г. Хабаровск |
|
16 октября 2009 г. |
N 06АП-3808/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И. В.
судей Ротаря С. Б., Волковой М.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грачевым В.А.
при участии в заседании:
от истца: Лыхина А.В. - представитель по доверенности от 12.01.2009 б/н;
от ответчика: Турищев И.П. - капитан морского порта Анадырь, паспорт серия 0504 N 118255; Оверко Н.В. - представитель по доверенности от 01.10.2009 б/н;
от третьего лица: не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного учреждения "Администрация морских портов Чукотки"
на решение от 03 июля 2009 года
по делу N А80-52/2009
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятого судьей Овчинниковой М.Ю.
по иску (заявлению) открытого акционерного общества "Анадырский морской порт"
к федеральному государственному учреждению "Администрация морских портов Чукотки"
третье лицо Федеральное агентство морского и речного транспорта
о взыскании 62885, 05 руб.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Анадырский морской порт" (далее - ОАО "Анадырский морской порт", истец) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с иском к федеральному государственному учреждению "Администрация морских портов Чукотки" (далее - ФГУ "Администрация морских портов Чукотки", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 62 885, 05 руб., оплаченного в качестве корабельного сбора с речных судов портового флота.
Определением суда от 03.04.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 03.07.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ФГУ "Администрация морских портов Чукотки" обратилось в Шестой арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. В обоснование ссылается на неправильное применение норм материального права. Истец надлежащим образом производил оплату выставленных ему счетов, не заявляя при этом претензий. Довод суда о том, что Правила применения портовых сборов не распространяются на речные суда, не соответствует действительности. Законодатель не выделяет отдельно речные суда и не освобождает последние от уплаты сбора. Речные суда истца обязаны производить оплату на основании указанных Правил, что также подтверждено в письме Росморречфлота от 25.05.2009 N ИЗ-22/4607. Ответчик фактически не обогатился в результате взимания с истца сборов.
Представители заявителя жалобы в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Представитель истца в заседании суда просил оставить решение суда в силе и отказать в удовлетворении жалобы на основании доводов, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Росморречфлота в заседание суда не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежаще.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзывах на нее, выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит жалобу частично обоснованной, а решение подлежащим изменению в силу следующих обстоятельств.
Судом установлено, что за период июль-сентябрь 2008 года ответчиком осуществлялось взимание корабельного сбора на основании представленных дисбурсментских счетов (т.2 л.д.51-117) за вход и выход судов ОАО "Анадырский морской порт" при совершении рейсов по перевозке грузов по рекам Анадырь и Канчалан.
Как следует из материалов дела, в навигацию 2008 года выставлено 23 счет-фактуры на оплату корабельного сбора, на общую сумму 80 101, 21 руб. Ставка корабельного сбора с судов отдельно за каждый вход и выход из порта составила 3,1 руб./1 GT в соответствии с пунктом 25 Ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 20.12.2007 N 522-т/1 (таблица 25.2 - Ставки каботажного плавания)..
Из указанных счетов-фактур истцом оплачены счета-фактуры N 111 от 15.08.2008, N 120 от 18.08.2008, N 126 от 19.08.2008, N 136 от 21.08.2008, N 143 от 15.08.2008, N 158 от 27.08.2008, N 163 от 28.08.2008, N 167 от 31.08.2008, N 195 от 05.09.2008, N 203 от 08.09.2008, N 209 от 10.09.2008, N 215 от 11.09.2008, N 219 от 08.09.2008, N 30 от 21.07.2008, N 58 от 28.07.2008, N 87 от 08.08.2008, N 91 от 12.08.2008 на общую сумму 62 885, 05 руб. согласно имеющимся в деле платежным поручениям N 7 от 12.09.2008, N 943 от 04.09.2008, N 939 от 02.09.2008, N 929 от 29.08.2008. N 901 от 22.08.2008, N 804 от 01.08.2008, N 775 от 25.07.2008.
