город Тула |
Дело N А09-2133/2010 |
07 сентября 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.,
судей Тимашковой Е.Н. и Еремичевой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шульгач И.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3458/2010) Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 24.06.2010 по делу N А09-2133/2010 (судья Малюгов И.В.), принятое
по заявлению Федерального государственного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала Федерального государственного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" по Брянской области
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям
о признании недействительным приказа от 21.12.2009 N 559,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не явились, извещены;
от ответчика: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (далее - Управление) о признании недействительным приказа Управления от 21.12.2009 N 559 "О проведении проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений".
Решением суда от 24.06.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Россельхознадзора обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.
Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании письма Брянской природоохранной прокуратуры от 21.12.2009 руководителем Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям издан приказ N 559, которым поручено провести проверку филиала ФГУ "Россельхозцентр" по Брянской области и его районных отделов на соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений.
По мнению заявителя ФГУ "Россельхозцентр" подконтрольно Министерству сельского хозяйства РФ, а семеноводство, как сфера деятельности, Положением о Росельхознадзоре не закреплено.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" создана Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 N 201 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений.
Находясь в ведении Министерства сельского хозяйства РФ, Управление в пределах своей компетенции контролирует и координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам государственного контроля (надзора) в закрепленной сфере деятельности.
Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (в редакции, действовавшей в 2009 году), на Россельхознадзор возложены функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
В указанном Положении к полномочиям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (раздел 2), относятся в том числе, осуществление надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности.
Как верно указал арбитражный суд, из системного толкования положений п.5.5 и п.5.5.3 Положения усматривается, что Россельхознадзор вправе принимать решения о проведении сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений на границе Российской Федерации и на транспорте.
Федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр", образовано распоряжением Правительства от 05.05.2007 N 556-р, предусматривающим реорганизацию в форме слияния находившихся в ведении Минсельхоза Федеральных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций с последующим созданием на их основе Россельхозцентра.
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" на Министерство возложено осуществление формирования и использования федерального фонда семян сельскохозяйственных растений, а также резерва средств защиты растений;
организация проведения сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений;
юридически значимых действий по государственной регистрации селекционных достижений, включая прием и экспертизу заявок, по выдаче патентов, и иных действий, связанных с правовой охраной селекционных достижений, в случаях, предусмотренных законом.
Уставом ФГУ "Российский сельскохозяйственный центр", утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 09.06.2007 N 71-у, предусмотрено, что, являясь правопреемником государственных семенных инспекций и станций защиты растений", центр оказывает государственные услуги в сфере растениеводства (в т.ч. защиты растений и семеноводства).
Филиал ФГУ "Российский сельскохозяйственный центр" по Брянской области является обособленным структурным подразделением ФГУ "Росельхозцентр" и создан на основании приказа Учреждения от 02.11.2007 N 3. , суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" под семенным контролем следует понимать мероприятия по определению посевных качеств семян, контроль за соблюдением требований государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства.
Согласно статье 36 указанного Федерального закона сортовой контроль и семенной контроль в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений проводят семенные инспекции (правопреемником которых в настоящее время является Россельхозцентр) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 36 Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 445 из пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 и из пункта 1 Положения N 327 исключены полномочия Россельхознадзора по контролю в сфере селекционных достижений.
Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, утвержденный Приказом Минсельхоза РФ от 08.10.2009 N 473, действует в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, защиты населения от болезней, общих для человека и животных (п.1).
В пункте 2 указанного административного регламента в перечень нормативных актов, в соответствии с которыми осуществляется исполнение государственной функции в установленной сфере деятельности Россельхознадзора, не включены нормативные правовые акты в области семеноводства.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что в 2009 году Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям не было наделено полномочиями по контролю и надзору в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений.
С учетом изложенного оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует положениям Федерального закона "О семеноводстве" (ст. 36), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, закрепившим принципы защиты прав юридических лиц, в т.ч. проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора) ( п.4 ст. 3), и нарушает права заявителя, так как возлагает обязанности по обеспечению осуществления проверки.
Довод заявителя жалобы о назначении проверки в рамках прокурорского надзора следует признать необоснованным, поскольку в письме Брянской природоохранной прокуратуры от 21.12.2009 N 6к/09 предложено принять меры реагирования в пределах компетенции Управления.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 4 ст. 272, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2010 по делу N А09-2133/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2133/2010
Истец: ФГУ " Россельхозцентр" в лице филиала ФГУ " Россельхозцентр" по Брянской области
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской области