г. Ессентуки
10 сентября 2009 года |
Дело N А22-245/09/7-8 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 сентября 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2009 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Фриева А.Л., Сулейманова З.М.
при ведении протокола с/з
помощником судьи Капикранян А.А.
С участием в заседании представителей:
от истца: не явились, извещены
от ответчика:
от 3-их лиц:
не явились, извещены
не явились, извещены
рассмотрев апелляционную жалобу Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.05.2009 по делу N А22-245/09/7-8 под председательством судьи Савченко Т.М.
по иску Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия к ГУ "Республиканская инфекционная больница", 3-и лица: ООО "Калмыцкая медицинская страховая компания "Элиста-Медстрах", Калмыцкий филиал ОАО "Страховая компания "Росно-МС" о взыскании средств за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования,
УСТАНОВИЛ:
Фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (далее -ФОМС РК, истец, фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с иском к государственному учреждению "Республиканская инфекционная больница" (далее - ГУ "РИБ", больница, ответчик) о взыскании денежных средств в размере 92 305 рублей 63 копейки, использованных не по целевому назначению.
Решением суда от 28.05.2009 в удовлетворении требований отказано. Решение мотивировано тем, что в силу ст. 4 Закона РФ от 28.06.1991 N1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ" все отношения субъектов страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, оформляются договорами. При этом не предусмотрено заключение договоров между ФОМС и медицинскими учреждениями. Поскольку Фонд участником такого договора не является, у истца отсутствуют полномочия по предъявлению требования о взыскании с медицинского учреждения денежных средств, выплаченных ему по договорам с третьими лицами (страховыми медицинскими организациями) за оказанные медицинские услуги, по причине их нецелевого использования. Кроме того, истек трехгодичный срок исковой давности.
Не согласившись с принятым решением, ФОМС обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение.
Жалоба мотивирована тем, что использование средств медицинского страхования медицинскими учреждениями на финансирование видов медицинской помощи, не включенных в территориальную программу обязательного медицинского страхования, на оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинских и иных услуг в системе обязательного медицинского страхования является нецелевым.
Отзыв на жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются соответствующие уведомления, в суд полномочных представителей не направили. От фонда поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Апелляционная жалоба рассматриваются в отсутствие лиц, участвующих в деле в порядке ст. 156 АПК РФ.
Правильность решения от 28.05.2009 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Истцом в соответствии с Инструкцией "О порядке проведения Территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС", утвержденной приказом Федерального ФОМС от 17.12.1998 N 100, были проведены проверки в ГУ "РИБ", в результате которых выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на сумму 92 305 руб. 63 копейки за период с 2003 по 2006 гг.
По результатам проверок были составлены акты от 22.11.2004, от 05.12.2005, от 06.02.2006, от 07.02.2007 и направлены предписания об устранении нарушений в использовании средств медицинского страхования N 18 от 22.11.2004, N 17 от 06.12.2005, N 1 от 27.02.2006, N 1 от 09.02.2007 путем их восстановления на счет Фонда.
Ввиду неисполнения больницей предписаний Фонда в установленные сроки, ФОМС обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 18-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.
Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом РФ от 28.06.1991 N1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ".
Согласно статье 4 названного Закона все отношения субъектов страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, оформляются договорами. При этом не предусмотрено заключение договоров между ФОМС и медицинскими учреждениями. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон от 28.06.1991 N1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ", определяя функции каждого субъекта ОМС, в статьях 20, 23 устанавливает, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен порядок контроля за качеством медицинской помощи и использованием страховых средств.
Основания и условия ответственности субъектов ОМС определены ст. 27 Закона от 28.06.1991 N1499-1, согласно которой медицинские учреждения в соответствии с законодательством РФ и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованному лицу.
В соответствии с указанными нормами тот же договорный порядок взаимоотношений медицинских учреждений со страховыми медицинскими организациями (и/или ТФОМС) закреплен в п. 5.2 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 N 3856/30-3/и.
Поскольку Фонд участником такого договора не является, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у истца отсутствуют полномочия по предъявлению требования о взыскании с медицинского учреждения денежных средств, выплаченных ему по договорам с третьими лицами (страховыми медицинскими организациями) за оказанные медицинские услуги, по причине их нецелевого использования. Истцом в материалы дела не представлен договор на предоставление медицинских услуг, согласно которому функции контроля за расходованием средств, полученных учреждением, отнесены к компетенции истца.
Кроме того, согласно п.1 Указа Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ" государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В соответствии с п.4 вышеназванного Указа средства ОМС, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Как следует из раздела 7 Инструкции "О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС", утвержденной Приказом ФФОМС от 17.12.1998 N 100, по результатам проверки территориальный фонд обязательного медицинского страхования направляет медицинскому учреждению Предписание об устранении нарушений, выявленных в результате проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования, в котором устанавливаются сроки устранения недостатков и суммы восстановления средств ОМС в сроки, установленные в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ".
При выявлении случаев грубого нарушения медицинским учреждением целевого и рационального использования средств ОМС материалы проверок в установленном порядке передаются в органы управления здравоохранением для наложения дисциплинарных или административных взысканий, а в случае выявления действий противоправного характера - в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности.
Согласно письму N 5121/101 от 25.10.2005 "О применении приказа ФОМС N 105 от 09.12.1999 "Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования" при осуществлении функции контроля за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование, и выявлении нецелевого использования средств ОМС территориальные фонды ОМС принимают меры по их восстановлению в соответствии с установленным на территории субъекта РФ порядком. В случае отказа в восстановлении средств ОМС территориальные фонды ОМС информируют органы исполнительной власти и прокуратуру субъекта РФ, о неисполнении действующего в системе обязательного медицинского страхования законодательства.
Таким образом, действующим законодательством, а также ведомственными актами не предоставлено ФОМС права на обращение в арбитражный суд с требованием о взыскании с медицинского учреждения, выплаченных ему за оказанные медицинские услуги денежных средств, по причине их нецелевого использования.
Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об истечении срока исковой давности по требованиям о взыскании средств ОМС за 2003-2005 годы, заявленном ответчиком.
Статьей 196 Гражданского кодекса РФ установлен общий срок исковой давности в три года. Согласно ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с п.2 ст. 199 ГК РФ, п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности" исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал, что в удовлетворении заявленных требований Фонда надлежит отказать.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана надлежащая оценка.
Нормы права при разрешении спора применены верно, нарушения материальных и процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (ст. 270 АПК РФ), отсутствуют.
В силу пп 1.1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов.
Руководствуясь статьями 266 -271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.05.2009 по делу N А22-245/09/7-8 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
А.Л. Фриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-245/09/7-8
Истец: Фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия
Ответчик: ГУ "Республиканская инфекционная больница"
Третье лицо: ООО "Калмыцкая медицинская страховая компания "Элиста-Медстрах", Калмыцкий филиал ОАО "Страховая компания "Росно-МС"
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1615/09