город Омск |
Дело N А46-12956/2009 |
21 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Сидоренко О.А., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6676/2009) Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 18.08.2009 по делу N А46-12956/2009 (судья Солодкевич И.М.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Богатырева Вадима Ганнадьевича
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управление Роснедвижимости по Омской области), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата"
3-е лицо: Правительство Омской области
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании представителей:
от Фдерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области - Родина И.Б. (удостоверение N 17 выдано 15.01.2007) по доверенность от 30.07.2009 N 293 сроком действия 3 года;
от индивидуального предпринимателя Богатырева Вадима Геннадьевича - Герулис И.А. по доверенности от 04.06.2009 N 1461 сроком действия 3 года;
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области - не явился (извещено надлежащим образом);
от Правительства Омской области - Фетисов В.В. (удостоверение N 295 выдано 15.06.2006) по доверенности от 27.05.2009 N ИСХ-09/ПП-517/01 сроком действия 3 года;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Богатырев Вадим Геннадьевич (далее по тексту - предприниматель Богатырев В.Г., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с требованием к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее по тексту - Управление Роснедвижимости по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по внесению в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в сумме 4 360 954 руб. 52 коп., удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м 5605 руб. 34 коп. земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3018, площадью 778 кв.м, местоположение которого установлено относительно нежилого строения литера А, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. 4 Северная, д. 104, из состава земель населенных пунктов, предоставленного для производственных целей, с момента их совершения, обязании исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные сведения о кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Омской области.
Судом первой инстанции в качестве второго заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области (далее по тесту - ФГУ "ЗКП", Учреждение).
Решением от 18.08.2009 по делу N А46-12956/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования предпринимателя Богатырева В.Г., признал действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в Государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости в размере 4 360 954 руб. 52 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5605 руб. 34 коп. за 1 кв.м земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3018, площадью 778 кв.м, местоположение которого установлено относительно нежилого строения литера А, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. 4 Северная, д. 104, из состава земель населенных пунктов, предоставленного для производственных целей, незаконными как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Правилам проведения государственной оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённым Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённому приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.05.2007 N 215.
В качестве способа восстановления нарушенных прав суд обязал ФГУ "ЗКП" в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести изменения в Государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 4 360 954 руб. 52 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5605 руб. 34 коп. за 1 кв.м земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3018, площадью 778 кв.м, местоположение которого установлено относительно нежилого строения литера А, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. 4 Северная, д. 104, из состава земель населенных пунктов, предоставленного для производственных целей, с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нарушения Управлением Роснедвижимости по Омской области порядка внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка предпринимателя. Позиция суда мотивирована тем, что в силу норм действующего законодательства кадастровая стоимость земельного участка является результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, правомочие по утверждению результатов которой возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не может являться актом, утверждающим государственную кадастровую оценку земель, поскольку ни один удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный указанным постановлением для кадастрового квартала N 55:36:07 04 03 для каждого из 14 видов разрешенного использования, не совпадает с удельный показателем кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3018.
Возлагая на ФГУ "ЗКП" по Омской области, в качестве способа восстановления нарушенных прав предпринимателя Богатырева В.Г, обязанность внести изменения в Государственный кадастр недвижимости в части даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 904 03:3018, в соответствии с Постановлением Правительством Омской области 26.11.2008 N 193-п, суд исходил из того, что ФГУ "ЗКП" является лицом, осуществляющим исполнительные функции по ведению указанного кадастра, в том числе техническое внесение изменений в ГКН в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Уставом учреждения.
