г. Пермь |
|
09 октября 2009 г. |
Дело N А60-13237/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полевщиковой С. Н.,
судей: Грибиниченко О.Г., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мокрецовой В.В.
при участии:
от истца заместителя прокурора Свердловской области - Демотко С.А., удостоверение ТО N 064200, поручение N 8-63а-08 от 18.09.2009
от ответчиков 1) Управления Федеральной почтовой связи Свердловской области - филиал ФГУП "Почта России" - Астафьева Е.В., паспорт 65 04 N 344775, доверенность N 701630 от 30.01.2009
2) ООО "Кодак" - не явился, извещен
от третьих лиц 1) Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве - не явились, извещены;
2) Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области - не явились, извещены;
3) Федеральное агентство связи - не явились, извещены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной почтовой связи Свердловской области - филиал ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 августа 2009 года
по делу N А60-13237/2009,
принятое судьей Сафроновой А.А.,
по иску заместителя прокурора Свердловской области
к Управлению Федеральной почтовой связи Свердловской области - филиал ФГУП "Почта России" и ООО "Кодак"
третьи лица: 1) Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве;
2) Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области;
3) Федеральное агентство связи
о признании недействительным договора и применении последствий недействительности договора
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Свердловской области (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным (ничтожным) договора N 1453/8 от 01.09.2006 аренды недвижимого имущества общей площадью 100,8 кв.м., находящегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Блюхера, 59, заключенный 01.09.2006 между ФГУП "Почта России" и ООО "Кодак", и об обязании передать данное имущество ФГУП "Почта России".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, Федеральное агентство связи.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11 августа 2009 года исковые требования удовлетворены.
Суд признал договор аренды недвижимого имущества N 1453/8 от 01.09.2006, заключенный между Федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" и обществом с ограниченной ответственностью "Кодак", недействительным и применил последствия недействительности сделки путем приведения сторон в первоначальное положение, обязав ООО "Кодак" передать Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" нежилое помещение, общей площадью 100,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Блюхера, 59, по акту приема-передачи в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Суд взыскал с ООО "Кодак" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., а также взыскал с Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
Не согласившись с судебным актом, Управление Федеральной почтовой связи Свердловской области - филиал ФГУП "Почта России" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание положения п. 3 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой в случаях, в Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
Однако на момент заключения спорного договора действующее гражданское законодательство не предусматривало обязательного проведения конкурса при передаче федерального имущества в аренду.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. N 685 не подлежит применению в данном случае, поскольку не может отменять или изменять императивную норму - п. 3 ст. 447 ГК РФ.
Кроме того, если законом или иными нормативными актами установлено обязательное привлечение независимого оценщика, не привлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки недействительной.
Федеральным агентством связи представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что правоотношения, связанные с осуществлением сделок с имуществом организаций федеральной почтовой связи, регулируются специальной нормой - статьей 25 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.06.1999 N 176-ФЗ, в соответствии с которой сделки с недвижимым имуществом, принадлежащим организациям федеральной почтовой связи на праве хозяйственного ведения, в том числе сдача его в аренду, допускаются, если они не влекут изменение права федеральной собственности на соответствующее имущество, и проводится в соответствии с решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи.
Не привлечение независимого оценщика (обязательное проведение независимым оценщиком оценки объекта недвижимости) само по себе не является основанием для признания судом сделки недействительной по мотивам нарушения требований закона.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что договор заключен без согласия Федерального агентства по управлению государственным имуществом, поэтому является ничтожным.
Заместитель прокурора Свердловской области представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По мнению прокуратуры, возникновение арендных обязательств в отношении федерального имущества возможно только в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению постановления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества", в соответствии с которым передача федерального имущества по договору аренды осуществляется на конкурсной основе с определением в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта.
Иного порядка передачи федерального имущества в аренду собственник не допускал (случаи распоряжения, федеральным имуществом минуя процедуру конкурса, установленные самим постановлением, к оспариваемой сделке не относятся), в связи с чем, возникновение арендных обязательств в отношении федерального имущества другим, кроме торгов, способом невозможно, сделка, заключенная без конкурса, является ничтожной.
