г. Москва
31 марта 2011 г. |
Дело N А41-30776/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Гагариной В.Г., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от истца: не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц:
от индивидуального предпринимателя Новикова Олега Юрьевича - Подвальный О.В. доверенность N 3804 от 16.07.2010, Новиков О.Ю. лично,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Новикова Олега Юрьевича (ОГРНИП: 305504303600027) на решение Арбитражного суда Московской области от 16.11.2010 по делу N А41-30776/10, принятое судьей А.В. Матеенковым по иску Комитета по управлению имуществом города Серпухова к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании отсутствующим права при участии в деле в качестве третьих лиц индивидуального предпринимателя Новикова Олега Юрьевича, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом города Серпухова (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 104 кв.м. с кадастровым номером 50:58:040502:0020, расположенный по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Ворошилова, д. 127а.
В деле в качестве третьих лиц участвуют индивидуальный предприниматель Новиков Олег Юрьевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением от 16.10.2010 Арбитражный суд Московской области удовлетворил исковое требование.
Не согласившись с судебным актом, индивидуальный предприниматель Новиков Олег Юрьевич обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое при неправильном применении норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела. Отмечает, что спорный земельный участок не отвечает требованиям, по которым он может быть отнесен к муниципальной собственности в связи, с чем отсутствуют правовые основания для признания за администрацией права распоряжения данным земельным участком. В апелляционной жалобе также указывается на то, что истец не доказал наличие вещных прав на спорный земельный участок.
В заседание апелляционного суда не явились представители истца, ответчика и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
При отсутствии возражений со стороны индивидуального предпринимателя и его представителя дело рассматривается апелляционным судом в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей Комитета по управлению имуществом города Серпухова, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, на основании Постановления Главы города Серпухова N 1418 от 29.12.2001 между Комитетом по управлению имуществом г. Серпухова (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Новиковым Олегом Юрьевичем (арендатор) был заключен договор аренды земли N 2671-II-4-2005 от 18 февраля 2002 года, в рамках которого арендодатель передал в аренду арендатору земельный участок с кадастровым номером N 50:58:040502:0020 площадью 104 кв.м., расположенный в границах Муниципального образования "Город Серпухов Московской области" по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Ворошилова, д. 127а для размещения торгового павильона.
В пункте 10.1 договора стороны согласовали срок действия договора на 4 года с 01.12.2001 по 30.11.2005.
Указанный договор прошел государственную регистрацию.
Кроме того, на указанном земельном участке по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Ворошилова, д.127-а, расположено нежилое здание, общей площадью 29,10 кв.м.,: с N 50:58:04:00950:001, принадлежащее гр. Новикову Олегу Юрьевичу на праве собственности (Свидетельство о государственной регистрации права от 28.09.2001 - л.д. 14).
Между тем, решением суда от 23 августа 2010 года по делу N А41-17470/10 по иску Комитета по управлению имуществом города Серпухова к индивидуальному предпринимателю Новикову Олегу Юрьевичу, о взыскании 68 594,31 руб. задолженности по арендной плате, начисленной за аренду земельного участка, предоставленного по договору N 2671-II-4-2005 от 18.02.2002, за период с 01.05.2007 по 31.03.2010, и 17 873,8 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 16.03.2008 по 01.05.2010, было отказано. В обоснование отказа указано, что поскольку право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией, у иных лиц отсутствуют основания на получение с ответчика арендной платы за пользование земельным участком, а также на начисление пени за просрочку внесения арендных платежей.
Истец считает, что право собственности на земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией незаконно в нарушение действующего законодательства, в связи с чем обратился в Арбитражный суд Московской области с иском.
Суд первой инстанции установил, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок произведена в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права в связи, с чем пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Как усматривается из Выписки ЕГРП от 27.04.2010 N 58/008/2010-173, правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация (л.д. 17).
Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП установлен Приказом Минюста России от 18.09.2003 N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП (далее - выписка) должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у истца отсутствует право распоряжения им, в том числе право сдачи его в аренду, а также право получать арендные платежи.
Таким образом, истец считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, в первую очередь, на максимальное восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из части 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Тем самым законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Таким образом, государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Поскольку ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ в материалы дела не было представлено доказательств наличия оснований, предусмотренных законом для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, разграничения государственной собственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что регистрация оспариваемого права была произведена в отсутствие оснований, установленных статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи, с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
В соответствии с пунктом 52 абзаца 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.10 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Апелляционная инстанция не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-30776/10 от 16.11.2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30776/2010
Истец: Комитет по управлению имуществом г. Серпухов Московской области, Комитет по управлению имуществом г. Серпухова
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: ИП Новиков О. Ю., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управление ФС гос. регистрации, кадастра и картографии по МО
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7885/10