г. Чита |
дело N А19-9215/2009 |
08 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 октября 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Григорьевой И.Ю., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белокриницкой А.С.,
рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу истца на решение Арбитражного суда Иркусткой области от 30 июля 2009 года по делу N А19-9215/2009 по иску Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству к обществу с ограниченной ответственностью "Алексеевский ЛПК" о взыскании 413 732,18 руб. (суд первой инстанции: судья Апанасик С.В.),
УСТАНОВИЛ
Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (далее - ТУ АЛХ Иркутской области по Киренскому лесничеству, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью "Алексеевский ЛПК" (далее - ООО "Алексеевский ЛПК", ответчик) с исковым заявлением о взыскании 413 732,18 руб. задолженности по арендной плате за 1 квартал 2009 года по договору аренды участка лесного фонда N 2/8 от 14.05.2008.
Ответчик в отзыве против иска возражал, полагал расчет арендной платы с применением коэффициента 2,0 неверным.
Решением арбитражного суда от 31.07.2009 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по арендной плате за 1 квартал 2009 года в размере 206 866,09 руб., в удовлетворении остальной части иска - отказал. Суд взыскал с ответчика в доход федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым по делу решением, ТУ АЛХ Иркутской области по Киренскому лесничеству обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, решение принято судом с нарушением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель указал на неприменение судом апелляционной инстанции норм материального права, регулирующих уплату начисленной в соответствии с условиями договора аренды арендной платы.
Ответчик на апелляционную жалобу возражал, полагал решение суда правильным.
Стороны о времени и месте заседания арбитражного апелляционного суда извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили. При таком положении, в силу части 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц не препятствовала рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы заявителя жалобы, апелляционный суд не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из документов в деле, Киренский лесхоз и открытое акционерное общество "Алексеевская РЭБ флота" заключили договор аренды лесного участка N 2/8 от 14 мая 2008 года, срок действия которого установлен с 01 января 1994 года по 01 января 2043 года.
Согласно пункту 5 договора арендная плата составила 1 840 256 руб. в год. Указанная плата должна вноситься ежеквартально равными частями в размере _ части годового размера арендной платы с 01 по 15 число первого месяца текущего квартала. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 6,7).
13.10.2008 сторонами заключено соглашение о замене стороны в договоре аренды лесного участка - с открытого акционерного общества "Алексеевская РЭБ флота" на общество с ограниченной ответственностью "Алексеевский ЛПК" с переходом к последнему всех прав и обязанностей арендатора по договору аренды N 2/8 от 14.05.2008 с момента заключения соглашения.
Неисполнение ответчиком обязанности по внесению арендной платы за 1 квартал 2009 года стало основанием для обращения истца в суд.
Доказательств внесения арендной платы до принятия судом решения по делу ответчик не представил.
Проверив расчет отыскиваемой суммы арендной платы, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерном применении истцом коэффициента 2.0 и потому исковые требования удовлетворил частично.
У апелляционного суда отсутствуют основания для пересмотра этого вывода. Доводы заявителя жалобы отклонены по следующим причинам.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
На основании части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, в данном случае цены по договорам аренды устанавливаются уполномоченными органами (являются регулируемыми).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню"; коэффициент, устанавливаемый Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год; коэффициент по соответствующим территориям согласно приложению к названному приказу (Иркутская область - 2,0).
В 2006 году был принят новый Лесной кодекс Российской Федерации, введен в действие с 1 января 2007 года.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - IV и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.
В статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 года и 2010 года" и в статье 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 года и 2011 года" предусмотрено, что ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2008 году и в 2009 году с соответствующими коэффициентами.
Ни новым Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не было предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному указанным выше Приказом от 14.09.2005 N 255. Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы отменены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 314 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений". Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.
В связи с тем, что Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не содержит понятия "лесные подати", в состав которых входил спорный коэффициент, с учетом определения данным Кодексом иного федерального государственного органа, к компетенции которого относится установление ставок за пользование участками лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для применения при расчете арендной платы в спорный период коэффициента, предусмотренного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, в удовлетворении иска в части взыскания задолженности по арендной плате, сложившейся из сумм, начисленных на минимальные ставки арендной платы в виде повышающего коэффициента 2.0, отказал правомерно.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации правильно удовлетворил остальные исковые требования.
Истцом к апелляционной жалобе приложена копия платежного поручения N 390 от 03.08.2009 на сумму 206 866,09 руб. Указанное платежное поручение принимается судом в качестве доказательства исполнения судебного акта ответчиком.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактически подтвержденным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалованного судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.07.2009 законно и обоснованно, оснований к его отмене или изменению не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2009 года по делу N А19-9215/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Капустина |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9215/09
Истец: Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству
Ответчик: ООО "Алексеевская ЛПК"