В апелляционной жалобе ФГУ "ЗКП" просит отменить решение суда первой инстанции в части восстановления прав предпринимателя Богатырева В.Г. и возложения на ФГУ "ЗКП" обязанности в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести изменения в Государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 4 360 954 руб. 52 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5605 руб. 34 коп. за 1 кв.м земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3018, площадью 778 кв.м, местоположение которого установлено относительно нежилого строения литера А, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. 4 Северная, д. 104, из состава земель населенных пунктов, предоставленного для производственных целей, с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
В обоснование апелляционной жалобы ФГУ "ЗКН" указывает, что действующим законодательством ведение Государственного кадастра недвижимости возложено на Управление Роснедвижимости по Омской области как структурное подразделение территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. ФГУ "ЗКН" по Омской области в свою очередь является техническим органом, сотрудники которого не являются государственными служащими, осуществляет только обеспечение ведения кадастра недвижимости, в связи с чем обязанность по восстановлению прав в виде внесения изменений в Государственном кадастре недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости должно было быть возложено на Управление Роснедвижимости по Омской области.
Кроме того, данный вывод ФГУ "ЗКН" обосновывает еще и тем, что признание незаконными действий одного органа, возложение обязанности по восстановлению нарушенных этими действиями прав и законных интересов заявителя на другой орган, не соответствует пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правительство Омской области в представленном суду апелляционной инстанции отзыве на жалобу просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Свою позицию Правительство обосновывает тем, что суд первой инстанции в нарушение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовал должным образом вопрос о пропуске заявителем трехмесячного срока для обращения за судебной защитой, который, по мнению Правительства, необходимо исчислять с момента официального опубликования в газете "Омский вестник" от 25.12.2007 N 127 и от 30.11.2008 N 141 постановлений Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п и от26.11.2008 N 193-п, которыми для сведения неопределенного круга лиц, в том числе заявителя доведены результаты работ по государственной кадастровой оценке земель, как в виде средних удельных показателей по кадастровым кварталам, так и в виде кадастровой стоимости конкретного земельного участка заявителя.
Выражая несогласие с существом вынесенного судом решения, Правительство ссылается на необоснованность вывода суда о том, что на момент совершения оспариваемых действий результаты государственной кадастровой оценки не были утверждены Правительством Омской области. Утверждение средних удельных показателей кадастровой стоимости по кварталам является самостоятельным результатом работ по государственной кадастровой оценке земель, производным от кадастровой стоимости конкретных земельных участков.
Предприниматель Богатырев В.Г. в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, доводы апелляционной жалобы и Правительства считает необоснованными.
Управление Роснедвижимости по Омской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления Роснедвижимости.
Представитель ФГУ "ЗКП" в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Правительства поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме.
Представитель предпринимателя поддержал возражения, изложенные в отзыве на жалобу, просил отказать в ее удовлетворении.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей предпринимателя Богатырева В.Г., ФГУ "ЗКП", Правительства Омской области, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, установил следующие обстоятельства.
Предпринимателю Богатыреву В.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 778 кв.м с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3018, местоположение которого установлено относительно нежилого строения литера А, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. 4 Северная, д. 104, из состава земель населенных пунктов, предоставленного для производственных целей, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АВ N 382242, выданным 18.12.2006 Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Заявителем 23.05.2009 по средствам почтовой связи получено уведомление N 61207, составленное Инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска на 16.05.2009, содержащее расчет земельного налога подлежащего уплате предпринимателем за 2008 год, в том числе за земельный участок с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3018. Согласно названному уведомлению налоговый орган при исчислении земельного налога исходил из кадастровой стоимости земельного участка равной 4 360 955руб.
Для проверки расчета суммы налога предпринимателем Богатыревым В.Г. в Управлении Роснедвижимости по Омской области получена выписка из Государственного кадастра недвижимости (далее по тексту - ГКН) в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3018, согласно которой его кадастровая стоимость составила 4 360 954 руб. 52 коп., а удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв. м 5605 руб. 34 коп.
Предприниматель Богатырев В.Г., считая действия Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившиеся во внесении в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3018 незаконными, а эти сведения - подлежащими исключению из ГКН, обратился в суд с требованием о признании незаконными этих действий Управления Роснедвижимости и обязании исключить эти сведения из ГКН.
Решением суда первой инстанции требования предпринимателя удовлетворены.
