Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 9 октября 2009 г. N 17АП-8932/09
г. Пермь |
|
09 октября 2009 г. |
Дело N А60-24517/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Паньковой Г.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Хлеб" (далее - общество) - Угрюмова Е.В. (доверенность от 18.05.2009 N 17);
от заинтересованного лица - Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом (далее - комитет) - не явился;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу комитета
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.08.2009
по делу N А60-24517/2009,
принятое судьей Морозовой Г.В.,
по заявлению общества к комитету
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным отказа комитета в приватизации арендованного помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 179, выраженного в письме от 30.03.2009 N 02.12-24-3335.
Решением суда от 26.08.2009 заявленные обществом требования удовлетворены. Признано незаконным решение комитета, выраженное в письме от 30.03.2009 N 02.12-24-3335, об отказе в приватизации арендованного помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 179. На комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. С комитета в пользу общества взыскано 2000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Комитет с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное. По мнению комитета, отказ в приватизации является правомерным, поскольку общество не соответствует условиям, установленным п. 2, 4 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ). Вывод суда о том, что факты несвоевременного перечисления арендной платы по договору нельзя квалифицировать как ненадлежащее исполнение арендатором обязательств по договору, не соответствует положениям ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отсутствие претензий со стороны комитета не свидетельствует о том, что общество надлежаще исполняло договорные обязательства. Арендная плата перечислялась обществом несвоевременно, после девятого числа. Кроме того, нежилое помещение по ул. 8 Марта, 179 включено в Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в МО "город Екатеринбург" (далее - Перечень), утвержденный постановлением главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521. Комитет указывает на необоснованное взыскание с него расходов по уплате госпошлины.
Заявитель жалобы явку своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечил.
Общество представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на законность и обоснованность принятого судебного акта, и несостоятельность доводов заявителя жалобы. В связи с чем просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению общества, немногочисленные нарушения сроков оплаты не носили систематического характера и были малозначительными, что не нарушило права органа местного самоуправления и не нанесло ему ущерба, арендная плата ежемесячно перечислялась авансовыми платежами в срок до 10 числа включительно; отсутствовала недобросовестность арендатора при исполнении возложенных на него договором обязанностей. Просрочки оплаты определены комитетом без учета фактических сроков получения арендатором расчетов арендной платы за 2006-2008 г.г. и положений абз. 2 п. 4.3 договора, что подтверждается перерасчетом пеней за период с 01.01.2006 по 31.12.2007. Общество обратилось с соответствующим заявлением в комитет 15.01.2009. Ссылок на включение помещения в Перечень письмо комитета об отказе в приватизации объекта не содержит.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества доводы, изложенные в отзыве, поддержал в полном объеме.
Законность и обоснованность оспариваемого решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) 03.03.2003 заключен договор N 76900312 аренды объекта муниципального нежилого фонда г. Екатеринбурга, согласно которому в аренду передано нежилое встроенное помещение площадью 182 кв. м, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 179 (л.д. 24-30). Помещение передано арендатору по акту приема-передачи от 03.03.2003 (л.д. 33).
Срок аренды установлен с 01.03.2003 по 31.12.2003 (п. 1.2 договора).
Дополнительными соглашениями от 01.04.2003, 01.04.2008 (л.д. 31, 35) стороны внесли изменения в п. 1.2 договора, продлив действие договора до 31.12.2007; а также в п. 1.1 договора, уточнив объект аренды - встроенные нежилые помещения N 1-12 первого этажа с отдельным входом общей площадью 182,2 кв.м, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 179, литера Б.
Впоследствии договор пролонгирован на неопределенный срок (п. 7.1 договора).
Общество, полагая, что у него в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ возникло преимущественное право на приобретение арендуемого нежилого помещения в собственность, обратилось в комитет с заявлением от 14.01.2009 N 4 о выкупе объекта недвижимости (л.д. 13).
Комитет письмом от 30.03.2009 N 02.12-24-3335 (л.д. 17) отказал обществу в выкупе арендуемого имущества в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по внесению арендной платы за пользование имуществом в период 01.01.2006 по 31.12.2008.
Полагая, что отказ комитета в выкупе арендованного имущества является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (вступила в силу с 01.01.2009) субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, действовавшей в редакции на дату подачи заявки и дату принятия комитетом отказа, установлены следующие требования, которым должен соответствовать заявитель: арендуемое имущество находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в п. 1 настоящей статьи; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Основанием для отказа обществу в выкупе арендуемого помещения комитетом указано ненадлежащее исполнение обязанностей по внесению арендной платы за период аренды с 01.01.2006 по 31.12.2008 (подп. 3.2.5, п. 4.3. договора аренды).
Иные обстоятельства, в том числе, соответствует ли общество критериям субъекта малого и среднего предпринимательства, срок нахождения имущества в пользовании арендатора, соответствие площади арендуемого помещения и не включение данного имущества в утвержденный перечень, комитетом не оспариваются, и несоответствие данным критериям не являлось основанием для отказа в приватизации.
