г. Владивосток |
Дело |
28 марта 2011 г. |
N А51-18475/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: О.Ю. Еремеевой, Г. М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
от ООО "Веранда": адвокат Береговский В.Ю., доверенность от 16.11.2010 сроком на три года, удостоверение адвоката N 1384 от 24.10.2006;
от Управления лесным хозяйством Приморского края: представитель Полетаев В.И., доверенность N 04 от 12.01.2011 сроком до 31.12.2011, удостоверение N 1474 сроком действия до 31.12.2015.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Веранда"
апелляционное производство N 05АП-1149/2011
на решение от 03.02.2011
судьи Борисова Д.В.
по делу N А51-18475/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Веранда" (ИНН 2536164036, ОГРН 1052503135167)
к Управлению лесным хозяйством Приморского края (ИНН 2539085054)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Веранда" (далее - "заявитель, общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению лесным хозяйством Приморского края (далее - "административный орган, Управление") о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности N 427-02/2010 от 16.11.2010г., в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.8.28 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением суда от 03.02.2011г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о наличие события вменяемого обществу административного правонарушения и отсутствием нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении.
ООО "Веранда", не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что акт о выявленных нарушениях лесного законодательства от 28.10.2010 составлен в результате действий, совершенных с нарушением действующего законодательства, что не позволяет использовать его в качестве доказательства по делу. Считает, что судом не были применены нормы права, подлежащие применению, а именно Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394. Указывает на необоснованное отклонение судом первой инстанции доводов ООО "Веранда" о нарушениях порядка осуществления лесного контроля, выразившихся в отсутствии соответствующего распоряжения и проведении мероприятий по составлению акта от 28.10.2010 в отсутствие представителя ООО "Веранда". Также заявитель считает необоснованным довод суда о невозможности применения статьи 27.8 КоАП РФ, так как в силу статьи 606 ГК РФ обществу принадлежит право пользования данной территорией на основании договора аренды N 15/41 от 29.10.2009. В отношении вопроса о недоказанности совершения правонарушения ООО "Веранда" суд необоснованно сослался на бездоказательность утверждений заявителя о возможности осуществления рубки строителями гострассы, а также об отсутствии доказательств обратного утверждениям административного органа. По мнению общества, такая позиция суда первой инстанции не соответствует закону, в частности части 4 статьи 210 АПК РФ. Общество указывает на то, что доказательств, прямо указывающих на то, что спорная рубка была произведена именно ООО "Веранда" на арендуемом лесном участке в деле не имеется.
Представитель ООО "Веранда" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Управления лесным хозяйством Приморского края на доводы жалобы возразил, считает решение суда законным и обоснованным, представил письменный отзыв.
Представитель ООО "Веранда" представил письменные пояснения по апелляционной жалобе в связи с отзывом Управления.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
Общество ограниченной ответственностью "Веранда" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС по Ленинскому району г.Владивостока 11.01.2007г., о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за ОГРН 1052503135167 и выдано свидетельство серии 25 N 002908252.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 29.10.2009г. Управление лесным хозяйством Приморского края передало во временное пользование ООО "Веранда" лесной участок, находящийся в государственной собственности и расположенный по адресу: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Седанское участковое лесничество, квартал 42, часть выдела 1 и 3. Номер учетной записи в государственном лесном реестре 55/1105028-2009-02.
В соответствии с ч. "а" ст.11 договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными актами, договором.
28.10.2010 в ходе рейдового выезда участковым лесничим Седанского участкового лесничества Владивостокского филиала КГУ "Приморское лесничество" Бадилиной Н.В. в присутствии участкового лесничего Садгородского участкового лесничества Владивостокского филиала КГУ "Приморское лесничество" Чижиковой О.Г., помощника участкового лесничего Лазурного участкового лесничества Владивостокского филиала КГУ "Приморское лесничество" Колесникова В.И. был выявлен факт незаконной рубки деревьев на землях лесного фонда в квартале 42, выделе 1 Седанского участкового лесничества Владивостокского лесничества (район ул. Чайковского, 12 в г. Владивостоке), о чем был составлен акт об обнаружении фактов нарушения лесного и земельного законодательства N б/н от 28.10.2010г.
В частности, проверяющими было обнаружено два пня срубленных сырорастущих деревьев, в том числе сосны - 1 пень диаметром 16 см, ясеня - 1 пень диаметром 16 см.
Объем незаконно вырубленной древесины составил 0,24 куб м. Проверяющими был сделан вывод о том, что вырубка деревьев произведена при проведении работ по строительству ограждения вокруг лесного участка, переданного во временное пользование ООО "Веранда" по договору аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 29.10.2009г.
