г. Тула
21 декабря 2010 г. |
Дело N А62-3319/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2010.
Полный текст постановления изготовлен 21.12.2010
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Тиминской О.А.,
Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Седовой К.Н.,
при участии:
от ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго": Павлова А.Е. - генерального директора (распоряжение Администрации Смоленской области от 24.11.2008 N 1443-р/адм),
от Инспекции ФНС России по г. Смоленску: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
от ГУ УПФ РФ в Промышленном районе г. Смоленска: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Межрайонной ИФНС России N 1 по Смоленской области: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Смоленску на решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.10.2010 по делу N А62-3319/2010 (судья Печорина В.А.),
УСТАНОВИЛ:
государственное энергетическое производственное предприятие "Смоленскоблкоммунэнерго" (далее - по тексту ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго", Предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (далее по тексту - ИФНС России по г. Смоленску, Инспекция, налоговый орган) по включению в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 01.04.2010 N 1658 недостоверных сведений о наличии у Предприятия задолженности перед бюджетом:
- по пеням по налогу на прибыль в размере 3 387 884, 20 руб.,
- по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в размере 440 589, 43 руб.,
- по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) в размере 142 022, 54 руб.,
- по пеням по налогу на добавленную стоимость в размере 6 411 009, 89 руб.,
- по штрафу по налогу на добавленную стоимость в размере 2 040 053, 82 руб.,
- по пеням по налогу на имущество в размере 1 448, 58 руб.,
- по пеням по транспортному налогу в размере 893, 72 руб.,
- по штрафу по транспортному налогу в размере 50 руб.,
- по пеням по налогу на прибыль до 01.01.2005 в размере 4 270, 01 руб.,
- по недоимке по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 3 652 668, 96 руб.,
- по пеням по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 12 513 707, 54 руб.,
- по пеням по взносам в Фонд социального страхования в размере 263 042, 02 руб.,
- по пеням по взносам в Федеральный фонд медицинского страхования в размере 12 738 руб.,
- по пеням по взносам в Территориальный фонд медицинского страхования в размере 178 366, 86 руб., а также об обязании Инспекции исключить из лицевого счета Предприятия вышеуказанные суммы задолженности (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Промышленном районе г. Смоленска (далее по тексту - ГУ УПФР в Промышленном районе г. Смоленска) и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Смоленской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 1 по Смоленской области).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 05.10.2010 требования ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" удовлетворены частично. Признаны незаконными действия ИФНС России по г. Смоленску по включению в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 01.04.2010 N 1658 недостоверных сведений о наличии у Предприятия задолженности перед бюджетом:
- по пеням по налогу на прибыль в размере 2 702 700, 02 руб.,
- по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в размере 440 589, 43 руб.,
- по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) в размере 142 022, 54 руб.,
- по пеням по налогу на добавленную стоимость в размере 4 738 339, 73 руб.,
- по штрафу по налогу на добавленную стоимость в размере 2 040 053, 82 руб.,
- по пеням по налогу на имущество в размере 1 137, 31 руб.,
- по пеням по транспортному налогу в размере 868, 43 руб.,
- по штрафу по транспортному налогу в размере 50 руб.,
- по пеням по налогу на прибыль до 01.01.2005 в размере 4 270, 01 руб.,
- по недоимке по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 3 652 668, 96 руб.,
- по пеням по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 12 513 707, 54 руб.,
- по пеням по взносам в Фонд социального страхования в размере 263 042, 02 руб.,
- по пеням по взносам в Федеральный фонд медицинского страхования в размере 12 738 руб.,
- по пеням по взносам в Территориальный фонд медицинского страхования в размере 178 366, 86 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Смоленской области от 05.10.2010 в части удовлетворения требований ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго", ИФНС России по г. Смоленску обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ и с учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции проверена законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
В отзыве на апелляционную жалобу ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ГУ УПФР в Промышленном районе г. Смоленска и Межрайонная ИФНС России N 1 по Смоленской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ИФНС России по г. Смоленску заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия ее представителей. Данное ходатайство рассмотрено судом в порядке ст.ст. 158, 159 АПК РФ и удовлетворено с учетом надлежащего уведомления Инспекции о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
ГУ УПФР в Промышленном районе г. Смоленска и Межрайонная ИФНС России N 1 по Смоленской области своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями.