ООО "Кодак" и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области не представили отзывов на апелляционную жалобу, что в силу п. 1 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела по имеющимся в деле доказательствам.
ООО "Кодак" и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной почтовой связи Свердловской области - филиал ФГУП "Почта России" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, указал, что на момент заключения спорного договора закон не предусматривал проведение конкурса на заключение договора аренды, заместитель прокурора Свердловской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Распоряжением от 14 июля 2003 года N 3133-р Правительством Российской Федерации принято решение о передаче имущества ФГУП "Почта России".
На основании вышеназванного распоряжения и акта приема-передачи объектов недвижимости N 1/350 от 31 января 2004 года за ФГУП "Почта России" зарегистрировано на праве хозяйственного ведения встроенное помещение без подвала (литре А), нежилого назначения, общей площадью 330, 3 кв.м., расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Блюхера, д. 59, 1 этаж - помещения N 41-69 (свидетельство о государственной регистрации права от 03 августа 2005 года).
01 сентября 2006 года между ФГУП "Почта России" (арендодателем) и ООО "Кодак" (арендатор) заключен договор N 1453/8 аренды недвижимого имущества, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование нежилое помещение, общей площадью 100,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Блюхера, 59, для оказания фотоуслуг населению.
По акту приема-передачи от 01 сентября 2006 года имущество, указанное в договоре аренды, передано арендодателем арендатору.
Указанный договор заключен с согласия Федерального агентства связи, которое выражено в письме от 24.05.2006 N АЩ-П33-5936.
Полагая, что договор аренды недвижимого имущества N 1453/8 от 01.09.2006 не соответствует требованиям действующего законодательства, заместитель прокурора Свердловской области со ссылкой на положения ст. 168, 295, 299, 447, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685, п. 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691, п. 1 распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 05.11.2003 N 6155-р обратился в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нарушения ФГУП "Почта России" порядка передачи в аренду федерального имущества.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, заслушав представителей истца и ФГУП "Почта России", арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит в силу следующего.
Правоотношения сторон по договору аренды регулируются главой 34 ГК РФ.
В соответствии со ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В соответствии со ст.ст. 48 и 113 ГК РФ унитарное предприятие является юридическим лицом, не наделенным правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество.
Имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (статья 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Согласно Уставу ФГУП "Почта России", предприятие является коммерческой организацией, находящейся в ведомственном подчинении Министерства Российской федерации по связи и информатизации, предметом деятельности предприятия является оказание на всей территории Российской Федерации услуг почтовой связи.
Имущество предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.
В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.
В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ, ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Передача государственными или муниципальными предприятиями принадлежащего им недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения в аренду без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия запрещена.
В силу подп. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях", собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образовано Федеральное агентство связи, с передачей ему, в том числе функций по управлению имуществом, при этом под функциями по управления государственным имуществом в силу данного Указа понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственных федеральному агентству.
Пунктом 5.2 Положения о федеральном агентстве связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 320, также определено, что Федеральное агентство связи осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, включая предприятия радиочастотной службы, и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", в целях осуществления своей деятельности организации федеральной почтовой связи самостоятельно распоряжаются принадлежащим им имуществом в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Организации федеральной почтовой связи, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, самостоятельно распоряжаются закрепленным за ними имуществом, за исключением имущества, указанного в части третьей настоящей статьи.
Сделки с недвижимым имуществом, принадлежащим организациям федеральной почтовой связи на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, в том числе сдача его в аренду или предоставление в пользование либо распоряжение этим имуществом иным способом, допускаются, если они не влекут изменение права федеральной собственности на соответствующее имущество, за исключением случаев, предусмотренных в части четвертой настоящей статьи, и проводятся в соответствии с решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи.
Как усматривается из материалов дела, имущество ФГУП "Почта России" находится в федеральной собственности и распоряжаться этим имуществом предприятие может лишь в установленных законодательством пределах и порядке.
