г. Москва
08 апреля 2011 г. |
Дело N А41-26351/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Кайдалова О.С., доверенность от 29.12.2010 N Ив-17422,
от ответчика: не явились, извещены надлежащем образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14.12.2010 по делу N А41-26351/10, принятое судьей Бычковой А.В., по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании осуществить государственную регистрацию, при участии в качестве третьих лиц Государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта Московской области "Мострансавто" и Администрации городского поселения Фряново Щелковского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление, регистрационная служба) о признании незаконным отказа от 18.06.2010 N 99/027/2010-401 в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:14:010408:0038, площадью 200 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Фряново, пл. Ленина и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Московской области на земельный участок с кадастровым номером 50:14:010408:0038, площадью 200 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, пос.Фряново, пл. Ленина.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственное унитарное предприятие пассажирского автомобильного транспорта Московской области "Мострансавто" (далее - ГУП МО "Мострансавто" и Администрация городского поселения Фряново Щелковского муниципального района Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.12.2010 заявленные требования министерства удовлетворены.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении суда действующему законодательству (л.д. 79-80).
В судебное заседание представители регистрационной службы не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении.
Представитель заявителя в судебном заседании против доводов управления возражал. По мнению министерства, решение арбитражного суда первой инстанции является законным, апелляционная жалоба управления - необоснованной.
Представители третьих лиц в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, в материалах дела содержатся доказательства надлежащего извещения указанных лиц.
От администрации поступило ходатайство от 28.03.2011 N 485/3-6 о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя министерства, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы управления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 19.04.2010 министерство обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Московской области на земельный участок с кадастровым номером 50:14:010408:0038, площадью 200 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, пос.Фряново, пл. Ленина.
Основанием для обращения заявителя в регистрационную службу послужило вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2009 по делу N А41-35410/09, которым удовлетворены требования министерства о признании права собственности Московской области на вышеуказанный земельный участок (л.д. 54-56).
Согласно расписке в получении документов, представленных на государственную регистрацию права собственности на рассматриваемый земельный участок, заявителем в регистрационную службу представлен названный судебный акт (л.д. 27).
Уведомлением от 13.05.2010 N 1399/027/2010-401 заявителю сообщено со ссылкой на пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации) о приостановлении государственной регистрации права собственности сроком на один месяц - до 12.06.2010 в связи с возникшими сомнениями в подлинности представленной копии решения от 16.12.2009 по делу N А41-35410/09 Арбитражного суда Московской области. Управлением также указано, что для устранения сомнений государственным регистратором направлен запрос в Арбитражный суд Московской области (л.д. 33-34).
18.06.2010 по результатам рассмотрения заявления министерства о государственной регистрации права собственности Московской области на земельный участок с кадастровым номером 50:14:010408:0038, площадью 200 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, пос.Фряново, пл. Ленина, управлением отказано в регистрации права собственности на вышеуказанный объект, что отражено в сообщении об отказе N 99/027/2010-401 (л.д.13-15).
Согласно данному сообщению в качестве основания отказа регистрирующий орган указал, что на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации не поступил ответ из Арбитражного суда Московской области на запрос управления от 13.05.2010, направленный в связи с возникшими сомнениями в подлинности копии решения Арбитражного суда Московской области от 16.12.2009 по делу N А41-35410/09, представленной министерством.
Помимо этого управлением указано, что согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.06.2004 право собственности на рассматриваемый земельный участок зарегистрировано за Муниципальным образованием - поселок Фряново. В связи с тем, что заявление о прекращении зарегистрированного права на земельный участок не представлено и в судебном акте отсутствуют выводы относительно указанного обстоятельства, государственная регистрация права собственности Московской области на земельный участок не может быть осуществлена по причине наличия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами.