На основании ст.ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителя ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго", явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что на основании заявления ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" ИФНС России по г. Смоленску 01.04.2010 выдала Предприятию справку N 1658 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, согласно которой у налогоплательщика перед бюджетом имеется задолженность, в том числе:
- по пеням по налогу на прибыль в размере 3 387 884,20 руб.,
- по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в размере 440 589, 43 руб.,
- по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) в размере 142 022, 54 руб.,
- по пеням по налогу на добавленную стоимость в размере 6 411 009, 89 руб.,
- по штрафу по налогу на добавленную стоимость в размере 2 040 053, 82 руб.,
- по пеням по налогу на имущество в размере 1 448, 58 руб.,
- по пеням по транспортному налогу в размере 893,72 руб.,
- по штрафу по транспортному налогу в размере 50 руб.,
- по пеням по налогу на прибыль до 01.01.2005 в размере 4 270, 01 руб.,
- по недоимке по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 3 652 668, 96 руб.,
- по пеням по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 12 513 707, 54 руб.,
- по пеням по взносам в Фонд социального страхования в размере 263 042, 02 руб.,
- по пеням по взносам в Федеральный фонд медицинского страхования в размере 12 738 руб.,
- по пеням по взносам в Территориальный фонд медицинского страхования в размере 178 366, 86 руб.
Полагая, что действия ИФНС России по г. Смоленску по включению в справку от 01.04.2010 N 1658 в качестве задолженности указанных сумм недоимки, пеней и штрафов не соответствуют требованиям законодательства о налогах и сборах, ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и частично удовлетворяя заявленные Предприятием требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ (далее по тексту - Приказ).
Согласно Приказу указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Таким образом, в справку не могут быть включены в качестве задолженности суммы с истекшим для их принудительного взыскания сроком давности.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.
В силу ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налога ему направляется требование об уплате налога. Сроки направления требования установлены ст. 70 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 46 НРФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Статьей 47 НК РФ, так же как статьей 46 НК РФ определяются правила принудительного взыскания налоговым органом налога (пени) во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог (пени) за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.
При этом статья 47 НК РФ не устанавливает какого-либо другого срока для принятия налоговым органом решения о взыскании налога (пени) за счет имущества налогоплательщика или налогового агента, отличного от срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ, в связи с чем 60-дневный срок, предусмотренный ст. 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пени, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет имущества налогоплательщика или налогового агента.
В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ, которая вступила в силу с 01.01.2007) решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, из содержания ст.ст. 46, 47, 70 НК РФ следует, что процедура принудительного взыскания налога и пеней состоит из нескольких обязательных этапов, начиная с выставления требования, решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика путем направления в банк инкассового поручения и заканчивая взысканием налога за счет имущества налогоплательщика. При этом для каждого этапа НК РФ установлен соответствующий порядок и конкретные сроки, по истечении которых налоговые органы лишаются права на взыскание суммы задолженности в бесспорном порядке.
Помимо бесспорного порядка взыскания задолженности Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность взыскания задолженности по налоговым обязательствам в судебном порядке, которое также ограничено сроком. Так, ст. 48 НК РФ предусмотрено право налогового органа в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться за судебной защитой, если пропущены сроки на взыскание задолженности в бесспорном порядке.
В п. 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.
Таким образом, налоговые органы, реализуя свои права на взыскание с налогоплательщиков задолженности по налогам (сборам) как в бесспорном, так и в судебном порядке должны соблюдать установленные НК РФ сроки.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Кодекса).
Пунктом 5 статьи 75 Кодекса установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу пункта 6 статьи 75 НК РФ к пеням применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.
Поскольку пеня как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов носит компенсационный характер и является производной от основного обязательства, то срок на взыскание пени истекает одновременно с истечением срока для взыскания недоимки по конкретному налогу.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.11.2007 N 8241/07.
Следовательно, если налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания суммы налога (сбора), на которую начислены пени, то пени с налогоплательщика взысканы быть не могут.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 01.04.2010 N 1658 ИФНС России по г. Смоленску включена задолженность ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" по пеням по налогу на прибыль в размере 3 387 884, 20 руб., из которой пени в сумме 2 607 746, 90 руб. начислены Инспекцией за нарушение Предприятием срока уплаты налога на прибыль за 2005 год (срок уплаты - 28.03.2006), 780 137, 30 руб. - за нарушение срока уплаты налога на прибыль за 2006 год (срок уплаты - 28.03.2007, налог уплачен 26.12.2007).
