г. Чита |
Дело N А19-11764/09 |
"09" октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, Т. О. Лешуковой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июля 2009 года по делу N А19-11764/09 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сибирская компания" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области о признании незаконным и отмене Постановления N 12-41/09А от 27.05.2009 г. о привлечении к административной ответственности.
(суд первой инстанции судья Сураева О. П.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская компания" (далее - ООО "Сибирская компания") обратилось в суд с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным и отмене Постановления об административном правонарушении N 12-41/09А от 27.05.2009 г.
Решением суда первой инстанции от 23.07.2009 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Как следует из решения, суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о нарушении налоговым органом норм процессуального права, при привлечении ООО "Сибирская компания" к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта. Поскольку налоговым органом были предприняты все необходимые меры по извещению налогоплательщика о дате, времени, месте составления протокола и постановления привлечения к ответственности.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Представители заявителя и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, заявив ходатайства о рассмотрении данного дела в их отсутствии. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, должностными лицами налогового органа на основании распоряжения N 12-110/09 от 22.04.2008 г. проведена проверка магазина "Супермаркет Багира", расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, мкр. 51, д.31 и принадлежащего ООО "Сибирская компания", по вопросу соблюдения законодательства по реализации алкогольной продукции.
В ходе проверки установлено, что при реализация алкогольной продукции: вино сухое белое "Гамбеллара" DOC емк. 0,75 л., производства Италии, по цене 353 руб., в количестве 2 бутылок; вино специальное "Деус Мавродафне Патрас" емк. 0,75 л., производства Греции, по цене 423 руб., в количестве 3 бутылок; не предъявлены на момент проверки сертификаты соответствия, справки к грузовой таможенной декларации - раздел А, Б, товарно-транспортные накладные. При хранении и реализации в месте продажи указанной алкогольной продукции, а так же вино специальное полудесертное белое "Мускат", емк. 0,75 л., производства Болгарии, по цене 207 рублей, в количестве 4 бутылок несоблюден температурный режим, обеспечивающий в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности алкогольной продукции при её хранении и реализации в месте продажи. Кроме того, алкогольная продукция: вино сухое белое "Гамбеллара" DОС емк. 0,75 л., производства Италии, по цене 353 рубля, в количестве 2 бутылок реализовывалась в отсутствии предупреждающей надписи о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции для здоровья человека.
По результатам проверки составлен Акт проверки реализации алкогольной продукции N 12-110/09А от 22.04.200 г.
На основании материалов проверки должностным лицом налогового органа был составлен Протокол об административном правонарушении N 12-41/09А от 12.05.2009 г., согласно которому ООО "Сибирская компания" было допущено нарушение Закона РФ N 171-ФЗ от 22.11.1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998 г., то есть, совершено правонарушение предусмотренное ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ
На основании указанного Протокола об административном правонарушении, руководителем налогового органа, было принято Постановление N 12-41/09А от 27.05.2009 г., о привлечении ООО "Сибирская компания" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и наложения штрафа в сумме 35000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обжаловал их в судебном порядке.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 26.1, ст. 26.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов административного производства, в нарушение закона, при составлении протокола об административном правонарушении и при вынесении обжалуемого постановления представитель ООО "Сибирская компания" не присутствовал.
В подтверждение надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте составления Протокола об административном правонарушении N 12-41/09А от 12.05.2009 г. и Постановления N 12-41/09А от 27.05.2009 г., о привлечении ООО "Сибирская компания" к административной ответственности, налоговый орган указывает на направленные в адрес заявителя заказными письмами уведомления, которые были вручены органом почтовой связи представителю по доверенности.
Согласно ответа органа почтовой связи N 38.41.24-02/480 от 15.07.2009 г. Уведомление N12-15/05081 от 23.04.2008 г. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и Уведомление N 12-15/09316 от 14.05.2009 г. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, были вручены Ивановой А. П. на основании доверенности N 9/104 (л.д. 65).
Однако, доверенность N 9/104, а так же и доверенность N 9/103 на получение корреспонденции, представленная налоговым органом, не содержат даты их выдачи и являются ничтожными.
Следовательно, Уведомления N 12-15/05081 от 23.04.2008 г. и N 12-15/09316 от 14.05.2009 г. вручены не уполномоченному лицу.
Таким образом, с учетом доводов заявителя о том, что указанные уведомления в адрес ООО "Сибирская компания" не поступали, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неизвещении налоговым органом заявителя о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и принятии Постановления N 12-41/09А от 27.05.2009 г. о привлечении к административной ответственности.
Не состоятельны ссылки инспекции, как на доказательства надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что протокол об административном правонарушении, в котором указано время и место рассмотрения дела об административном правонарушении направлен ООО "Сибирская компания" по факсу, поскольку из факсимильного отчета нельзя сделать вывод какая информация была направлена.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Протокол об административном правонарушении N 12-41/09А от 12.05.2009 г. и Постановление N 12-41/09А от 27.05.2009 г. приняты в отсутствии представителя ООО "Сибирская компания" без надлежащего извещения юридического лица о месте и времени составления протокола.
Согласно ст. 26.3 КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении.
Согласно пунктам 3 - 6 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Фактически протокол об административном правонарушении и Постановление были вынесены в отсутствии лица привлекаемого к ответственности.
В результате, заявитель был лишен прав, предусмотренных вышеуказанными нормами закона, в том числе Конституционного права - на квалифицированную юридическую защиту.
На основании всего вышеизложенного суд приходит к выводу, что налоговым органом существенно нарушена процедура привлечения заявителя к административной ответственности.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 г N 5960 существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Постановление налогового органа об административном правонарушении N 12-41/09А от 27.05.2009 г. является незаконными. При этом судом исследованы все представленные в дело документы, дана им и доводам сторон соответствующая оценка.
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июля 2009 года по делу N А19-11764/09 суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Иркутской области от 23 июля 2009 года по делу N А19-11764/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11764/09
Заявитель: ООО "Сибирская компания"
Ответчик: ИФНС по г. Ангарску Иркутской области