город Ростов-на-Дону |
дело N А32-25126/2010 |
05 апреля 2011 г. |
15АП-2054/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,
судей Захаровой Л.А., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности от 29.03.2011 г. Морозовой Елены Алексеевны;
от заинтересованного лица: ведущего специалиста-эксперта отдела правового и кадрового обеспечения Падалка М.В., доверенность от 09.04.2010 г. N 0101/02/2035;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 декабря 2010 года по делу N А32-25126/2010, принятое судьей Гонзус М.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авалон" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании незаконным и отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея N 07-21-378 ЦН-1/8Ю от 09.08.2010 г. о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 20 000 руб., N 07-21-379 ЦН-1/3Ю от 09.08.2010 г. о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб., N 07-21-380 ЦН-1/4Юот 09.08.2010 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб., а также N 07-21-381 ЦН-1/4Ю от 09.08.2010 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авалон" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, Управление) N 07-21-378 ЦН-1/8Ю от 09.08.2010 г. о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 20 000 руб., N 07-21-379 ЦН-1/3Ю от 09.08.2010 г. о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб., N 07-21-380 ЦН-1/4Ю от 09.08.2010 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб., а также N 07-21-381 ЦН-1/4Ю от 09.08.2010 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2010 г. признаны незаконными и отменены постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 09.08.2010 г. N 07-21-379 ЦН-1/3Ю о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 рублей, от 09.08.2010 г. N 07-21-381 ЦН-1/4Ю о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что общество постановлением от 09.08.2010 г. N 07-21-379 ЦН-1/3Ю привлечено к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непроизведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2010 года, тогда как объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду; указанной статьей не предусмотрена административная ответственность за непроизведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, суд указал, что в материалы дела заявителем представлена копия платежного поручения от 19.04.2010 года N 214 о внесении в бюджет по месту регистрации общества (г. Азов, Ростовская область) платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2010 г. в сумме 962,50 рублей (том 2 л.д. 57). Признавая незаконным и отменяя постановление от 09.08.2010 г. N 07-21-381 ЦН-1/4Ю о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, суд указал на существенное нарушение административным органом порядка привлечения к административной ответственности, выразившееся в рассмотрении дела без участия законного представителя юридического лица, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В отношении остальной части заявленных требований суд пришел к выводу о доказанности фактов наличия в действиях заявителя вмененных ему составов правонарушений.
Не согласившись с принятым судебным актом в части признания незаконным и отмены постановления от 09.08.2010 г. N 07-21-379 ЦН-1/3Ю, заинтересованное лицо обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в обжалуемой части и отказать в удовлетворении заявления ООО "Авалон" о признании незаконным и отмене постановления от 09.08.2010 г. N 07-21-379 ЦН-1/3Ю о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что плательщик обязан производить расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду и вносить плату по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов, в связи с чем внесение обществом платы за негативное воздействие на реквизиты Управления Ростехнадзора, находящегося в Ростовской области, тогда как объекты размещения отходов расположены в Краснодарском крае, не свидетельствует о надлежащем исполнении заявителем обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Также заявитель жалобы указывает, что плата произведена при отсутствии расчета, а из представленного в материалы дела платежного поручения не следует, что плата внесена за негативное воздействие, оказываемое спорными объектами, в отношении которых проведена проверка, расположенными в с. Веселое Краснодарского края.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заявителя не согласился с доводами заинтересованного лица по основаниям, изложенным в отзыве.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, проверяется в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, на основании приказа о проведении рейдовых проверок от 02.07.2010 г. N 01.04/241, должностными лицами Управления 06.07.2010 г. проведена рейдовая проверка деятельности общества на предмет соблюдения требований действующего природоохранного законодательства при осуществлении строительства объекта олимпийского строительства "Детское дошкольное учреждение на 140 мест в с. Веселое Адлерского района г. Сочи, с перспективой расширения на 280 мест".
В ходе проверки установлено, что при осуществлении строительных работ происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (от сварочных агрегатов, работы строительной техники), образуются отходы производства и потребления; однако расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2010 г. обществом не производился, плата за указанный период не вносилась в бюджет, что является нарушением статьи 16 Закона N 7-ФЗ, приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557.
Результаты проведенной рейдовой проверки отражены в акте натурального обследования от 06.07.2010 г., который подписан должностными лицами управления и прорабом филиала общества Григорьева К.И.
Управлением 23.07.2010 г., в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 07-21-379ЦН-1/2 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 09.08.2010 г. N 07-21-379 ЦН-1/3Ю ООО "Авалон" привлечено к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.
Признавая незаконным и отменяя указанное постановление, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
Согласно статье 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. N 334 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557 установлено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период - 1 квартал 2010 г., подлежит внесению в бюджет не позднее 20.04.2010 г.
Ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указано выше и подтверждается материалами административного дела, обществом при осуществлении строительства объекта "Детское дошкольное учреждение на 140 мест в с. Веселое Адлерского района г. Сочи, с перспективой расширения на 280 мест" осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, как со стационарных истопников (сварочные агрегаты, строительная техника), так и с передвижных источников выбросов (грузовые автомобили), следовательно, заявитель обязан вносить в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 23.07.2010 г. N 07-21-379 ЦН-1/2 административным органом в ходе проверки было установлено, что обществом не представлены расчет платы и документ, подтверждающий внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду по объекту строительства "Детское дошкольное учреждение на 140 мест в с. Веселое Адлерского района г. Сочи, с перспективой расширения на 280 мест".
Из оспариваемого постановления от 09.08.2010 г. N 07-21-379 ЦН-1/3Ю следует, что обществом не производился расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 1-й квартал 2010 года по объекту строительства "Детское дошкольное учреждение на 140 мест в с. Веселое Адлерского района г. Сочи, с перспективой расширения на 280 мест".
Указанные нарушения вменены обществу в качестве объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, является невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой квалифицированы действия заявителя, не предусмотрена административная ответственность за непроизведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Далее, заявителем в материалы дела представлена копия платежного поручения от 19.04.2010 года N 214 о внесении в бюджет по месту регистрации общества (г. Азов, Ростовская область) платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2010 г. в сумме 962,50 рублей (том 2 л.д. 57).
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Однако доказательства того, что по платежному поручению о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-й квартал 2010 года обществом не внесена плата по данному объекту, не представлены административным органом.
Доводы заинтересованного лица о том, что внесение обществом платы за негативное воздействие на реквизиты Управления Ростехнадзора, находящегося в Ростовской области, тогда как объекты размещения отходов расположены в Краснодарском крае, не свидетельствует о надлежащем исполнении заявителем обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, не подтверждены нормативно. Административный орган в ходе производства по делу об административном правонарушении не установил, какой размер платы следовало внести по данному объекту и охватывается ли указанный платеж имеющимся в материалах дела платежным поручением.
Иные нарушения требований действующего природоохранного законодательства в оспариваемом постановлении от 09.08.2010 г. N 07-21-379 ЦН-1/3Ю заявителю не вменены.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о недоказанности факта наличия в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах постановление от 09.08.2010 г. N 07-21-379 ЦН-1/3Ю о привлечении ООО "Авалон" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно и обоснованно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 декабря 2010 года по делу N А32-25126/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления его полного текста в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25126/2010
Истец: ООО "АВАЛОН"
Ответчик: Управление Росприроднадзора по КК, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2054/11