О взыскании с ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" недоимки по налогу на прибыль за 2005, 2006 годы налоговым органом были выставлены в адрес Предприятия требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 18.04.2006 N 1988 и от 03.04.2007 N 2555.
В связи с неисполнением ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" в добровольном порядке требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 18.04.2006 N 1988 ИФНС России по г. Смоленску 05.05.2006 в порядке ст. 46 НК РФ приняла решение N 1288 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках.
Решение же о взыскании с Предприятия налога на прибыль в порядке ст. 47 НК РФ - за счет иного имущества налогоплательщика - Инспекцией не выносилось.
На момент формирования оспариваемой ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (01.04.2010) срок на бесспорное взыскание с Предприятия недоимки по налогу на прибыль за 2005 год, а также срок на взыскание указанной задолженности в судебном порядке истекли.
С учетом изложенного возможность взыскания с ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" недоимки по налогу на прибыль за 2005 год налоговым органом утрачена.
Поскольку в силу вышеуказанных норм права срок на взыскание пеней истекает одновременно с истечением срока на взыскание недоимки, возможность взыскания с Предприятия пеней в сумме 2 607 746, 90 руб., начисленных на недоимку по налогу на прибыль за 2005 год, Инспекцией также утрачена.
В связи с неисполнением ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" в добровольном порядке требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 03.04.2007 N 2555 ИФНС России по г. Смоленску 28.12.2007 в порядке ст. 47 НК РФ приняла решение N436 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно приложению к указанному решению в решение включена задолженность Предприятия по пеням по налогу на прибыль за 2006 год в размере 685 184, 18 руб.
При этом доказательств того, что Инспекцией были приняты меры по принудительному взысканию в порядке статей 46, 47 НК РФ пеней по налогу на прибыль за 2006 год в размере 94 953, 12 руб. (780 137, 30 руб. - 685 184, 18 руб.), налоговый орган не представил.
На момент формирования справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 01.04.2010 N 1658 сроки на взыскание указанной задолженности в бесспорном и в судебном порядке истекли, в связи с чем возможность взыскания с Предприятия пеней в сумме 94 953, 12 руб., начисленных за несвоевременную уплату налога на прибыль за 2006 год, ИФНС России по г. Смоленску утрачена.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что включение налоговым органом в справку о состоянии расчетов ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" с бюджетом по налогам, сборам, взносам от 01.04.2010 N 1658 задолженности Предприятия по пеням по налогу на прибыль в размере 2 702 700, 02 руб. (3 387 884, 20 руб. - 685 184, 18 руб.) является неправомерным.
В оспариваемую справку ИФНС России по г. Смоленску включена задолженность ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" по пеням по налогу по налогу на добавленную стоимость в размере 4 738 339, 73 руб.
В силу пункта 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли акт, решение.
Между тем в нарушение указанных норм права документов, подтверждающих основания и сроки возникновения недоимки по налогу на добавленную стоимость, на которую начислены пени в размере 4 738 339, 73 руб. (актов налоговых проверок, копий налоговых деклараций налогоплательщика, платежных документов об уплате исчисленных налогов), Инспекция в ходе судебного разбирательства не представила.
Выписка из лицевого счета ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго", как правильно указано судом первой инстанции, является исключительно формой внутреннего контроля налогового органа, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов, то есть в порядке, не регламентированном налоговым законодательством, в связи с чем отражение в карточках лицевых счетов задолженности не устанавливает какой-либо обязанности по ее уплате и не является основанием для взыскания с налогоплательщика платежей.
Доказательств того, что Инспекцией были приняты меры по взысканию пеней по налогу на добавленную стоимость в размере 4 738 339, 73 руб. в порядке статей 46, 47 НК РФ, налоговый орган также не представил.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии у Инспекции правовых оснований для включения в справку о состоянии расчетов ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" с бюджетом по налогам, сборам, взносам от 01.04.2010 N 1658 задолженности Предприятия по пеням по налогу на добавленную стоимость в размере 4 738 339, 73 руб. является правильным.
В оспариваемую справку ИФНС России по г. Смоленску включена задолженность ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" по пеням по транспортному налогу в размере 892, 56 руб., начисленным Инспекцией за нарушение Предприятием срока уплаты транспортного налога за полугодие 2006 года.