Поскольку истцом в спорный период не осуществлялось каботажное плавание, предполагающее межпортовое сообщение, а осуществлялась доставка грузов на необорудованный берег, в отсутствие портов и причальных сооружение, возмездные услуги со стороны ответчика не оказывались, получение денежных средств ответчиком является незаконным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно статьям 18, 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Далее - Закон о морских портах) тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Размер оплаты услуг в морском порту, не относящихся к сфере естественных монополий, определяется на основании договоров. Оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы). Портовые сборы подлежат уплате администрации морского порта, хозяйствующему субъекту, осуществившими оказание соответствующих услуг в морском порту. При этом могут устанавливаться следующие портовые сборы: корабельный; канальный; ледокольный; лоцманский; маячный; навигационный; причальный; экологический. Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Приказом Минтранса РФ от 17.12.2007 N 189 "Об утверждении перечня портовых сборов в морских портах Российской Федерации" утвержден перечень портовых сборов в морских портах Российской Федерации и установлено, что администрациями морских портов взимается корабельный сбор.
Пункт 24 перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации, устанавливает в отношении морского порта Анадырь 4 вида сбора: корабельный, лоцманский, маячный, навигационный.
Постановлением ФЭК Российской Федерации от 30.04.2004 N 31-т/12 "О включении организации в реестр субъектов естественных монополий на транспорте" ФГУП "Росморпорт" включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
Таким образом, ставки сборов за услуги, порядок и условия взимания подлежат регулированию государством в лице уполномоченного органа - Федеральной службы по тарифам.
В пункте 25 Приложения 1 (таблица 25.2) приказа Федеральной службы по тарифам от 20.12.2007 N 522-т/1 для порта Анадырь установлена ставка корабельного сбора при каботажном плавании, которая составляет 3,10 руб./ 1 GT на все суда кроме накатных, наплавных, контейнеровозов и наливных.
На основании пунктов 1.1-1.3, 3.1 Правил применения портовых сборов в морских портах РФ, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 20.12.2007 N 522-т/1 ставки портовых сборов (сборов с судов) применяются для расчетов за услуги по использованию инфраструктуры, обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морских портах (перегрузочных комплексах) Российской Федерации. Портовые сборы оплачивают российские и иностранные суда, заходящие в порт, выходящие из порта, а также суда, проходящие акваторию порта транзитом. Ставки сборов с судов в морских портах Российской Федерации установлены для российских и иностранных судов в загранплавании, для российских и иностранных судов в каботажном плавании и дифференцируются по типам судов. Корабельный сбор взимается за вход в порт и выход судна из порта.
Под каботажем понимается перевозка или буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации. В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, перевозки в каботаже могут осуществляться судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов (статья 4 Кодекса торгового мореплавания РФ).
Тогда как ставки, порядок и условия взимания портовых сборов с речных судов, осуществляющих перевозку грузов и пассажиров из устья в верховья реки Анадырь и по реке Канчалан, что имело место в настоящем споре, Федеральной службы по тарифам не устанавливалось.
В перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации N 1800-р от 19.12.2002 (в редакции распоряжений Правительства РФ от 07.07.2005 N 941-р, от 05.05.2008 N 623-р) река Анадырь, река Канчалан не включены.
Оценивая письмо заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта от 25.05.2009 N ИЗ-22/4607, письмо руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта от 30.10.2008 N АД-22/9490, суд считает необходимым указать, что указанные документы не являются нормативными правовыми актами, подлежащими обязательному применению в силу положений Закона о морских портах, КТМ РФ, КВВТ РФ в части установления порядка уплаты корабельного сбора, либо легальным разъяснением такого порядка.
Представленное в письме от 25.05.2009 N ИЗ-22/4607 определение каботажного рейса должно соответствовать определению каботажа, указанному в статье 4 КТМ РФ, поскольку осуществление деятельности в морских портах регулируется, в том числе указанным Кодексом (пункт 2 статьи 2 Закона о морских портах).
Суд также находит необязательным предложенное Росморречфлотом изменение в приказ ФСТ России от 20.12.2007 N 522-т/1 следующего содержания: "Суда, прибывающие в порт с внутренних водных путей и уходящие обратно на внутренние водные пути, оплачивают портовые сборы по ставкам каботажного плавания", поскольку доказательств одобрения ФСТ России указанных предложений и внесения соответствующих изменений в указанный выше приказ не представлено.
