А69-532/2009 |
г. Красноярск |
05 октября 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Демидовой Н.М.,
судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии представителя прокурора Республики Тыва - Кулябовой Ю.А., на основании поручения от 17.08.2009 N 8/125-09,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании недействительным абзаца 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 03.09.2008, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва и обществом с ограниченной ответственностью "Адарон", и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
установил:
первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением о признании недействительным абзаца 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 03.09.2008, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва и обществом с ограниченной ответственностью "Адарон", и применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва возвратить полученную по лицензионному соглашению денежную сумму обществу с ограниченной ответственностью "Адарон" в размере 5000,00 рублей за оплату разового платежа. В качестве заинтересованных лиц по делу указаны: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва и общество с ограниченной ответственностью "Адарон".
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 03.07.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением, первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении требований прокурора. В апелляционной жалобе прокурор ссылается на то, что суд первой инстанции применил правовые нормы (статьи 246, 325 Налогового кодекса Российской Федерации), не подлежащие применению в рассматриваемом споре, и не применил часть 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащую применению. Считает, что размер и основания уплаты разового платежа должны соответствовать статье 40 Закона о недрах, что не соблюдено в оспариваемом соглашении. Получение лицензии не является основанием для уплаты разового платежа.
Суд апелляционной инстанции определил перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, о чем вынесено определение от 03.09.2009 (пункт 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"). К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва и общество с ограниченной ответственностью "Адарон".
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, сослался на изложенные в исковом заявлении доводы. Считает, что абзац 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 03.09.2008 как несоответствующего статье 40 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", поскольку в лицензии не оговорены определенные события, при наступлении которых получившие право на пользование недрами уплачивают разовые платежи за пользование недрами; не указано каким образом производился расчет размера платежа.
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва и общество с ограниченной ответственностью "Адарон", уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей ответчиков.
Общество с ограниченной ответственностью "Адорон" представило в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу, в котором соглашается с позицией прокуратуры Республики Тыва, устав общества.
Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва представлены истребованные судом апелляционной инстанции дополнительные доказательства: копия приказа от 30.12.2008 N 125-1 "О внесении изменений в лицензии на право пользование недрами"; копия перечня лицензий на право пользование недрами и лицензионные соглашения, в которые внесены изменения; копия лицензионного соглашения от 14.12.2009.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь абзацем 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приобщил указанные доказательства к материалам дела, как представленные в обоснование возражений относительно апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 28 сентября 2009 года объявлялся перерыв до 09 часов 15 минут 29 сентября 2009 года.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 03.09.2008 N 90 обществу с ограниченной ответственностью "Адорон" выдана лицензия от 08.09.2008 N КЗЛ 00008 ТЭ на право пользования участком недр с целевым назначением по добыче кирпичных суглинков на участке N 2 Бий-Хемского месторождения.
Неотъемлемой частью лицензии является приложение N 1 - лицензионное соглашение от 03.09.2008, подписанное Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва и обществом с ограниченной ответственностью "Адорон".
Согласно абзацу 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 03.09.2008 за пользование недрами предусматривается разовый платеж в размере 5000,00 рублей.
Посчитав указанный пункт лицензионного соглашения незаконным, установленным с нарушением требований статьи 40 Закона Российской Федерации "О недрах", первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Прокурор обратился в арбитражный суд с иском признании недействительным абзаца 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 03.09.2008, подписанного между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва и обществом с ограниченной ответственностью "Адорон", и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе, признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, а также иные способы, предусмотренные законом.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
- с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "О недрах" (в редакции, действовавшей в спорный период) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Из содержания изложенных норм права и лицензионного соглашения от 03.09.2008 (л.д. 14-17) следует, что лицензионное соглашение является сделкой (договором). Таким образом, прокурор обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным абзаца 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 03.09.2008 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в пределах своих полномочий.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Согласно части 1 статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 12 Закона Российской Федерации "О недрах" предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
4) указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;
8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;
10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Статьей 39 Закона Российской Федерации "О недрах" установлена система платежей при пользовании недрами. Так, при пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
2) регулярные платежи за пользование недрами;
3) плата за геологическую информацию о недрах;
4) сбор за участие в конкурсе (аукционе);
5) сбор за выдачу лицензий.
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из изложенного следует, что пользователи недр уплачивают платежи, предусмотренные статьей 39 Закона Российской Федерации "О недрах", и (или) иные платежи, установленные в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Статьей 40 Закона Российской Федерации "О недрах" предусмотрено, что пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (далее - разовые платежи).
Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из содержания статьи 40 Закона Российской Федерации "О недрах" следует, что обязанность пользователя недр по уплате разовых платежей за пользование недрами возникает при наступлении определенных событий, не зависящих от воли владельца лицензии, которые должны быть оговорены в лицензии.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Адорон" выдана лицензия от 08.09.2008 N КЗЛ 00008 ТЭ на право пользования участком недр с целевым назначением по добыче кирпичных суглинков на участке N 2 Бий-Хемского месторождения для производства строительного кирпича (л.д. 13). Неотъемлемыми составными частями лицензии являются следующие документы:
1) лицензионное соглашение, заключенное между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва и обществом с ограниченной ответственностью "Адорон" (приложение N 1);
2) топоплан участка (приложение N 2);
3) предварительное согласование администрации Пий-Хемского кожууна от 13.08.2008 N 418 (приложение N 3);
4) приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 03.09.2008 N 90 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Адорон" лицензии на право пользования участком недр_" (приложение N 4).
