г. Ессентуки |
А22-248/09/7-11 |
10 сентября 2009 года |
Дело N 16АП-1620/09(1) |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 сентября 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2009 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Фриева А.Л., Сулейманова З.М.
при ведении протокола с/з
помощником судьи Капикранян А.А.
С участием в заседании представителей:
от истца:
не явились, извещены
от ответчика:
от 3-их лиц:
не явились, извещены
не явились, извещены
рассмотрев апелляционную жалобу Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.05.2009
по делу N А22-248/09/7-11 под председательством судьи Савченко Т.М.
по иску Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия
к муниципальному лечебно-профилактическому учреждению "Целинная центральная районная больница"
3-и лица: ООО "Калмыцкая медицинская страховая компания "Элиста-Медстрах"
Калмыцкий филиал ОАО "Страховая компания "Росно-МС"
о взыскании средств за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования,
УСТАНОВИЛ:
Фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (далее -ФОМС РК, фонд, истец, апеллянт) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с иском к муниципальному лечебно-профилактическому учреждению "Целинная центральная районная больница" (далее - МЛПУ "Целинная ЦРБ", больница, ответчик) о взыскании денежных средств в размере 1 075 153 рубля 01 копейка, использованных не по целевому назначению.
Решением суда от 28.05.2009 в части взыскания с больницы денежных средств в размере 604 727 руб. 53 коп., использованных не по целевому назначению за период с 2003 по 2005 гг. производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В части удовлетворения требований фонда к больнице о взыскании денежных средств в размере 470 425 руб. 48 коп., использованных не по целевому назначению за период с 2006 по 2007 гг. отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" все отношения субъектов страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, оформляются договорами. При этом не предусмотрено заключение договоров между ФОМС и медицинскими учреждениями. Поскольку Фонд участником такого договора не является, у истца отсутствуют полномочия по предъявлению требования о взыскании с медицинского учреждения денежных средств, выплаченных ему по договорам с третьими лицами (страховыми медицинскими организациями) за оказанные медицинские услуги, по причине их нецелевого использования. Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.06.2008 по делу А22-498/08/15-37 фонду отказано в удовлетворении требований о взыскании с больницы денежных средств в размере году фонд обращался с заявлением к больнице о взыскании денежных средств в размере 604 727 руб. 53 коп. использованных не по целевому назначению за период с 2003 по 2005 гг.
Не согласившись с принятым решением, ФОМС обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение от 28.05.2009.
Жалоба мотивирована тем, что использование средств медицинского страхования медицинскими учреждениями на финансирование видов медицинской помощи, не включенных в территориальную программу обязательного медицинского страхования, на оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинских и иных услуг в системе обязательного медицинского страхования является нецелевым.
От больницы поступил отзыв на жалобу, в котором просит оставить решением суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются соответствующие уведомления, в суд полномочных представителей не направили. От фонда и больницы поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. Апелляционная жалоба рассматриваются в отсутствие лиц, участвующих в деле в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правильность решения от 28.05.2009 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Истцом в соответствии с Инструкцией "О порядке проведения Территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС", утвержденной приказом Федерального ФОМС от 17.12.1998 N 100, проведены проверки в МЛПУ "Целинная ЦРБ", в результате которых выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на сумму 1 107 942 руб. 93 коп. за период с 2003 по 2007 гг.
По результатам проверок составлены акты от 24.07.2004, от 07.11.2005, от 27.11.2006, от 16.01.2008, от 04.12.2008 и направлены предписания об устранении нарушений в использовании средств медицинского страхования N 7 от 25.06.2004, N 13 от 29.11.2006, N 1 от 16.01.2008, N 13 от 04.12.2008 путем их восстановления на счет Фонда.
Часть средств была восстановлена. Невозмещенный остаток составил 175153 руб. 01 коп.
Ввиду неисполнения больницей предписаний Фонда в установленные сроки, ФОМС обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда.