Не согласившись с решением управления об отказе в государственной регистрации от 18.06.2010 N 99/027/2010-401, министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Московской области сделал вывод, что заявителем на государственную регистрацию представлены все необходимые документы, соответствующие требованиям действующего законодательства, в связи с чем, отказ управления в государственной регистрации права собственности Московской области на земельный участок с кадастровым номером 50:14:010408:0038 является неправомерным.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
При рассмотрении дела в арбитражном суде регистрирующий орган обязан доказать наличие оснований, исключающих возможность государственной регистрации перехода права собственности на рассматриваемые объекты недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Как отмечено в пункте 53 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу части 2 статьи 13 ГПК РФ или части 1 статьи 16 АПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле.
Частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Информационного письма Президиума Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона о регистрации являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации. К числу подобных актов относится, в частности, и определение об утверждении мирового соглашения, предусматривающее возникновение или прекращение права (обременения или ограничения права) на недвижимое имущество, подлежащего государственной регистрации.
Как следует из пункта 1 статьи 28 Закона о регистрации, права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор (далее - регистратор) вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 Закона.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В связи с тем что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Отказ в государственной регистрации права в этом случае является незаконным.
Судам также необходимо иметь в виду, что в случае, если на государственную регистрацию заявителем была представлена копия судебного акта, не содержащая отметку о вступлении его в законную силу либо не заверенная гербовой печатью суда, либо копия судебного акта была представлена в количестве экземпляров меньшем, чем это установлено законом, регистратор в соответствии со статьей 19 Закона вправе приостановить государственную регистрацию прав и предложить заявителю устранить нарушение. Если в течение месячного срока заявитель не устранил причины, препятствующие государственной регистрации, отказ регистратора в государственной регистрации права на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона является законным.
Между тем арбитражным судом первой инстанции обоснованно установлено, что при обращении в управление с заявлением от 19.04.2010 о государственной регистрации права собственности Московской области на земельный участок с кадастровым номером 50:14:010408:0038, площадью 200 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, пос.Фряново, пл. Ленина, министерством представлена копия судебного акта по делу N А41-35410/09 Арбитражного суда Московской области, заверенная гербовой печатью суда и содержащая отметку о вступлении его в законную силу.
При указанных условиях у регистрационной службы отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации по причине возникновения сомнений у государственного регистратора в подлинности копии судебного акта, представленного министерством. Копия судебного акта судебного акта по делу N А41-35410/09 Арбитражного суда Московской области содержится в материалах регистрационного дела, копии которых приобщены судом первой инстанции в материалы судебного дела.
Арбитражным судом апелляционной инстанции также исследованы доводы управления о правомерности выводов государственного регистратора, поскольку в соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утвержденных Приказом Росрегистрации от 07.06.2007 N 112 при проведении правовой экспертизы в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта рекомендуется проверить, в том числе правильность оформления копии судебного акта и вступление судебного акта в законную силу.
Содержащиеся в пункте 9 названных Методических рекомендаций положения не подтверждают обоснованность выводов государственного регистратора, сделанных по результатам рассмотрения заявления министерства от 19.04.2010, поскольку представленная заявителем копия судебного акта содержала отметку о вступлении его в законную силу и заверена гербовой печатью суда.
Помимо этого арбитражный суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод арбитражного суда, сделанный на основании положений Федерального закона N 122-ФЗ и указаний, изложенных в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которым если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
При указанных обстоятельствах судом установлено, что заявителем представлены на государственную регистрацию права собственности Московской области все необходимые и надлежащие документы, в соответствии с требованиями Федерального закона N 122-ФЗ, в связи с чем решение управления от 18.06.2010 N 99/027/2010-401 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:14:010408:0038, площадью 200 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, пос.Фряново, пл. Ленина, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом арбитражный суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии у управления правовых оснований для отказа в проведении государственной регистрации права собственности Московской области на указанный объект недвижимого имущества.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем правовые основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.12.2010 по делу N А41-26351/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26351/2010
Истец: Министерство имущественных отношений Московской области, МИО МО
Ответчик: Администрация пос. Фряново, ГУП "Мострансавто", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Администрация городского поселения Фряново Щёлковского муниципального района Московской области, ГУП Мо " Мострансавто", УФС гос. регистрации, кадастра и картографии по МО