г. Томск |
Дело N 07АП-6638/09 |
20 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Усаниной
судей: И.И. Бородулиной, Е.Г. Шатохиной
при ведении протокола судебного заседания судьей Шатохиной Е.Г.
при участии:
от заявителя: Миничихин Д.И. по доверенности от 11.01.2009г. (до 31.12.2009г.)
от заинтересованного лица: Кравченко В.С. по доверенности от 09.10.2009г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФБУ ИК-21 ГУФСИН России по Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 09 июля 2009 года по делу N А45-12385/2009 (судья Гофман Н.В.)
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новосибирской области
к Федеральному бюджетному учреждению "Исправительная колония N 21 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области"
о взыскании задолженности по единому социальному налогу
УСТАНОВИЛ
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Новосибирской области (далее - заявитель, налоговый орган, Инспекция) обратилась в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 21 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Новосибирской области" (далее - налогоплательщик, Учреждение) задолженности по единому социальному налогу за 2008 год в размере 1 242 777 руб. 00 коп., в том числе зачисляемому в ФБ в размере 1 133 205 руб. 00 коп., в ФФОМС в размере 38 881 руб. 00 коп., в ТФОМС в размере 70 691 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 09.07.2009г. заявленные налоговым органом требования удовлетворены; в части взыскания задолженности по единому социальному налогу , перечисляемому в ФБ в размере 41,00 руб. производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение подало в арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить по основаниям не дачи судом оценки несоответствия требования N 1826 по состоянию на 28.01.2009г. ст. 69 НК РФ в части не указания суммы и периода задолженности, подробных оснований для взимания налога; двойного взыскания сумм ЕСН.
Инспекция в представленном 07.09.2009г. отзыве, доводы апелляционной жалобы не признала, указав , на соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, соответствия требования, направленного в порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога.
Судебное заседание определением суда от 17.09.2009г. откладывалось на 14.10.2009г. на 16 час. 00 мин. для представления сторонами расчета сумм ЕСН, в судебном заседании 14.10.2009г. объявлялся перерыв до 16.10.2009г. до 16 час. 15 мин.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 09.07.2009г., изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, представленные сторонами расчеты и пояснения, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 235 НК РФ Учреждение является плательщиком единого социального налога.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 2 ст. 240 НК РФ отчетными периодами по ЕСН признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года ( ст. 240 НК РФ).
Согласно статье 243 НК РФ по итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговым органом в адрес учреждения было направлено требование N 1826 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 28.01.2009г. с предложением уплатить в добровольном порядке в срок до 13.02.2009г. задолженность по единому социальному налогу.
Неисполнение требования в установленный срок явилось основанием для обращения Инспекцией в соответствии с положениями п. 2 ст. 45 НК РФ в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по единому социальному налогу за 2008 г.
Как уточнено представителем Инспекции в суде апелляционной инстанции, заявленная ко взысканию в судебном порядке сумма ЕСН сложилась за 3 и 4 кварталы 2008 г.
При этом, следуя заявлению инспекции в суд первой инстанции, Учреждением был подана корректирующая налоговая декларация за 2008 г., согласно которой сумма ЕСН составила к уплате:
- в ФБ - 1 231 201,00 руб., в том числе за последний квартал налогового периода 245 117,00 руб.,
- в ФФОМС - 132 635 руб., в том числе за последний квартал налогового периода 38 881, 00 руб.,
- в ТФОМС - 241 155 руб., в том числе за последний квартал налогового периода - 70691, 00 руб.
Указанные суммы ЕСН к уплате за последние три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) 4 квартала 2008 г. соответствуют представленному налогоплательщиком расчету авансовых платежей по ЕСН за 4 квартал 2008 г.
Согласно расчету начисленного и уплаченного ЕСН за 2008 г., по сведениям Инспекции недоимка за 3 квартал 2008 г. составила ЕСН ФБ - 30 395,68 руб., ЕСН ФФОМС -13 746, 92 руб.; ЕСН ТФОМС - 24 994,03 руб.; за 4 квартал 2008 г. : ЕСН ФБ - 78 192 руб., ЕСН ФФОМС - 15 872, 70 руб., ЕСН ТФОМС - 28 857, 71 руб., что соответствует расчету учреждения с учетом приложенных платежных поручений на оплату налога от 13.10.2009г.
