г. Владивосток |
|
14 октября 2009 г. |
Дело N А59-3705/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2009 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: О.Ю. Еремеевой, Г.А. Симоновой
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Оноприенко
при участии:
от ООО "МП Электра" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-4769/2009
на решение от 02 сентября 2009 года
судьи И.Н. Шестопал
по делу N А59-3705/2009 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению ООО "МП Электра"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области
об оспаривании постановления от 25.06.2009 о привлечении к административной ответственности ООО "МП Электра" по делу об административном правонарушении N 64-09/172, вынесенного территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МП Электра" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 25.06.2009 по делу об административном правонарушении N 64-09/172, которым Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области (далее - Управление, Росфиннадзор, административный орган) привлекло Общество к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 02.09.2009 заявленное требование удовлетворено. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях Общества состава предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, полагая, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют материалам дела, в связи с чем, просит его отменить. Росфиннадзор, ссылаясь на пункты 2.2, 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (в редакции, действовавшей до 28.10.2008), считает, что Обществом нарушен срок представления подтверждающего документа (счет-фактура N 26 от 31.07.2008), поскольку срок представления следует исчислять с даты составления указанного документа.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возразило против доводов Управления, просило оставить в силе решение суда, а жалобу - без удовлетворения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ООО "МП Электра" и Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области явку представителей в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле по имеющимся в материалах дела документам.
Как видно из материалов дела, на основании полученной от уполномоченного банка - ОАО АКБ "Росбанк" информации о наличии признаков нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, Управлением установлено, что Общество нарушило срок предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, а именно: справка о подтверждающих документах по паспорту сделки N 06070014/2272/0079/3/0, оформленная на счет-фактуру от 31.07.2008 N 26, представлена в уполномоченный банк 18.08.2008, то есть с нарушением установленного срока на 3 дня.
В связи с нарушением срока представления указанных документов, Росфиннадзором в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, проведено административное расследование, по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении от 17.06.2009 N 64-09/172 и 25.06.2009 вынесено постановление N 64-09/172 о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыва на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 и подпунктом 9 пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П)
Из пункта 2.2 названного Положения следует, что подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в Приложении 1 к Положению.
Пунктом 2.4 Положения N 258-П регламентировано, что справка и подтверждающие документы представляются резидентом в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.
Указаниями ЦБ России от 26.09.2008 N 2080-У, которые вступили в силу с 28.10.2008, п. 2.4 Положения N 258-П дополнены следующими положениями - датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
В соответствии с пунктом 2 Приложения 1 к Положению N 258-П в графе 1 справки о подтверждающих документах указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг.
Следовательно, законодательство связывает возникновение обязанности по предоставлению справки о подтверждающих документах и соответствующих документов с моментом оформления подтверждающего документа.
При этом апелляционная коллегия признает несостоятельной ссылку Россфиннадзора на пункт 2.4 Положения N 258-П в редакции, действовавшей до 28.10.2008, поскольку спорные правоотношения происходили в период вступивших в законную силу изменений, внесенных в Положение N 258-П.
Как установлено судом из материалов дела, оказание услуг по договору N Н-00536 от 24.02.2004 оформлялось сторонами путем составления и подписания акта выполненных работ.
Между тем, момент составления актов Обществом и момент их оформления не совпадали. Двусторонний характер актов предполагает необходимость подписания их обеими сторонами договора. То есть, именно с момента получения Заявителем подписанного Компанией-нерезидентом акта, последний может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего оказание услуг в достоверном объеме, значимом для целей валютного регулирования.
Судом установлено, что Общество направило в Компанию в целях принятия нерезидентом оказанных услуг счета-фактуры, акты выполненных работ за услуги супервайзера за три последних месяца, что подтверждается сопроводительным письмом от 04.08.2008 за N 6/08.
Более того, в материалах дела имеется письмо Sakhalin Energy Investment Company LTD от 11.08.2009 (л.д.84), из текста которого следует, что счета и акты выполненных работ за N 26 и N 27 получены компанией 12.08.2008.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции отклоняет довод Росфиннадзора об отсутствии подтверждения получения компанией указанных документов как противоречащий материалам дела.
В соответствии с актом выполненных работ N 26 от 31.07.2008 наименование работ (услуг) "Услуги Супервайзера по бурению водяных скважин ОБТК по договору N Н-00536 от 24.02.2004", сумма выполненных работ, а также, что "Перечисленные услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказанных услуг не имеет".
Учитывая изложенное, именно с момента получения и подписания компанией-нерезидентом акта он может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего оказание услуг в достоверном объеме, а, следовательно, значимой для целей валютного контроля.
Срок, исчисленный с 12.08.2008 с учетом положений пункта 2.4 Положения N 258-П, истекал 15.09.2008, а справка о подтверждающих документах представлена Обществом в уполномоченный банк 18.08.2008, то есть, в пределах установленного срока.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции правомерно установил отсутствие в действиях ООО "МП Электра" события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Управления о том, что подтверждающим документом является счет-фактура N 26 от 31.07.2008, так как в рассматриваемой ситуации правовое значение приобретает порядок и срок оформления сторонами соответствующих документов.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 02 сентября 2009 года по делу N А59-3705/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Н.В. Алферова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-3705/2009
Истец: ООО "МП Электра"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области