аэродромной инфраструктуры, составляют единый комплекс аэродромного имущества; образование земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030142:29 общей площадью 53.8994 кв.м приводит к невозможности разрешенного использования объектов недвижимости.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Материалами дела установлено: ООО "Инфрастрой Быково" обратилось в администрацию Раменского муниципального района с письмом от 30.06.2009 N 1510/1 (вх. N 2486/09 от 01.07.2009) в порядке ст. 31 Земельного кодекса РФ об утверждении Акта о выборе земельного участка по адресу: Раменский район, пос. Быково, общей площадью 53.8994 кв.м. под размещение открытой площадки для хранения грузов.
Письмом от 19.08.2009 N 1033 администрация Раменского района в лице Управления архитектуры и градостроительства с учетом согласования надзорных служб согласовало возможность выбора земельного участка под испрашиваемые цели. Постановлением Главы Раменского муниципального района от 15.04.2010 N 962 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ Администрация городского поселения Быково письмом от 21.04.10 N 249 проинформировала население о предстоящем предоставлении земельного участка по адресу: Раменский район, пос. Быково, общей площадью 53.8994 кв.м. под строительство открытой площадки для хранения грузов. Указанная информация была опубликована в общественно-политической газете "Родник".
В соответствии с процедурой, предусмотренной п. 6 ст. 31 ЗК РФ постановлением главы Раменского муниципального района от 07.06.2010 N 1424 был утвержден акт выбора земельного участка и предварительно согласовано место размещения испрашиваемого земельного участка под заявленные цели.
Постановлением Главы Раменского муниципального района от 21.06.2010 N 1638 были назначены публичные слушания по вопросу установления вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. Указанная информация была в установленном порядке опубликована в общественно-политической газете "Родник" от 07.07.2010 N 26(16857).
В заключении по результатам публичных слушаний, опубликованном 22.09.2010, принятие решения было отложено на неопределенный срок, в связи с необходимостью проверки утверждения представителей Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса РФ о нахождении на данном участке объектов федеральной собственности.
ООО "Инфрастрой Быково" обратился в Администрацию Раменского муниципального района с письмом от 06.10.2010 N 2125/1, в котором просит принять окончательного решения по результатам публичных слушаний - об установлении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: Раменский район, пос. Быково, общей площадью 53.8994 кв.м. под строительство открытой площадки для хранения грузов и принять решение о предоставлении земельного участка в аренду. Администрация Раменского муниципального района письмом от 14.10.2010 N 3719 отказала заявителю в осуществлении указанных действий.
Не согласившись с действиями заинтересованного лица ООО "Инфрастрой Быково" обратилось в арбитражный суд.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об обоснованности требований ООО "Инфрастрой Быково".
Апелляционный суд считает, что доводы заинтересованного лица несостоятельны и противоречат нормам действующего земельного и градостроительного законодательства в связи со следующим.
Как установлено судом первой инстанции, проверено апелляционным судом и подтверждено кадастровым паспортом земельного участка от 09.06.2010 N 23/201/10-1628, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером N 50:23:0030142:29 по адресу: Раменский район, пос. Быково, общей площадью 53.8994 кв.м. полностью относится к землям населенных пунктов (т. 1 л.д. 99-101).
Согласно п. 10 ст. 3 федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" право распоряжения земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, предоставлено органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Испрашиваемый земельный участок относится к земельным участкам государственная собственность на которые не разграничена, следовательно право распоряжения указанным земельным участком принадлежит администрации Раменского муниципального района.
Процедура предоставления земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта установлена п. 5 ст. 30, ст. ст. 31, 32 Земельного кодексам РФ. Формирование земельного участка осуществляется путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Согласно ст. 39 Градостроительного кодекса РФ (п. 7) установлено, что срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, но не может быть более одного месяца. Кроме того по результатам публичных слушаний может быть принято одно из двух возможных решений - либо об одобрении в установлении испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка либо об отказе в установлении РВИ с указанием причин такого решения.
Порядок предоставления земельного участка через предварительное согласование места размещения объекта установлен ст. 31 Земельного кодекса РФ. В соответствии со ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявкой юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и за его счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что на основании заявления заинтересованного лица и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двух недельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
ООО "Инфрастрой Быково" был предоставлен в Администрацию полный пакет документов, необходимый для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду (письмо N 2125/1 от 06.10.2010), в том числе кадастровый паспорт земельного участка от 09.06.2010 N 50:23:0030142:29, согласно представленному паспорту данный земельный участок определен на местности, имеет соответствующие геодезические координаты, и следовательно, в силу ст. 11 Земельного кодекса РФ является объектом земельных правоотношений.
Таким образом, доводы апелляционный жалобы Администрации Раменского муниципального района Московской области опровергаются обстоятельствами дела и нормами земельного и градостроительного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030142:29 предоставлен с нарушением норм Земельного кодекса РФ не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
Предметом настоящего спора является устранение препятствий, выразившихся в оспариваемых действиях Администрации Раменского муниципального района Московской области по предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Согласно ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлен состав документов необходимых для осуществления кадастрового учета, а именно для постановки земельного участка на кадастровый учет необходим - межевой план (при постановке на учет земельного участка), копия документа, подтверждающего согласование местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель; копия документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка. Истребование иных документов не допускается.
Орган кадастрового учета проводит проверку представленных документов и в порядке, установленном вышеуказанным законом проводит кадастровый учет объекта недвижимости, при наличии оснований кадастровый учет может быть приостановлен или в его проведении может быть отказано.
При проведении кадастрового учета испрашиваемого земельного участка по адресу: Раменский район, пос. Быково, общей площадью 53.8994 кв.м. противоречий в представленных документах установлено не было.