Наличие события совершения административного правонарушения было зафиксировано в акте об обнаружении фактов нарушения лесного и земельного законодательства от 28.10.2010, а также в фотоматериалах.
11.11.2010г. в отношении юридического лица ООО "Веранда" должностным лицом Приморсклесхоза в присутствии законного представителя юридического лица - директора ООО "Веранда" Васильченко О.В. был составлен протокол об административном правонарушении N 05-08-06/10 по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ.
16.11.2010г. административным органом было вынесено постановление N 427-02/2010 о назначении ООО "Веранда" административного наказания в виде штрафа по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ в размере 50000 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился в суд с требованием признать незаконным постановление от 16.11.2010 N 427-02/2010.
Частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную порубку, повреждение деревьев, кустарников или лиан, уничтожение либо повреждение лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях либо самовольное выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях.
По ч. 1 данной статьи незаконной является рубка, совершенная без заключения договора либо до истечения срока действия ранее выданного документа, либо при наличии надлежащего договора или разрешения рубка, совершенная с нарушением условий места (отведенного для заготовки древесины участка), объема, сорта вырубленных деревьев, кустарников, их возраста и с иными нарушениями условий лесопользования. Рубка - отделение ствола дерева, стебля кустарника от корня. Способами рубки могут быть срубание, спиливание, подрезание и т.п.
Субъективная сторона незаконной рубки лесных насаждений: деревьев, кустарников и лиан, а также самовольное выкапывание их - умышленная вина, повреждение лесных насаждений - вина в форме умысла или неосторожности.
В силу пункта 1 статьи 4 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Согласно материалам дела, 29.10.2009 между управлением Лесным хозяйством Приморского края и ООО "Веранда" был заключен договор N 15/41 аренды лесного участка для рекреационной деятельности, площадью 1,0 га, расположенный по адресу: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Седанское участковое лесничество, квартал 42, часть выдела 1 и 3. Номера учетной записи в государственном лесном реестре 55/1105028-2009-02.
Таким образом, вид использования лесов, предусмотренный договором от 29.10.2009, соответствует предусмотренному подпункту 1 пункта 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации виду использования "осуществление рекреационной деятельности". Согласно статье 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
Таким образом, административный орган, принимая решение о привлечении к административной ответственности по ст. 8.28 КоАП РФ должен был доказать наличие одновременно как факта незаконной рубки, повреждения лесных насаждений или самовольного выкапывания деревьев, кустарников, лиан, так и осуществление противоправных действий именно ООО "Веранда".
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с положениями статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ, в присутствии их представителей и двух понятых (п. п. 1, 2 статьи 27.8 КоАП РФ).
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, который подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица, или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. Копия протокола вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю (п. п. 4, 6 статьи 27.8 КоАП РФ).
Как видно из материалов дела, в рассматриваемом случае административным органом протокол осмотра места происшествия не составлялся, представленный в качестве доказательства незаконной рубки ООО "Веранда" акт проверки от 28.10.2010 б/н, не позволяет рассматривать его в качестве протокола осмотра в порядке статьи 27.8 КоАП РФ, ввиду отсутствия в нем сведений о составлении его в присутствии понятых и в присутствии законного представителя Общества.
Согласно данному акту, составленному участковым лесничим в порядке рейдового выезда на территорию Седанского участкового лесничества был обнаружен факт незаконной рубки деревьев на землях лесного фонда в квартале 42, выдел 1 при строительстве ограждения вокруг лесного участка, переданного в аренду ООО "Веранда" на основании договора N 15/41 от 29.10.2009. Также в данном акте указано на обнаружение двух пней сырорастущих деревьев: сосны и ясеня. В качестве предполагаемого виновника незаконной рубки в акте указано ООО "Веранда".
Таким образом, из указанного акта невозможно однозначно установить, кем именно была осуществлена незаконная рубка. Вместе с тем, на основании данного акта 11.11.2009 был составлен протокол об административном правонарушении N 05-08-06/10 по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ, в котором факт незаконной рубки был вменен именно ООО "Веранда".