Абзацем 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 03.09.2008 установлен разовый платеж в размере 5000,00 рублей, который вносится в течение трех месяцев со дня получения лицензии.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 30.12.2008 N 125-1 по представлению прокуратуры Республики Тыва внесены изменения в лицензионные соглашения лицензий на право пользования недрами, выданных в 2008 году (согласно приложению), в том числе, лицензии, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Адорон", от 08.09.2008 N КЗЛ 00008 ТЭ. Согласно внесенным изменениям пункт 5.1 лицензионного соглашения от 03.09.2008 изложен в следующей редакции: разовый платеж составляет 5000,00 рубле и вносится при условии начала разработки месторождения общераспространенного полезного ископаемого или достижения уровня добычи 10% от среднегодовой добычи общераспространенного полезного ископаемого и вносится в течение 3-х месяцев со дня получения лицензии.
Между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва и обществом с ограниченной ответственностью "Адорон" 15.01.2009 подписано о внесении изменений в пункт 5.1 лицензионного соглашения от 03.09.2008, являющегося приложением N 1 к лицензии КЗЛ 00008 ТЭ. Данное лицензионное соглашение зарегистрировано 15.01.2009. Таким образом, в лицензии КЗЛ 00008 ТЭ от 08.09.2008, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Адорон", оговорены события, в связи с наступлением которых возникает обязанность пользователя недр уплачивать спорный платеж, в связи с чем, оспариваемый пункт 5.1 лицензионного соглашения соответствует статье 40 Закона Российской Федерации "О недрах". Тем самым предмет спора на момент обращения прокурора в суд и на момент рассмотрения дела отсутствовал.
Довод прокурора о том, что министерством не обоснован размер разового платежа, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции так как противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Закона Российской Федерации "О недрах" минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее чем десять процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации. В случае проведения конкурса или аукциона на право пользования участком недр федерального значения, содержащим месторождение полезных ископаемых, открытое в процессе геологического изучения юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, в отношении которых Правительством Российской Федерации принято решение об отказе в предоставлении права пользования данным участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых в соответствии с частью пятой статьи 2.1 настоящего Закона, минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами устанавливается как сумма расходов этого лица на поиск и оценку такого месторождения полезных ископаемых. Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр. Исходя из содержания рассматриваемой нормы, она регулирует размер разового платежа при условии проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр.
Частью 3 статьи 40 Закона Российской Федерации "О недрах" предусмотрено, что разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемых на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участков недр, устанавливаются в лицензии на пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Таким образом, статьей 40 Закона Российской Федерации "О недрах" разграничиваются разовые платежи за пользование недрами при выдаче лицензий в двух самостоятельных случаях: при проведении конкурсов или аукционов и без проведения конкурсов и аукционов. При этом, установление порядка определения размера разового платежа отнесено компетенции соответствующих государственных органов.
Пунктом 2 Методики расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденной Приказом Минприроды России от 30.09.2008 N 232, предусмотрено, что Методика определяет принципы расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами при подготовке условий проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, содержащих полезные ископаемые (далее - стартового размера разового платежа за пользование недрами), и предназначена для использования Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями. Следовательно, ссылка заявителя на часть 2 статьи 40 Закона Российской Федерации "О недрах", Приказ Минприроды России от 30.09.2008 N 232 не относится к обстоятельствам настоящего дела.
Порядок определения размера разового платежа за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых на момент подписания лицензионного соглашения от 02.09.2008, а также на момент внесения изменений от 15.01.2009 не был урегулирован. Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 94, то есть после подписания лицензионного соглашения от 15.01.2009, действует с 24.02.2009.
Таким образом, на момент подписания лицензионного соглашения от 03.09.2008 (с учетом изменений от 15.01.2009) и определения в пункте 5.1 размера разового платежа за пользование недрами в сумме 5000,00 рублей, порядок определения размера разового платежа за пользование недрами нормативно не урегулирован.
Поскольку лицензионное соглашение имеет правовую природу договора, то установление размера разового платежа за пользование недрами в пункте 5.1 лицензионного соглашения от 03.09.2008 (с учетом изменений от 15.01.2009) в отсутствие нормативно урегулированного порядка определения размера разового платежа по соглашению сторон не противоречит действующему законодательству.
Довод о том, что соглашение в данной части исполнено, не имеет правового значения в рамках заявленного предмета иска.
Основанием отмены решения суда первой инстанции в данном случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле в надлежащем процессуальном статусе (пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Согласно части 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене решения по основаниям, предусмотренным в части 4 настоящей статьи, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным настоящим Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определенным статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 03 июля 2009 года по делу N А69-532/2009-3 отменить.
Вынести новый судебный акт.
В удовлетворении искового заявления первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании недействительным абзаца 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 03.09.2008, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва и обществом с ограниченной ответственностью "Адорон" и о применении последствий недействительности ничтожной сделки отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий: судья |
Н.М. Демидова |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-532/2009-3
Истец: Прокуратура Республики Тыва
Ответчик: ООО "Адарон", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3260/2009