Поскольку в Федеральном законе от 22.07.2008 N 159-ФЗ не установлено однозначных критериев оценки такого условия как "перечисление арендной платы надлежащим образом", при решении вопроса о наличии у арендатора преимущественного права на выкуп арендуемого имущества необходимо давать оценку несвоевременности перечисления арендной платы.
В целях применения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ критериями для решения вопроса о том, перечислялась ли арендная плата надлежащим образом, являются, в том числе, отсутствие у арендатора задолженности по арендной плате и пени на день принятия решения о приватизации имущества либо обращения хозяйствующего субъекта за выкупом имущества, малозначительный характер допущенных нарушений, а также отсутствие в течение всего срока аренды факта взыскания арендных платежей и пени в принудительном порядке.
Согласно п. 4.3 договора аренды арендатор обязан перечислять арендную плату авансом до десятого числа текущего месяца (платежного периода). Обязательство считается исполненным в момент поступления денежных средств на расчетный счет арендодателя.
Пунктом п. 5.2 договора предусмотрено, что в случае нарушения, в том числе п. 4.3 договора, общество выплачивает комитету пени в размере одного процента от суммы арендной платы за каждый день просрочки установленного платежного периода.
Суд первой инстанции, оценив расчеты задолженности по арендной плате и пени, пришел к правильному выводу, что в период действия договора аренды от 03.03.2003 N 76900312 арендная плата обществом уплачивалась в полном размере, в принудительном порядке задолженность по арендной плате и договорная неустойка комитетом не взыскивалась. Иного суду не доказано (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
То обстоятельство, что обществом была допущена незначительная просрочка внесения арендной платы, не может свидетельствовать о его недобросовестности, а так же о том, что обязательства по договору аренды выполняются им ненадлежащим образом. На момент обращения с соответствующим заявлением задолженность общества по арендной плате отсутствовала.
При таких обстоятельствах доводы комитета об отсутствии у общества права на преимущественный выкуп арендованного имущества по договору от 03.03.2003 N 76900312 по причине ненадлежащего внесения арендной платы в период с 01.01.2006 по 31.12.2008 следует признать необоснованными, а отказ в приватизации имущества на этом основании неправомерным.
На основании изложенного, а также, учитывая, что имеющиеся в спорный период немногочисленные факты нарушения сроков перечисления арендной платы не свидетельствуют о ненадлежащем выполнении заявителем обязательств по перечислению арендных платежей, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что общество ненадлежащим образом перечисляло арендную плату в течение срока, установленного договором, поэтому неправомерен вывод суда о том, что факты несвоевременного перечисления арендной платы по договору аренды нельзя квалифицировать как ненадлежащее исполнение арендатором обязательств, отклоняется в силу вышеизложенного. Наличие немногочисленных фактов несвоевременной уплаты арендной платы при том, что фактически арендная плата уплачена полностью и задолженность по указанным платежам отсутствует, сами по себе не должны лишать арендатора права приватизации, предусмотренного Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Довод комитета о том, что нежилое помещение, в реализации преимущественного права выкупа которого было отказано обществу, включено в Перечень, следовательно, указанное обстоятельство в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ является препятствием в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ в случае, если заявитель не соответствует установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям, и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
Заявление общества о намерении реализовать свое преимущественное право на приобретение арендуемого помещения в собственность подано в уполномоченный орган 15.01.2009.
Постановление главы Екатеринбурга N 521 принято 04.03.2009, опубликовано в официальном средстве массовой информации для опубликования правовых актов главы города Екатеринбурга - газете "Вечерний Екатеринбург" - 07.03.2009 (вступило в законную силу 18.03.2009).
Следовательно, на момент подачи обществом заявления (15.01.2009) данное постановление не было опубликовано и не вступило в законную силу, в связи с чем ограничений для реализации преимущественного права на приватизацию арендованного имущества в виде наличия Перечня, у заявителя не имелось.
Кроме того, данное обстоятельство (включение имущества в Перечень) не было основанием для отказа в приватизации, изложенного в письме от 30.03.2009 N 02.12-24-3335, обжалуемого в рамках настоящего дела.
Ссылка комитета на незаконное взыскание судом первой инстанции с него в пользу общества государственной пошлины, отклоняется в силу следующего.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регулируется положениями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу п.5 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления), а также при удовлетворении судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанции жалобы (заявления) об отмене судебных актов, принятых в пользу названных органов, возврат истцу (подателю жалобы) уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 Кодекса взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как со стороны по делу (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно в порядке распределения судебных расходов взыскал с комитета в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен подп. 1.1, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Указанная норма послужила основанием для освобождения комитета от уплаты госпошлины при обращении в апелляционный суд с апелляционной жалобой, вместе с тем, пп. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не может изменять вышеизложенный порядок распределения судебных расходов и не является основанием для освобождения комитета от возмещения обществу понесенных им расходов по уплате государственной пошлины.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.08.2009 по делу N А60-24517/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Ю. В. Скромова |
Судьи |
Г. Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24517/09
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8932/09