Суд апелляционной инстанции считает, что имеющиеся в материалах дела фотографии также не позволяют прийти к однозначному выводу о том, что изображенные на них пни действительно находятся в границах лесного участка, предоставленного в аренду ООО "Веранда". Какой-либо привязки к местности данные фотографии не имеют, надписи на фототаблице сделаны уже после того как фотоснимки были распечатаны на бумажном носителе. Определить когда именно была произведена фотосъемка также не представляется возможным, поскольку ни в акте рейдового выезда от 28.10.2010, ни в протоколе об административном правонарушении от 11.11.2010 не содержится ссылки на произведенную фотосъемку.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы представитель Управления пояснил о том, что виновность ООО "Веранда" в совершении вменяемого административного правонарушения устанавливалась не на основании акта от 28.10.2010, а в ходе производства по делу об административном правонарушении, а именно при составлении протокола от 11.11.2010 посредством изучения договора аренды земли, заключенного с ООО "Веранда", проекта освоения земель, а также изучении фотографий, сделанных в ходе рейдового осмотра. Именно совокупность указанных документов позволила Управлению лесным хозяйством Приморского края сделать вывод том, что субъектом административного правонарушения является - ООО "Веранда".
Оценив данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что доводы Управления о наличии в действиях ООО "Веранда" состава вменяемого административного правонарушения надлежащими доказательствами не подтверждены и основаны на предположениях.
Указывая на то, что при составлении протокола по делу об административном правонарушении 11.11.2010 присутствовал представитель ООО "Веранда" представитель Управления лесным хозяйством пояснил суду апелляционной инстанции о том, что каких-либо возражений относительно существа вменяемого Обществу правонарушения он не высказал, отказавшись от дачи объяснений. Данное обстоятельство Управление также расценило как фактическое признание ООО "Веранда" своей вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Вместе с тем, в своей объяснительной по факту составления 11.11.2010 протокола об административном правонарушении директор ООО "Веранда" указал на недоказанность вины Общества в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку указанную в протоколе незаконную рубку деревьев ООО "Веранда" не совершало.
Таким образом, совокупность представленных в деле доказательств свидетельствует лишь о том, что Управлением лесного хозяйства Приморского края действительно был зафиксирован факт вырубки сырорастущих деревьев в 42 квартале, 1 выдела Седанского участкового лесничества, однако достоверных и однозначных данных подтверждающих, что эти действия были совершены именно ООО "Веранда" в деле не имеется.
Ссылка Управления на договор подряда N 229/09 от 28.09.2010, заключенный между ООО "Таврос" (Подрядчик) и ООО "Веранда" (Заказчик) в соответствии с которым Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по изготовлению, установки забора из профнастила, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку в нем не содержится указание на то, где конкретно будут проводиться подрядные работы. Таким образом, не представляется возможным соотнести предмет данного договора с позицией Управления о том, что изображенные на фотографиях элементы забора расположены на лесном участке, арендуемом ООО "Веранда".
Кроме того, в деле имеется письмо ООО "Таврос" исх.N 45 от 19.11.2010, в которых указанное общество сообщает о том, что готово приступить к проведению работ, согласно договору N 229/09 от 28.09.2010 на основании полученных ООО "Веранда" документов, разрешающих проведение строительных работ (лесная декларация от 12.11.2010 л.д.89).
Доказательств тому, что вырубка сырорастущих деревьев, зафиксированная в акте от 28.10.2010 явилась следствием выполнения ООО "Таврос" подрядных работ по договору с ООО "Веранда" Управление суду не представило.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу указанной нормы, а также в соответствии с положениями статей 1.5, 26.2, 28.2 КоАП РФ обязанность подтвердить надлежащими доказательствами обстоятельства совершения административного правонарушения возлагается на административный орган.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Поскольку каких-либо доказательств осуществления ООО "Веранда" незаконной вырубки деревьев, Управление лесным хозяйством Приморского края не представило, суд апелляционной инстанции считает о том, что вина указанного общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, не доказана.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО "Веранда" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ.
Поскольку проведение рейдовых проверок с целью выявления фактов нарушения норм об использовании лесов, и их охране, а также установление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся возможными нарушителями природоохранного законодательства, не подпадают действие Закона N 294-ФЗ, то судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ООО "Веранда" о нарушении административным органом положений указанного Федерального закона.
С учетом выше установленных обстоятельств, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270 АПК РФ. В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции удовлетворяет апелляционную жалобу ООО "Веранда" и удовлетворяет заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления N 427-02/2010 от 16.11.2010г на основании части 2 статьи 211 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03 февраля 2011 г. по делу N А51-18475/2010 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления лесным хозяйством Приморского края N 427-02/2010 от 16.11.2010г о привлечении ООО "Веранда" к административной ответственности по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 АПК РФ постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Председательствующий: |
Г.А. Симонова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-2569/2009
Истец: ООО "Аэропорт Москва"
Ответчик: ООО "СИТЕХ-Инжиниринг"
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6595/09