г. Томск |
Дело N 07АП- 5974/09 |
14 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Журавлевой В.А., Шатохиной Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 01 июля 2009 года по делу N А45-10811/2009 (судья Куст Л.П.)
по заявлению Управления Государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Новосибирской области
к ФГУП "Научно-исследовательский институт электронных приборов"
о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Новосибирской области (далее Управление, административный орган) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-исследовательский институт электронных приборов" (далее ФГУП "Научно-исследовательский институт электронных приборов", Предприятие) о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01.07.2009 года (резолютивная часть объявлена 25.06.2009г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в том числе по основаниям неполного выяснения судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения административного дела, не соответствия выводов суда обстоятельствам дела; к заявлению о привлечении Предприятия к административной ответственности приложены копии актов о приемке технических средств сигнализации в эксплуатацию.
ФГУП "Научно-исследовательский институт электронных приборов" в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в суд 05.10.2009г.) возражает против апелляционной жалобы, считая требования подателя жалобы необоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч.3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01.07.2009г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Научно-исследовательский институт электронных приборов" в соответствии с лицензией N 2/15720, выданной 12.04.2006г., обладает правом производства работ монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании распоряжения Главного государственного инспектора Новосибирской области по пожарному надзору N 57 от 10.04.2009 комиссией Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России Новосибирской области проведено плановое мероприятие ФГУП "Научно-исследовательский институт электронных приборов", по результатам которого составлен протокол N 28 от 13.05.2009 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, где отражено, что предприятие осуществляет работы по монтажу технических средств сигнализации (дымовых пожарных извещателей) без утвержденной проектно-сметной документации, что противоречит требованиям пункта 3 Правил пожарной безопасности в РФ (утверждены приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4838) и пункта 1 руководящего документа РД 78.145-93 "Системы и комплексы охранной пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ" (Разработаны ПИП, "Охрана" ВНИИГЮ МВД России, ГУ ВО MB России, согласованы СПАСР МВД России 12.01.1993 N 20/4/28).
Полагая, что выявленные нарушения являются грубыми нарушениям условий, предусмотренных лицензией, и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Управление обратилось арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности события административного правонарушения.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к части 4 данной статьи указано, что понятие грубой нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 5 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности" грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности является невыполнение требований подпунктов "а", "г" и "д" п. 4 данного Положения, в том числе: выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Под нормативным регулированием в области пожарной безопасности понимается установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности, согласно статье 20 ФЗ "О пожарной безопасности", относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из представленного в материалы дела протокола об административном правонарушении, в ходе проверки установлены факты осуществления Предприятием работ по монтажу технических средств сигнализации без утвержденной проектно-сметной документации.
При этом, в протоколе не указаны обстоятельства выявленного правонарушения - какие именно работы, кем, когда и где осуществлялись установленные работы по монтажу.
Вместе с тем, в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен содержать сведения, в числе которых: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы составившего лица, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В связи с чем, судом первой инстанции правомерно указано, что протокол сам по себе не может служить доказательством осуществления Предприятием спорного вида работ, кроме того, с учетом доводов Предприятия, что им не проводились работы по монтажу и пусконаладочные работы, а выполнены ремонтные работы по замене устаревших видов сигнализации, а из п. 1.1 руководящего документа РД 78.145-93 "Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ" следует, что проектная документация и акт обследования требуются лишь при проведении работ по монтажу технических средств сигнализации.
Доказательств обратного административным органом, обязанным в силу ч. 5 ст. 205 АПК РФ доказывать обстоятельства, послужившие основанием для привлечения лица к административной ответственности, в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В связи с изложенным, с учетом того, что материалами проверки не зафиксирован факт осуществления Предприятием спорных работ по монтажу; а равно, принимая во внимание положения ст. 1.5 КоАП РФ о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о совершении обществом вменяемого правонарушения;
Учитывая изложенное, основания для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Новосибирской области от 01 июля 2009 года по делу N А45-10811/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
В.А.Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10811/2009
Истец: Управление Государственного пажарного надзора Главного Управления МЧС России по Новосибирской области
Ответчик: ФГУП "Научно-исследовательский институт электронных припоров"
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А45-10811/2009
14.10.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5974/09
04.08.2009 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5974/09
01.07.2009 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-10811/09