О взыскании с ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" недоимки по транспортному налогу за полугодие 2006 года налоговым органом было выставлено в адрес Предприятия требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 06.02.2007 N 6141.
В связи с неисполнением ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" в добровольном порядке указанного требования ИФНС России по г. Смоленску 28.12.2007 в порядке ст. 47 НК РФ приняла решение N 436 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно приложению к указанному решению в решение включена задолженность Предприятия по пеням по транспортному налогу за полугодие 2006 года в размере 24, 13 руб.
Доказательств того, что Инспекцией были приняты меры по взысканию пеней по транспортному налогу за полугодие 2006 года в размере 868,43 руб. (892, 56 руб. - 24,13 руб.) в порядке статей 46, 47 НК РФ, налоговый орган не представил.
На момент формирования справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 01.04.2010 N 1658 сроки на взыскание указанной суммы задолженности в бесспорном и в судебном порядке истекли, в связи с чем возможность взыскания с Предприятия пеней в сумме 868,43 руб., начисленных за несвоевременную уплату транспортного налога за полугодие 2006 года, ИФНС России по г. Смоленску утрачена.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что включение налоговым органом в справку о состоянии расчетов ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" с бюджетом по налогам, сборам, взносам от 01.04.2010 N 1658 задолженности Предприятия по пеням по транспортному налогу в размере 868, 43 руб. (893, 72 руб. - 25, 29 руб.) является неправомерным.
В оспариваемую справку ИФНС России по г. Смоленску включена также задолженность ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" по штрафным санкциям за неуплату налога на добавленную стоимость в размере 2 040 053 руб., за неуплату транспортного налога в размере 50 руб.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в целях принудительного взыскания с Предприятия указанных сумм штрафных санкций Инспекция направила в адрес налогоплательщика соответствующие требования о их добровольной уплате.
Доказательств того, что налоговым органом были приняты меры по взысканию штрафных санкций по налогу на добавленную стоимость и по транспортному налогу в порядке статей 46, 47 НК РФ, Инспекция не представила.
На момент формирования справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 01.04.2010 N 1658 сроки на взыскание указанных сумм штрафных санкций в бесспорном и в судебном порядке истекли, в связи с чем возможность взыскания с Предприятия указанных сумм штрафных санкций ИФНС России по г. Смоленску утрачена.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что включение налоговым органом в справку о состоянии расчетов ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" с бюджетом по налогам, сборам, взносам от 01.04.2010 N 1658 задолженности Предприятия по штрафным санкциям за неуплату налога на добавленную стоимость в размере 2 040 053 руб., за неуплату транспортного налога в размере 50 руб. является неправомерным.
В оспариваемую справку ИФНС России по г. Смоленску включена задолженность ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" по пеням по налогу на имущество в размере 1 148,58 руб.
Как установлено судом и следует из пояснений к отзыву на заявление, пеня по налогу на имущество в размере 1 089, 79 руб. начислена Инспекцией за нарушение Предприятием срока уплаты налога на имущество за 9 месяцев 2006 года (срок уплаты - 30.10.2006, налог фактически уплачен 06.02.2007).
О взыскании с ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" недоимки по налогу на имущество за 9 месяцев 2006 года налоговым органом было выставлено в адрес Предприятия требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 03.11.2006 N 170011.
Доказательств того, что Инспекцией были приняты меры по взысканию недоимки в порядке статей 46, 47 НК РФ, налоговый орган не представил.
На момент формирования оспариваемой ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" справки срок на бесспорное взыскание с Предприятия недоимки по налогу на имущество за 9 месяцев 2006 года, а также срок на взыскание указанной задолженности в судебном порядке истекли.
Следовательно, возможность взыскания с ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" недоимки по налогу на имущество за 9 месяцев 2006 года налоговым органом утрачена.
Поскольку срок на взыскание пеней истекает одновременно с истечением срока на взыскание недоимки по налогу, возможность взыскания с Предприятия пеней в сумме 1 089, 79 руб., начисленных на недоимку по налогу на имущество за 9 месяцев 2006 года, Инспекцией также утрачена.
