г. Москва
30 марта 2011 г. |
Дело N А41-33887/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Старостиным Н.В.,
при участии в заседании:
от истца: Губанов С.А., по доверенности от 30.12.2010 N ИС-17465;
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц:
от закрытого акционерного общества "Группа "Аникс" (ИНН: 7709170277, ОГРН: 1027739158424): не явился, извещен надлежащим образом;
от закрытого акционерного общества "Ютас-Проект" (ИНН: 7730145386, ОГРН: 700038190): А.Б. Бабаев, по доверенности от 26.10.2010; Нестерова Е.В., по доверенности от 26.102.2010;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явился, извещен надлежащим образом;
от администрации Подольского муниципального района Московской области: Рыбаков П.Е., по доверенности от 25.03.2011 N 353/1-49,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15.12.2010 по делу N А41-33887/10, принятое судьей Матеенковым А.В., по иску Министерства имущественных отношений Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, при участии в деле третьих лиц: закрытого акционерного общества "Группа "Аникс", закрытого акционерного общества "Ютас-Проект", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации Подольского муниципального района Московской области, о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ответчик, управление) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельные участки:
1. с кадастровым номером 50:27:002 07 09:0015, площадью 25 400 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, Лаговский с/о, вблизи д. Коледино;
2. с кадастровым номером 50:27:002 05 51:0008, площадью 30 000 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, Стрелковский с/о, вблизи с. Покров.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены закрытое акционерное общество "Группа Аникс" (далее - ЗАО "Группа Аникс"), закрытое акционерное общество "Ютас-Проект" (далее - ЗАО "Ютас-Проект"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - регистрирующий орган), администрация Подольского муниципального района Московской области (далее - администрация).
В обоснование заявленных исковых требований министерство указало, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.06.2010 N 27/018/2010-199 на земельный участок с кадастровым номером 50:27:002 07 09:0015, площадью 25 400 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, Лаговский с/о, вблизи д. Коледино, и с кадастровым номером 50:27:002 05 51:0008, площадью 30 000 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, Стрелковский с/о, вблизи с. Покров, - зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Истец полагает, что запись о правообладателе - Российской Федерации, внесенная без каких-либо оснований, препятствует передаче прав и обязанностей арендодателя по договорам аренды земельных участков, заключенным министерством до 01.07.2006, администрации Подольского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.12.2010 по делу N А41-33887/10 заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела не представлено доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок в установленном порядке. Также в регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией на спорный земельный участок не представлялись правоустанавливающие документы на спорный земельный участок. Доказательств обращения Российской Федерации с заявлением о регистрации права собственности на спорный земельный участок суду также не представлено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование апелляционной жалобы управление указало, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
С момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у истца отсутствует право распоряжения земельным участком.
Действия регистрирующего органа, направленные на регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не оспорены и не признаны судом незаконными.
В судебное заседание не явились представитель заявителя апелляционной жалобы, который направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представитель закрытого акционерного общества "Группа Аникс", представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель министерства в судебном заседании апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Представитель закрытого акционерного общества "Ютас-Проект" против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу от 05.03.2011 N 36, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Представитель администрации Подольского муниципального района Московской области против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
Постановлением Правительства Московской области от 07.08.2003 N 473/29 "О предоставлении земельного участка вблизи дер. Коледино Подольского района", учитывая распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 08.05.2003 N 187-рм "О предварительном согласовании места размещения объектов строительства второй очереди механического завода закрытому акционерному обществу "Группа "Аникс" в Подольском районе", прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 2,54 га с кадастровым номером 50:27:002 07 09:0015 муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия "Подольское" (с его согласия) вблизи д. Коледино Подольского района.
В соответствии с указанным постановлением надлежит предоставить земельный участок площадью 2,54 га с кадастровым номером 50:27:002 07 09:0015 в аренду закрытому акционерному обществу "Группа "Аникс" под строительство второй очереди механического завода.
Во исполнение указанного постановления между Министерством имущественных отношений Московской области (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Группа "Аникс" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности от 11.09.2003 N 25007-z (л.д.8-14).
Согласно пункту 1.1 договора аренды арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:27:002 07 09:0015, площадью 25 400 кв.м, в составе категории земель - "земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения" в границах, указанных в кадастровом плане (приложение N 1 к договору, л.д.15) и установленных на местности, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, Лаговский с/о, вблизи д. Коледино.
Согласно пункту 1.2 договора аренды на земельном участке нет объектов недвижимого имущества.
Земельный участок передается для строительства второй очереди механического завода (пункт 1.3 договора аренды).
