г. Чита |
Дело N А58-3973/09 |
"27" октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Т. О. Лешуковой, Э. В. Ткаченко,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Потребительского общества "Эрэл"
на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2009 года
по делу N А58-3973/09
по заявлению Потребительского общества "Эрэл"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Томпонскому району Республики Саха (Якутия)
о признании незаконным и отмене Постановления N 17 от 29.04.2009 г. о привлечении к административной ответственности.
(суд первой инстанции - судья Шевелев В. В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился.
УСТАНОВИЛ:
Потребительское общество "Эрэл" (далее - ПО "Эрэл") обратилось в суд с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы по Томпонскому району Республики Саха (Якутия) (далее - налоговый орган) о признании незаконным и отмене Постановления N 17 от 29.04.2009 г. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 03.08.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Как следует из решения, суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о наличии в действиях ПО "Эрэл" состава административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и затруднительного финансового положения заявителя.
Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Представители сторон в судебное заседание не явились. Заинтересованное лицо обратилось с ходатайством о рассмотрении дела его отсутствие. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, должностными лицами налогового органа 31.03.2009 г. проведена проверка деятельности ПО "Эрэл" по вопросам соблюдения законодательства по реализации алкогольной продукции.
В ходе проверки магазина "Холбос", расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), п. Томпонский район, с. Мегино-Алдан ул. Октябрьская, 11, принадлежащего ПО "Эрэл", установлена, реализация алкогольной продукции: вермут Мартини Бьянко, производства Италия, ёмкостью 0,5 л., дата розлива 20.12.2007 г. в количестве 13 бутылок по цене 600 руб. без сертификата соответствия и справки к товаротранспортным накладным с разделами "А" и "Б".
По результатам проверки был составлен Акт проверки от 31.03.2009 г., зафиксировавший факт непредставления на момент проверки сертификатов соответствия и справки к товаротранспортным накладным с разделами "А" и "Б".
Вышеуказанные документы были представлены заявителем в налоговый орган на момент составления протокола.
В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ, должностным лицом налогового органа, уполномоченного составлять протоколы об административном правонарушении, на основании Акта проверки от 31.03.2009 г., с учетом надлежащего извещения ПО "Эрэл" о дате, времени и месте составления протокола, был составлен Протокол об административном правонарушении N 18 от 27.04.2009 г., фиксирующий факт нарушения обществом п. 2 ст. 16, ст. 10.2, п. 1 ст. 26 Закона РФ N 171-ФЗ от 22.11.1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной и спиртосодержащей продукции Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998 г., выразившееся в непредставлении на момент проверки сертификата соответствия и справки к товаротранспортным накладным с разделами "А" и "Б" на алкогольную продукцию - вермут Мартини Бьянко, производства Италия, ёмкостью 0,5 л., дата розлива 20.12.2007 г. в количестве 13 бутылок по цене 600 руб. без сертификата соответствия и справки к товаротранспортным накладным с разделами "А" и "Б" и совершение правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.16. КоАП РФ.
На основании Протокола об административном правонарушении, руководителем налогового органа, с участием законного представителя заявителя, было вынесено Постановление N 17 от 29.04.2009 г. о привлечении ПО "Эрэл" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16. КоАП РФ в виде штрафа в размере 35000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Согласно п. 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998 г. При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
сертификат или декларация о соответствии;
копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
На продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы:
товарно-транспортная накладная;
копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;
копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10.2, 16 Закона РФ 3 171-ФЗ от 22.11.1995 г. оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 6, 9 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 987 от 19.08.1996 г., п. 3 Перечня документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции на территории РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1019 от 15.08.1997 г. продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции.
Продавец также обязан иметь оформленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, копию справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и представлять их по требованию покупателя.
Не допускается продажа алкогольной продукции:
1) без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов;
2) без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия.
Согласно п. 1 ст. 26 указанного Закона, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются:
оборот алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота;
реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками или региональными специальными марками в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками;
нарушение установленных законом правил продажи алкогольной продукции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции на момент проверки, продавцом магазина "Холбос", принадлежащего ПО "Эрэл" не были представлены сертификат соответствия и справка к товаротранспортным накладным с разделами "А" и "Б" на реализуемую алкогольную продукцию: вермут Мартини Бьянко, производства Италия, ёмкостью 0,5 л., дата розлива 20.12.2007 г. в количестве 13 бутылок.
Позже, в ходе составления Протокола об административном правонарушении заявителем указанные документы были представлены в полном объеме.
Таким образом, ПО "Эрэл" допустило нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за что предусмотрена ответственность ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.16. КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
С учетом изложенного, налоговый орган и суд первой инстанции правомерно пришли к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Штрафные санкции в размере 35000 руб. назначены ПО "Эрэл" в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, с учетом повторности совершенного правонарушения.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в признании незаконным и отмене Постановления налогового органа о привлечении ПО "Эрэл" к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 35000 руб.
Суд критически оценивает довод заявителя апелляционной жалобы о малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Однако в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П отмечается, что государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов. Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрет на оборот алкогольной продукции без сертификата соответствия и справки к товаротранспортным накладным.
Следовательно, допущенное заявителем нарушение законодательства в области оборота алкогольной продукции не может быть признано малозначительным.
Иные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им дана полная и всесторонняя оценка и не влияют на правильность и обоснованность выводов указанных в обжалуемом решении.
На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении апелляционной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2009 года по делу N А58-3973/09, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2009 года по делу N А58-3973/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Т. О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3973/09
Заявитель: Потребительское общество "Эрэл"
Ответчик: ИФНС России по Томпонскому улусу по РС (Я)
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3443/09