г. Киров |
|
15 октября 2009 г. |
Дело N А17-3450/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Перминовой Г.Г., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской области (Росприроднадзор)
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.08.2009 по делу N А17-3450/2009, принятое судом в составе судьи Чеботаревой И.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТРК "Мирная пристань"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской области (Росприроднадзор)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТРК "Мирная пристань" (далее - заявитель, Общество, ООО "ТРК "Мирная пристань") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ивановской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской области (далее - ответчик, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.06.2009 N 5-п/10 о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 04.08.2009 заявленные требования ООО "ТРК "Мирная пристань" удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению ответчика, материалами дела доказан факт осуществления Обществом деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду, и невнесения в установленные законодательством сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
ООО "ТРК "Мирная пристань" в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Управления без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, известили о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.05.2009 Кинешемской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ООО "ТРК "Мирная пристань", расположенным по адресу: г. Кинешма, Пучежский переулок, д. 7.
В ходе проверки установлено, что Общество осуществляет деятельность по организации общественного питания и проживания граждан. В процессе указанной деятельности осуществляется негативное воздействие на окружающую среду в форме размещения отходов производства и потребления, а также выброса в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников. В нарушение статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Общество в установленный срок не произвело плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2009 года.
По результатам проверки Кинешемский городской прокурор вынес постановление от 15.05.2009 о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 8.41 Кодекса и передал материалы административного дела в Управление для рассмотрения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
10.06.2009 Управлением вынесено постановление N 5-п/10 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Ивановской области.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 8.41 КоАП, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Приказ N 557) пришел к выводу об отсутствии состава вмененного Обществу правонарушения, обжалуемое постановление признал незаконным и отменил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статья 8.41 КоАП РФ предусматривает ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Состав правонарушения формальный, его объективную сторону образует бездействие, выраженное в невнесении платежей в установленные сроки.
Негативным воздействием на окружающую среду согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным (статья 16 Закона об охране окружающей среды).
В пункте 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, установлено, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление N 344).
Названный Порядок предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В пункте 1 Порядка указано, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В приложении N 1 к Постановлению N 344 определены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления и коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Приказом N 557 установлено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, под которым понимается квартал.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.05.2009 (л.д. 27) и постановлении о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды от 10.06.2009 N 5-п/10 (л.д. 25) указано, что Общество осуществляет деятельность по организации общественного питания и проживания граждан, в процессе указанной деятельности осуществляется негативное воздействие на окружающую среду в форме размещения отходов производства и потребления, а также выброса в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2009 года Обществом произведена 12.05.2009, то есть с нарушением срока, установленного статьей 16 Закона об охране окружающей среды.
Для правильной квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности, должностному лицу административного органа на основании надлежащих доказательств по делу необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о том, что данное лицо является субъектом состава административного правонарушения, а также обстоятельства, свидетельствующие о совершении лицом противоправных действий.
В данном случае Управлением не отражено, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены либо внесены с нарушением установленного срока. Административным органом не установлено, какие объекты и как Общество эксплуатирует, каким образом осуществляется негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статьям 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В рассматриваемой ситуации административным органом такие доказательства не представлены, что свидетельствует о недоказанности состава административного правонарушения.
Указанное обстоятельство в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества, признав незаконным постановление об административном правонарушении от 10.06.2009 N 5-п/10.
С учетом изложенного доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как не соответствующие обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда от 04.08.2009 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления без удовлетворения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.08.2009 по делу N А17-3450/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской области (Росприроднадзор) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-3450/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "ТРК "Мирная пристань"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской области (Росприроднадзор)
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4168/2009