Земельный участок передан в аренду сроком на 49 лет с 01.09.2003 по 31.08.2052 (пункт 2.1 договора аренды).
Договор аренды от 11.09.2003 N 25007-z зарегистрирован в установленном законом порядке Московской областной регистрационной палатой, регистрационная запись от 01.10.2003 N 50-01/27-29/2003-43.1 (л.д.8).
Министерством имущественных отношений Московской области и закрытым акционерным обществом "Группа "Аникс" заключены дополнительные соглашения от 20.05.2004 N 1 (л.д.16-17), регистрационная запись от 31.07.2004 N 50-01/27-26/2004-503, и дополнительное соглашение от 04.05.2005 N 2 (л.д.18-23), регистрационная запись от 24.08.2005 N 50-50/27/040/2005-54.
В соответствии со статьей 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), во исполнение пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) Министерство имущественных отношений Московской области осуществляет передачу прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, заключенных истцом до 01.07.2006, к администрации Подольского муниципального района Московской области.
Между истцом, Комитетом по управлению имуществом администрации Подольского муниципального района Московской области и ЗАО "Группа "Аникс" заключено дополнительное соглашение N 3 от 29.04.2009 о передаче комитету прав и обязанностей по договору аренды.
Согласно пункту 2 указанного дополнительного соглашения соглашение считается заключенным с даты его государственной регистрации в регистрирующем органе.
Указанное дополнительное соглашение не зарегистрировано в установленном порядке.
Постановлением Правительства Московской области от 15.04.2003 N 214/13 "О предоставлении земельного участка вблизи с. Покров Подольского района", учитывая распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 22.11.2002 N 316-рм, прекращено право постоянного (бессрочного) пользования совхоза "Путь Ильича" (с его согласия) частью земельного участка площадью 3,0 га с кадастровым номером 50:27:002 05 51:0008 вблизи с. Покров Подольского района.
В соответствии с указанным постановлением надлежит предоставить земельный участок с площадью 3,0 га, с кадастровым номером 50:27:002 05 51:0008 в аренду закрытому акционерному обществу "Ютас-проект" для строительства производственного технического центра "Шкода" и складских помещений.
Во исполнение указанного постановления между Министерством имущественных отношений Московской области (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Ютас-проект" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности от 15.05.2003 N 25005-z (л.д.26-32).
Согласно пункту 1.1 договора аренды арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:27:002 05 51:0008, площадью 30 000 кв.м, в составе категории земель - "земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения" в границах, указанных в кадастровом плане (приложение N 1 к договору, л.д.33) и установленных на местности, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, Стрелковский с/о, вблизи с. Покров.
Согласно пункту 1.2 договора аренды на земельном участке нет объектов недвижимого имущества.
Земельный участок передается для строительства производственного технического центра "Шкода" и складских помещений (пункт 1.3 договора аренды).
Земельный участок передан в аренду сроком на 5 лет с 14.05.2003 по 13.05.2008 (пункт 2.1 договора аренды).
Договор аренды от 15.05.2003 N 25005-z зарегистрирован в установленном законом порядке Московской областной регистрационной палатой, регистрационная запись от 09.06.2003 N 50-01/27-14/2003-303.1 (л.д.34).
Министерством имущественных отношений Московской области и закрытым акционерным обществом "Ютас-проект" заключены дополнительное соглашение от 07.10.2005 N 1 (л.д.35-40), регистрационная запись от 05.12.2005 N 50-50-27/059/2005-181, и дополнительное соглашение от 29.06.2006 N 2 (л.д.41-43), регистрационная запись от 12.12.2006 N 50-50-27/065/2006-128.
Согласно дополнительному соглашению от 29.06.2006 N 2 земельный участок передан в аренду сроком на 49 лет с 14.05.2003 по 13.05.2052.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - выписка из ЕГРП) от 24.06.2010 N 27/018/2010-199 (л.д.44-45) на земельный участок с кадастровым номером 50:27:002 07 09:0015, площадью 25 400 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, Лаговский с/о, вблизи д. Коледино, и земельный участок с кадастровым номером 50:27:002 05 51:0008, площадью 30 000 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, Стрелковский с/о, вблизи с. Покров, - зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Полагая, что запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена ошибочно, министерство обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Суд первой инстанции установил, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок произведена в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ), а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права. Ввиду изложенного исковые требования удовлетворены.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Как следует из выписки ЕГРП, правообладателем спорных земельных участков указана Российская Федерация.
Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП, установлен Приказом Минюста России от 18.09.2003 N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП (далее - выписка) должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке пункта 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки у истца отсутствует право распоряжения им, в том числе, возможность передачи прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, заключенных истцом до 01.07.2006, во исполнение пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Таким образом, истец считает, что запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии со статьей 382 ГК РФ, во исполнение пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ Министерство имущественных отношений Московской области осуществляет передачу прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, заключенных истцом до 01.07.2006, администрации Подольского муниципального района Московской области.
Истцом по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 ГК РФ и нормам Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Из части 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований, являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
На момент предоставления спорных земельных участков в аренду распоряжение земельными участками осуществлялось в соответствии с положением пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006).
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорные земельные участки, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорные земельные участки произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Между тем доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на участки суду не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.07.2001 N 154-О, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки являются государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Согласно статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 17 ЗК РФ, в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельный участок могло возникнуть в связи с признанием такового федеральными законами, право собственности на который возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельного участка по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ.
Ответчик не представил суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный участок.
Доказательств внесения спорного земельного участка в реестр федеральной собственности, отнесения земельного участка к исключительной собственности Российской Федерации, ответчиком не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, ответчиком не представлено доказательств принятия уполномоченным органом акта о том, что спорный земельный участок является федеральной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено законом.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, государственная регистрация права собственности Российской Федерации, с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на земельный участок с кадастровым номером 50:27:002 07 09:0015, площадью 25 400 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, Лаговский с/о, вблизи д. Коледино, и на земельный участок с кадастровым номером 50:27:002 05 51:0008, площадью 30 000 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, Стрелковский с/о, вблизи с. Покров, - произведена регистрирующим органом при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права.
Из представленных в суде апелляционной инстанции копий дел правоустанавливающих документов следует, что на спорных земельных участках не имеется и ранее не располагалось объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, федеральных государственных унитарных предприятий, некоммерческих организаций.
Доказательств, подтверждающих наличие имущества Российской Федерации на рассматриваемых земельных участках, и иных доказательств, подтверждающих наличие прав на участки либо факт разграничения государственной собственности, ответчиком не представлено. При этом представители управления в судебные заседания апелляционной инстанции не являлись, несмотря на надлежащее уведомление о датах, времени и месте судебных разбирательств.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ЗАО "Ютас-проект" в материалы дела представлены свидетельства о регистрации права собственности на построенные на спорном земельном участке объекты: помещение охраны N 1 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.12.2010 N 50-АБN 348239), помещение охраны N 2 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.12.2010 N 50-АБN 348240), парковка для гостевого автотранспорта производственного технического центра по продаже и обслуживанию грузового транспорта (1-очередь) (свидетельство о государственной регистрации права от 22.12.2010 N 50-АБN 348241).
Также ЗАО "Ютас-проект" представлено разрешение администрации Подольского муниципального района на строительство производственного технического центра по продаже и обслуживанию грузового транспорта (2-ая очередь строительства) от 26.11.2008 N RU50527000-656.
Разрешением администрации Подольского муниципального района от 01.10.2010 N RU50527000-119 помещение охраны N 1, помещение охраны N 2, парковка для гостевого автотранспорта производственного технического центра по продаже и обслуживанию грузового транспорта (1-очередь) введены в эксплуатацию.
От ЗАО "Группа "Аникс" в адрес суда апелляционной инстанции поступили пояснения, согласно которым права на объекты собственности, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:27:002 07 09:0015, находятся в стадии оформления.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельные участки с кадастровыми номерами 50:27:002 05 51:0008 и 50:27:002 07 09:0015 произведена при отсутствии предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации оснований.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Доказательства обращения управления к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок суду не представлено, в материалах регистрационного дела такие сведения отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано при отсутствии документов-оснований, а также в отсутствие заявления правообладателя, вследствие чего не может быть признано законно возникшим.
Довод апелляционной жалобы о том, что действия регистрирующего органа, направленные на регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, не оспорены и не признаны судом незаконными, отклонен арбитражным судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Следовательно, в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама запись о регистрации или действия регистрирующего органа по внесению такой записи.
Поскольку в ГК РФ, в Федеральном законе от 21.07.1997 N 122-ФЗ, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание незаконным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно указано, что заявитель избрал надлежащий способ защиты нарушенного права. Требование истца о признании отсутствующим права собственности на спорные земельные участки обоснованно подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции установил, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.12.2010 по делу N А41-33887/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33887/2010
Истец: Министерство имущественных отношений Московской области
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ ФАУГИ по Московской области
Третье лицо: Администрация Подольского муниципального района, Администрация Подольского муниципального района Московской области, ЗАО "Группа Аникс", ЗАО "ЮТАС-проект", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1141/11