Из материалов дела следует, что Фонд ОМС РК в 2008 году обращался с исковым заявлением к МЛПУ "Целинная ЦРБ" о взыскании денежных средств в размере 604 727 руб. 53 коп., использованных не по назначению, за период с 2003 по 2005 годы. Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.06.2008 по делу N 498/08/15-37 в удовлетворении требований ФОМС РК отказано.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости прекращения производства по делу в части взыскания с МЛПУ "Целинная ЦРБ" денежных средств в размере 604 727 рублей 53 копейки, использованных не по целевому назначению за период с 2003 по 2005 гг.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 18-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом РФ от 28.06.1991 N1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 4 названного Закона все отношения субъектов страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, оформляются договорами. При этом не предусмотрено заключение договоров между ФОМС и медицинскими учреждениями. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон от 28.06.1991 N1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", определяя функции каждого субъекта ОМС, в статьях 20, 23 устанавливает, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен порядок контроля за качеством медицинской помощи и использованием страховых средств.
Основания и условия ответственности субъектов ОМС определены статьей 27 Закона от 28.06.1991 N1499-1, согласно которой медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованному лицу.
В соответствии с указанными нормами тот же договорный порядок взаимоотношений медицинских учреждений со страховыми медицинскими организациями (и/или ТФОМС) закреплен в п. 5.2 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 N 3856/30-3/и.
Поскольку Фонд участником такого договора не является, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у истца отсутствуют полномочия по предъявлению требования о взыскании с медицинского учреждения денежных средств, выплаченных ему по договорам с третьими лицами (страховыми медицинскими организациями) за оказанные медицинские услуги, по причине их нецелевого использования.
Истцом в материалы дела не представлен договор на предоставление медицинских услуг, согласно которого функции контроля за расходованием средств, полученных учреждением, отнесены к компетенции истца.
Кроме того, согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В соответствии с п.4 вышеназванного Указа средства ОМС, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Как следует из раздела 7 Инструкции " О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС", утвержденной Приказом ФФОМС от 17.12.1998 N 100, по результатам проверки территориальный фонд обязательного медицинского страхования направляет медицинскому учреждению Предписание об устранении нарушений, выявленных в результате проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования, в котором устанавливаются сроки устранения недостатков и суммы восстановления средств ОМС в сроки, установленные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации".
При выявлении случаев грубого нарушения медицинским учреждением целевого и рационального использования средств ОМС материалы проверок в установленном порядке передаются в органы управления здравоохранением для наложения дисциплинарных или административных взысканий, а в случае выявления действий противоправного характера - в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности.
Согласно письму N 5121/101 от 25.10.2005 "О применении приказа ФОМС N 105 от 09.12.1999 "Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования" при осуществлении функции контроля за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование, и выявлении нецелевого использования средств ОМС территориальные фонды ОМС принимают меры по их восстановлению в соответствии с установленным на территории субъекта Российской Федерации порядком. В случае отказа в восстановлении средств ОМС территориальные фонды ОМС информируют органы исполнительной власти и прокуратуру субъекта Российской Федерации о неисполнении действующего в системе обязательного медицинского страхования законодательства.
Таким образом, действующим законодательством, а также ведомственными актами не предоставлено Фонду обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия права на обращение в арбитражный суд с требованием о взыскании с медицинского учреждения выплаченных ему за оказанные медицинские услуги денежных средств по причине их нецелевого использования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал, что в удовлетворении заявленных требований Фонда надлежит отказать.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана надлежащая оценка.
Нормы права при разрешении спора применены верно, нарушения материальных и процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов.
Руководствуясь статьями 266 -271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.05.2009 по делу N А22-248/09/7-11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
А.Л. Фриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-248/09/7-11
Истец: Фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия
Ответчик: Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Целинная центральная районная больница"
Третье лицо: ООО "Калмыцкая медицинская страховая компания "Элиста-Медстрах", Калмыцкий филиал ОАО "Страховая компания "Росно-МС"
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1620/09