При этом суд учитывает отсутствие рек Анадырь и Кнчалан в перечне внутренних водных путей РФ и отсутствие признаков каботажного плавания со стороны ОАО "Анадырский морской порт", осуществлявшего в спорный период доставку грузов на необорудованный берег в национальные села, в отсутствие портов и причальных сооружений.
Кроме того, согласно классификационным свидетельствам на суда ОАО "Анадырьморпорт", они относятся к следующим классам: самоходный грузопассажирский паром "Гром" - О 2.0, самоходный грузопассажирский паром "Шторм" - О 2.0, буксир-толкач для вождения судов и составов "Восток" - Р 1.2, буксир-толкач для вождения судов и составов "Полярный" - Р 1.2, теплоход сухогрузно-наливной "Онемен" Р 1.2, теплоход сухогрузно-наливной "Чукотка" Р 1.2, теплоход буксирный для буксировки судов "Бурун" О 1.2. Районы и условия плавания: Бассейн разряда "Р": от верховьев рек Анадырь, Великая (Большая), Канчалан до линии мыс Заселения - остров Алюмка - р.Промысловый; Бассейн разряда "О" (участок с морским режимом судоходства): от линии мыс заселения - остров Алюмка - р. Промысловый, по судоходному фарватеру до косы Николая.
Исходя из классификации, установленной пунктом 7.4 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденного приказом Минтранса России от 01.11.2002 N 136, все суда ОАО "Анадырьморпорт", по которым взимался корабельный сбор, не являются суднами смешанного (река - море) плавания, а потому не могут быть отнесены к морскому транспорту, и перевозка грузов таким судном не может быть отнесена к осуществлению деятельности по перевозкам грузов морским транспортом между портами (каботажное плавание).
Обязательным Постановлением по Анадырскому морскому порту, утвержденным приказом начальника Анадырского морского порта от 05.05.1988 N 140, судам местных судовладельцев предписано оформлять приходы в Анадырский морской порт и отходы из него в инспекции портового надзора, согласно приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 12 июля 1994 N 54 "О дополнительных мерах по повышению безопасности плавания судов речного транспорта".
При этом законодательными актами, указанным приказом, Обязательным Постановлением не установлена платность оформления прихода и отхода судов речного транспорта в Анадырском морском порту, в том числе ставки корабельного сбора в отношении указанных судов, ставки корабельного сбора при каботажном плавании, установленные приказом Федеральной службы по тарифам от 20.12.2007 N 522-т/1, на основании которых произведено взимание, не подлежат применению к ним.
С учетом указанного исковые требования ОАО "Анадырский морской пот" обоснованно удовлетворены, поскольку взимание ответчиком суммы 62 885, 05 руб. не основано на законе, других нормативных актах РФ.
Ссылка ответчика в жалобе на пункт 1.2 Правил применения портовых сборов не влияет на правильность выводов суда, поскольку надлежаще установленных ставок сборов для речных судов, заходящих в порт Анадырь и выходящих из него, в отсутствие каботажного плавания, не установлено.
Фактическое оказание услуг, указываемых в отзыве на иск, апелляционной жалобе, письменных пояснениях по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта Анадырь, обеспечению мореплавания в морском порту и на подходах к нему в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о морских портах ответчиком не доказано. В деле имеются счета-фактуры на оплату портовых сборов, дисбурсментские счета, в которых указано основание: корабельный сбор на вход и выход судна, акты об оказании услуг, в которых также указаны те же дисбурсментские счета, без указания фактически выполненных работ и услуг, на основании которых произведено начисление портовых сборов. Обеспечение ФГУ "Администрация морских портов Чукотки" безопасности судоходства истцом в отношении своих судов в спорный период отрицается.
Остальные доводы жалобы также подлежат отклонению, поскольку противоречат установленным выше обстоятельствам дела и нормам права.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального права не установлено, поэтому жалоба отклоняется.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 03.07.2009 по делу N А80-52/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.В.Иноземцев |
Судьи |
С.Б.Ротарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-52/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Анадырский морской порт"
Ответчик: Федеральное государственное учреждение "Администрация морских портов Чукотки"
Третье лицо: Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)