В силу ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. N 685 (в редакции от 23.03.2006 г. N 156) "О мерах по обеспечению в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества", заключение договоров аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе с определением в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта, в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
При этом данное Постановление устанавливает перечень случаев, при наличии которых проведение конкурса на заключение договора аренды не требуется:
передача в аренду в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
предоставление помещения взамен изымаемого для государственных нужд, а также в связи с реконструкцией или сносом зданий или сооружений по инициативе собственника в период действия договора аренды;
заключение договора аренды на основании вступившего в законную силу решения суда;
установление федеральными законами или изданными до принятия настоящего Постановления иными нормативными правовыми актами Российской Федерации особого порядка распоряжения объектами недвижимого имущества;
передача имущества в аренду лицу, являющемуся собственником недвижимого имущества, с которым передаваемое имущество неразрывно связано по своим техническим характеристикам, месту нахождения и назначению.
Иных законных оснований для заключения договора аренды федерального имущества без проведения конкурса не имеется.
Порядок проведения торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), находящихся в федеральной собственности, а также права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении торгов, регламентировано распоряжением Министерства государственного имущества Российской Федерации от 28.07.1998 г. N 774-р, разработанное последним в соответствии со ст. 447-449 ГК РФ и действующее до установления уполномоченным органом порядка проведения конкурса в части, не противоречащей действующему законодательству.
Проанализировав вышеуказанные нормы права в их совокупности, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что оснований для заключения спорного договора аренды без проведения конкурса у ФГУП "Почта России" не имелось, при этом из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что спорный договор заключен без проведения конкурсных процедур.
Довод предприятия "Почта России" о том, что п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 не подлежал применению, так как ст. 447 ГК РФ устанавливает обязательность проведения торгов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами, каковым постановление Правительства Российской Федерации не является, несостоятелен на основании следующего.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 принято в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, поскольку оно осуществляет управление федеральной собственностью (п. г ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации). Действуя от имени собственника федерального имущества, Правительство Российской Федерации самостоятельно определяет условия, при соблюдении которых уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти могут выразить согласие на сдачу в аренду объектов недвижимого имущества.
Пункт 3 ст. 447 ГК РФ не запрещает собственнику недвижимого имущества устанавливать порядок, при котором принадлежащее ему недвижимое имущество будет передаваться в пользование по результатам торгов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что при заключении спорного договора аренды были нарушены установленные действующим законодательством условия об обязательности проведения конкурса в связи с чем, такая сделка является недействительной на основании ст. 168 ГК РФ, правомерен.
Пунктами 1, 2 ст. 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Это правило (двусторонняя реституция), предусматривает возвращение сторонами друг другу всего полученного по сделке, а в случае невозможности возвращения полученного в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возмещение его стоимости в деньгах.
При таких обстоятельствах, суд правомерно обязал общество с ограниченной ответственностью "Кодак" передать ФГУП "Почта России" помещение общей площадью 100,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Блюхера, 59.
Довод Федерального агентства связи о том, что не привлечение независимого оценщика не является основанием для признания судом сделки недействительной по мотивам нарушения требований закона, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку стартовый размер арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта, определяется во время конкурса, является следствием проведения конкурса, поэтому не может являться основанием для признания сделки недействительной.
Кроме того, из разъяснения, содержащегося в п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 года N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" следует, что если законом или иным нормативным актом установлено лишь обязательное привлечение независимого оценщика (обязательное проведение независимым оценщиком оценки объекта оценки), непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки недействительной.
Поскольку в данном случае сделка совершена с нарушением условия об обязательности проведения конкурса в связи с чем, является недействительной на основании ст. 168 ГК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 августа 2009 года по делу N А60-13237/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С. Н. Полевщикова |
Судьи |
О. Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-13237/09
Истец: Прокурор Свердловской области
Ответчик: ФГУП "Почта России", Управление федеральной почтовой связи Свердловской области - филиал ФГУП "Почта России", ООО "Кодак"
Третье лицо: Федеральное агентство связи РФ, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области , Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г.Москве
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8948/09