Кроме того, из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030142:29 не следует, что он образован из участка площадью 1.797.400,0 кв. м. с видом разрешенного использования "под аэропорт", поскольку из раздела 16 кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 50:23:007 02 15:0002 следует, что площадь участка ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
Таким образом, доводы ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" о нарушении процедуры постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет не соответствует фактическим обстоятельствам дела и вышеназванным нормам права.
Как следует из материалов дела, Акт выбора земельного участка под заявленные цели был оформлен ООО "Инфрастрой Быково" в 2009 году. По данному участку получены все согласования надзорных инстанций. Постановлением Главы Раменского муниципального района от 15.04.2010 N 962 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Постановлением главы Раменского муниципального района от 07.06.2010 N 1424 был утвержден акт выбора земельного участка и предварительно согласовано место размещения испрашиваемого земельного участка под заявленные цели.
Апелляционный суд считает, что процедура формирования испрашиваемого земельного участка заявителем полностью соблюдена.
Формирование земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030142:29 из земельного участка с кадастровым номером 50:23:007 02 15:0002 ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" не доказано.
Кроме того, как установлено материалами дела, указанный земельный участок площадью 1.797.400 кв.м. был предоставлен на праве бессрочного пользования АООТ "Быково-Авиа". Указанное юридическое лицо ликвидировано в процессе конкурсного производства и снято с учета налогового органа по месту своего нахождения 25.08.2000, что подтверждается уведомлением ИФНС России N 1 по Московской области.
Письмом от 18.07.2000 исх. N 1а-845 и.о. конкурсного управляющего ОАО "Быково-Авиа" возвратил свидетельство МО-23-2 N 2090 о праве бессрочного пользования 1.797.400 кв.м. под аэропорт в администрацию Раменского района Московской области.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-фз "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" создано в соответствии с Распоряжением Минимущества РФ от 08.08.2002 года N 2551-р на базе не подлежащего приватизации федерального имущества.
ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" не является правопреемником ОАО "Быково-Авиа". Учитывая, что ОАО "Быково-Авиа" ликвидирован 25.08.2000, его права, в том числе и на земельный участок, согласно п. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-фз "О государственном кадастре недвижимости", если по истечении одного года со дня постановки на учет объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Что и было осуществлено путем снятия земельного участка площадью 1797400,0 кв.м. с кадастрового учета 14.10.2010г., что подтверждается кадастровой выпиской от 14.10.2010 N 23/204/10-3898.
Апелляционный суд считает, что факт нарушения единого комплекса аэродромного имущества ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" не доказан.
Довод апелляционной жалобы третьего лица о том, что лицами, участвующими в деле не представлены документы, подтверждающие прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком АООТ "Быково-Авиа" общей площадью 1.797.400 кв. м "под аэропорт", несостоятелен, поскольку деятельность АООТ "Быково-Авиа" в качестве юридического лица прекращена в связи с признанием банкротом, 25.08.2000 юридическое лицо снято с налогового учета (т. 2 л.д. 47).
Постановлением от 02.02.1995 N 282 Администрация Раменского района для аэропорта предоставила земельный участок общей площадью 179,74 га в бессрочное (постоянное) пользование АООТ "Быково-Авиа" (т.2 л.д.49). Администрация Раменского района 24.02.1995 выдала АООТ "Быково-Авиа" Свидетельство МО-23-2 N 2090 на право постоянного бессрочного пользования земельным участком (т. 2 л.д. 48). Границы земельного участка общей площадью 1.797.400 кв.м установлены п.1 вышеуказанного Постановления и указаны в Плане границ землепользования АООТ "Быково-Авиа" (приложение к Постановлению от 02.02.1995 N 282).
В дело заявитель представил документы, подтверждающие возвращение в Администрацию Раменского района ОАО "Быково-Авиа" Свидетельства МО-23-2 N 2090 на право постоянного бессрочного пользования земельным участком в связи с банкротством данного юридического лица (т. 2 л.д. 46, 48).
Между тем, в соответствии с п.4 ст. 53 Земельного Кодекса РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Копия вышеуказанного решения о прекращении права в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок, а также в налоговый орган по месту нахождения земельного участка и в ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области.
Согласно п.5 ст.53 Земельного Кодекса РФ право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения органом местного самоуправления.
Доводы ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" о нарушении норм Воздушного кодекса РФ и Норм годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов апелляционный суд считает необоснованными, поскольку данные нормы регулируют вопросы использования воздушного пространства, а не вопросы формирования и предоставления земельных участков. Нормы Воздушного кодекса РФ не устанавливают особого порядка предоставления земельных участков, эта процедура исчерпывающе прописана в Земельном кодексе РФ.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции исследовав и оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, о том что, отказ Администрации Раменского муниципального района Московской области, выраженного в письме от 14.10.2010 N 3719(10), в принятии окончательного решения по результатам публичных слушаний по вопросу установления вида разрешенного использования земельного участка по адресу: Раменский район, пос. Быково, общей площадью 53.8994 кв.м., незаконен; Администрация Раменского муниципального района Московской области обязана: принять решение об установлении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка "под строительство открытой площадки для хранения грузов", принять решение о предоставлении земельного участка по адресу: Раменский район, пос. Быково, общей площадью 53.8994 кв.м. в аренду согласно принятому решению о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" и Администрации Раменского муниципального района Московской области, изложенные в апелляционных жалобах, фактически сводятся к иной, чем у суда, оценке доказательств, и они не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2010 г. по делу N А41-38142/10 оставить без изменения, апелляционные жалобы ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" и Администрации Раменского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-38142/2010
Истец: ООО "Инфрастрой Быково", ООО "Инфрастрой Быково" п. Быково., ФГУП "Администрация гражданских аэропортов" (аэродромов)
Ответчик: Администрация Раменского муниципального района
Третье лицо: ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов), Администрация Раменского МР МО