В отношении пени в сумме 47,52 руб. Инспекция не представила доказательств, позволяющих проверить обоснованность ее начисления, указав, что установить период образования задолженности, на которую начислена пеня в указанной сумме, не представляется возможным.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что включение налоговым органом в справку о состоянии расчетов ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" с бюджетом по налогам, сборам, взносам от 01.04.2010 N 1658 задолженности Предприятия по пеням по налогу на имущество в размере 1 137,31 руб. является неправомерным.
В оспариваемую справку ИФНС России по г. Смоленску включена задолженность ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго": по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в размере 440 589, 43 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2004 по 11.07.2005; по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) в размере 142 022, 54 руб., образовавшаяся до 01.01.2004; по недоимке по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 3 652 668, 96 руб., образовавшаяся до 17.06.2003; по пеням по налогу на прибыль до 01.01.2005 в размере 4 270, 01 руб., образовавшаяся до 08.11.2001; по пеням по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 12 513 707, 54 руб., образовавшаяся до 01.01.2004; по пеням по взносам в Фонд социального страхования в размере 263 042, 02 руб., образовавшаяся до 01.01.2004; по пеням по взносам в Федеральный фонд медицинского страхования в размере 12 738 руб., образовавшаяся до 01.01.2004; по пеням по взносам в Территориальный фонд медицинского страхования в размере 178 366, 86 руб., образовавшаяся до 01.01.2004.
Доказательств того, что Инспекцией были приняты меры по взысканию указанных сумм недоимок и пеней в порядке статей 46, 47 НК РФ, налоговый орган не представил.
На момент формирования справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 01.04.2010 N 1658 сроки на взыскание указанной задолженности в бесспорном и в судебном порядке истекли, в связи с чем возможность взыскания с Предприятия недоимки и пеней, ИФНС России по г. Смоленску утрачена.
С учетом изложенного, как правильно указано судом первой инстанции, включение налоговым органом в оспариваемую справку задолженности ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" по указанным суммам налогов, взносов и пеней неправомерно.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ доказательства, представленные ИФНС России по г. Смоленску в подтверждение применения ею бесспорного порядка взыскания с ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго" вышеперечисленных сумм недоимок и пеней, а также принимая во внимание то, что отражение в справке о расчетах с бюджетом документально не подтвержденных сведений, равно как и сведений о задолженности, возможность взыскания которой утрачена, нарушает права налогоплательщика, поскольку препятствует осуществлению предпринимательской деятельности, искажает сведения о платежеспособности Предприятия перед третьими лицами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для включения в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 01.04.2010 N 1658 задолженности Предприятия по пеням по налогу на прибыль в размере 2 702 700, 02 руб., по пеням по налогу на добавленную стоимость в размере 4 738 339, 73 руб., по пеням по транспортному налогу в размере 868, 43 руб., по штрафным санкциям за неуплату налога на добавленную стоимость в размере 2 040 053, 82 руб., за неуплату транспортного налога в размере 50 руб., по пеням по налогу на имущество в размере 1 137, 31 руб., по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в размере 440 589, 43 руб., по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) в размере 142 022, 54 руб., по пеням по налогу на прибыль до 01.01.2005 в размере 4 270, 01 руб., по недоимке по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 3 652 668, 96 руб., по пеням по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 12 513 707, 54 руб., по пеням по взносам в Фонд социального страхования в размере 263 042,02 руб., по пеням по взносам в Федеральный фонд медицинского страхования в размере 12 738 руб., по пеням по взносам в Территориальный фонд медицинского страхования в размере 178 366, 86 руб.
При этом, как правильно отмечено судом первой инстанции, Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Довод апелляционной жалобы Инспекции о том, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного статьей 196 ГК РФ общего трехгодичного срока исковой давности в отношении выявления налоговым органом недоимки по налогам, является обоснованным.
Вместе с тем, вывод суда о пропуске налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам и пеням основан на положениях статей 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы ИФНС России по г. Смоленску являлись обоснованием позиции налогового органа по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Каких-либо доказательств, опровергающих указанные выводы суда первой инстанции, Инспекцией не представлено.
Поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дал оценку всем представленным сторонами в дело доказательствам, нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены оспариваемого решения отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.10.2010 по делу N А62-3319/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Смоленску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3319/2010
Истец: ГЭПП "Смоленскоблкоммунэнерго"
Ответчик: Инспекция ФНС России по г.Смоленску
Третье лицо: ГУ УПФ России в Промышленном районе г.Смоленска, Межрайонная ИФНС РФ N1 по Смоленской области
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5190/10