При этом, исходя из представленного Инспекцией расчета ЕСН и письменных пояснений, общая сумма недоимки по ЕСН в Федеральный бюджет 1 133 164. 00 руб. сложилась, в том числе, включая недоимку за 2007 г. по налоговой декларации, представленной в 2008 г.; представленному уточненному налогоплательщиком расчету за 9 месяцев 2008 г. 16.12.2008г. заявлена сумма ЕСН к уменьшению на 958 665,00 руб., в лицевой счет разнесена разница как переплата 1 054 972, 00 руб. (сумма к уменьшению -958 665.00 руб. - 96307 руб. (налог к уплате по расчету первичному за 9 месяцев 2008 г.); возникшая переплата направлена на погашение недоимки за 9 месяцев 2008 г. и за 2007 г.
21.01 2009 г. налогоплательщиком представлен уточненный расчет по ЕСН ФБ за 9 месяцев 2008 г. с указанием суммы налога уплате 96 307, 00 руб., однако поскольку ранее к уменьшению ЕСН в сумме 958 665,00 руб. зачтен Инспекцией в оплату иной задолженности по ЕНС, в карточке КРС восстановлена операция по уплате ЕСН ФБ за 9 месяцев 2008 г. в сумме 1 054972, 00 руб. (-958665, 00 -96307, 00 руб.).
Однако, налоговым органом не предъявлялось заявление о взыскании с Учреждения недоимки за 9 месяцев 2008 г., а только за 3 и 4 кварталы 2008 г. и поскольку требование о взыскании недоимки заявлялось по итогам года, Инспекцией не указана фактическая сумма ЕСН, подлежащая уплате за налоговый период - календарный год 2008 г. с учетом отчетных периодов, первичных и уточненных налоговых деклараций и произведенной налогоплательщиком оплаты.
В соответствии с п. 1 раздела III Порядка заполнения налоговой декларации по единому социальному налогу (утвержден Приказом Минфина РФ от 29.12.2007г. N 163н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и порядка ее заполнения", зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2008г. N 11069) в разделе 1 декларации налогоплательщиком отражается информация об исчисленных им суммах налога, подлежащих уплате в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов за налоговый период , в том числе за каждый месяц последнего квартала налогового периода; по строке 0100 "Налоговая база за налоговый период , всего" отражается налоговая база по налогу нарастающим итогом за налоговый период, строка 0100 заполняется в соответствии со статьей 237 Кодекса (п. 1 Раздела IV. Заполнение Раздела 2 "Расчет единого социального налога" Декларации).
Таким образом, в декларации отражается информация с учетом исчисленных сумм налога нарастающим итогом за соответствующие отчетные периоды.
Судом апелляционной инстанции предлагалось Инспекции представить расчет ЕСН за 2008 г. с учетом фактической суммы налога, подлежащего уплате за налоговый период 2008 г.
Представленные Инспекцией расчеты начисленного ЕСН с разбивкой по бюджетам содержат сведения о наличии недоимки в части федерального бюджета за 3 квартал 2008 г. в сумме 30 396,68 руб. за 4 квартал 2008 г. в сумме 78 192 руб., в соответствующие внебюджетные фонды недоимка по ЕСН совпадает с данными налогоплательщика.
При этом, направление Инспекцией самостоятельно переплаты за 9 месяцев 2008 г. в счет уплаты недоимки по ЕСН за 9 месяцев 2008 г. , в том числе частичного гашения недоимки за 1, 2 кварталы 2008 г., и за 2007 г., не свидетельствует о подтверждении недоимки по ЕСН за 3 квартал 2008 в ФБ в размере 1 054 972 руб., поскольку квалифицируется Инспекцией как недоимка за 9 месяцев 2008 г., включающая и предшествующие отчетные периоды, с учетом взыскания недоимки за 1 квартал 2008 г. решением арбитражного суда Новосибирской области от 17.11.2008г. по делу N А45-1946/2008 в сумме 649 342, 34 руб., а равно не соответствует расчету начисленного ЕСН , представленного налоговым органом.
Таким образом, недоимка по ЕСН за 3 квартал 2008 г. составила 69 137, 63 руб., в том числе ЕСН ФБ - 30 396,68 руб., ЕСН ФФОМС - 13 746, 92 руб., ЕСН ТФОМС - 24 994,03 руб.; за 4 квартал 2008 г. - 122 922, 41 руб., в том числе: ЕСН ФБ - 78192 руб., ЕСН ФФОМС - 15 872, 70 руб., ЕСН ТФОМС - 28857, 71 руб. (недоимка за 4 квартал 2008 г. в суде апелляционной инстанции представителем Инспекции подтверждена в указанной сумме) , общая сумма задолженности по ЕСН за 3 и 4 кварталы 2008 года составила 192 060, 04 руб., которая и подлежала взысканию с Учреждения.
Довод апелляционной жалобы на допущенные налоговым органом нарушения при выставлении требования N 1826 судом апелляционной инстанции не принимается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 13 Информационного письма от 11.08.2004 N 79, требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.
В связи с чем, формальное нарушение требований ст. 69 НК РФ само по себе не влечет признание требования недействительным, содержащиеся в нем сведения должны соответствовать фактически неисполненной обязанности налогоплательщика по уплате налога, требование N 1826 в сумме недоимки 192 060,04 руб. соответствует фактически неисполненной обязанности налогоплательщика по уплате ЕСН.
В нарушение ч. 4 ст. 215 АПК РФ , инспекцией не представлено бесспорных доказательств наличий у Учреждения недоимки по ЕСН за 3, 4 кварталы 2008 г. в федеральный бюджет в размере 1 024 575, 32 руб.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда Новосибирской области подлежит отмене в части взыскания с Учреждения ЕСН в общей сумме 1 050 675, 96 руб. , в том числе , зачисляемый в Федеральный бюджет в сумме 1 024 575, 32 руб.; в ФФОМС в размере 9 261, 38 руб., в ТФОМС в сумме 16 839,26 руб., а также взысканной государственной пошлины в доход федерального бюджета в размере 14 713,68 руб., в том числе и с учетом имущественного положения Учреждения, его организационно-правовой формы, выполняемой функции, в силу п. 2 ст. 333.22 НК РФ размер государственной пошлины уменьшен судом до 3000 рублей.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, п. 1 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09 июля 2009 года по делу N А45-12385/2009 отменить в части взыскания с федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N21 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области" в бюджет задолженности по единому социальному налогу в размере 1 050 675, 96 руб. , в том числе , зачисляемый в Федеральный бюджет в сумме 1 024 575, 32 руб.; в ФФОМС в размере 9 261, 38 руб., в ТФОМС в сумме 16 839,26 руб., а также взысканной государственной пошлины в доход федерального бюджета в размере 14 713,68 руб.
В удовлетворении заявленных требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новосибирской области в указанной части отказать.
В части взыскания с федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 21 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области" в бюджет задолженности по единому социальному налогу в размере 192 060, 04 руб., в том числе недоимки по ЕСН за 3 квартал 2008 г. 69 137, 63 руб., из них: ЕСН ФБ - 30 396,68 руб., ЕСН ФФОМС - 13 746, 92 руб., ЕСН ТФОМС - 24 994,03 руб.; за 4 квартал 2008 г. - 122 922, 41 руб., из них: ЕСН ФБ - 78192 руб., ЕСН ФФОМС - 15 872, 70 руб., ЕСН ТФОМС - 28857, 71 руб. , в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей , решение суда первой инстанции оставить без изменения , апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-12385
Истец: МИФНС России N1 по Новосибирской области
Ответчик: ФБУ ИК-21 ГУФСИН России по Новосибирской области
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6638/09