Означенное решение обжалуется ФГУ "ЗКП" в суд апелляционной инстанции в части возложения на него обязанности по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку Правительством Омской области заявлено в отзыве на жалобу о пересмотре решения суда в полном объеме суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находит его подлежащим отмене исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 данной статьи заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Управлением Роснедвижимости было заявлено о пропуске заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока (лист дела 34).
Как следует из материалов дела, предприниматель Богатырев В.Г. обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Омской области 11.06.2009, что подтверждается штампом Арбитражного суда Омской области на заявлении предпринимателя.
В обоснование заявленных требований предприниматель сослался на нарушение Управлением Роснедвижимости по Омской области при совершении обжалуемых действий по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка процедуры, установленной нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по Омской области, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
По мнению Общества, из указанных правовых актов следует, что результатами государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка, которая может быть внесена в Государственный земельный кадастр лишь после утверждения Правительством Омской области результатов государственной кадастровой оценки земель. Однако, в данном случае, Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п были утверждены лишь средние удельные показатели кадастровой стоимости.
Таким образом, фактически Общество связывает момент того, когда, по его мнению, действия по внесению сведений о кадастровой стоимости его земельного участка в ГКН стали незаконными и нарушающими его права, с фактом издания Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Действительно, в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пункт 2 данной статьи указывающий, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, наделил правомочием по установлению порядка ее проведения Правительство Российской Федерации.
Во исполнение данного нормы закона Правительством Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Пунктом 10 Правил проведения государственной оценки земель правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пункты 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и утвержденных приказом от 15.02.2007 N 39 (далее по тексту - Методические указания), а также пункты 6.2, 9.9, 11.5 и приложение N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту - Административный регламент), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, содержат положения о том, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории (пункт 2.2.1 Методических указаний, пункт 6.2. Административного регламента), что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.9 Административного регламента).
Исходя из указанных положений, как верно указал суд первой инстанции, результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п были утверждены усредненные удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков квартала, в который они включены, но не кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3018.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 Постановление Пленума от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
В соответствии с пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области" официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является публикация их полного текста в газетах "Омский вестник" или "Омская правда".
Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п было официально опубликовано в издании "Омский вестник" от 25.12.2007 за N127. Соответственно с этой даты доведено до сведения неограниченного круга лиц, в том числе до сведения заявителя.
Таким образом, фактически с момента публикации Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, то есть с декабря 2007 года, предприниматель имел возможность узнать о том, что кадастровая стоимость его земельного участка, по его мнению, не определена, и соответственно, уже с этого момента мог оценить действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости земельного участка, как незаконные и нарушающие его права и законные интересы.
Кроме того, учитывая, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п является нормативным правовым актом, то есть содержит обязательные для исполнения неограниченного круга лиц правила поведения, при этом в силу основных принципов права незнание закона не освобождает от обязанности исполнения установленных им правил, суд апелляционной инстанции считает, что по смыслу части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации опубликование нормативного правового акта является общеизвестным фактом, то есть отсутствует необходимость доказывания того, что лицо знало о существовании данного факта, поскольку это презюмируется законом.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", принятого в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Соответственно предприниматель как налогоплательщик обязан был ознакомиться со сведениями о кадастровой стоимости земельного участка на официальном и общедоступном сайте Управления Роснедвижимости в сети Интернет.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что 11.06.2009 - на день обращения предпринимателя в арбитражный суд трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов истек. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока предпринимателем Богатыревым В.Г. заявлено не было.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, учитывая, что немотивированное восстановление процессуального срока нарушает принцип равноправия сторон, предусмотренный статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и пропуск срока без уважительных причин не соответствует требованиям частей 2 и 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении требований предпринимателя Богатырева В.Г. следует отказать, в связи с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием признания незаконными действий является нарушение этими действиями прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В данном случае Управление не утверждало кадастровую стоимость земельных участков, а внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, в том числе в целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 по предоставлению плательщикам земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков, после утверждения кадастровой стоимости земель Постановлением N 174-П в декабре 2007 года (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.09.2009 N Ф04-5506/2009 (19464-А46-40).
Решение суда первой инстанции в части возложения на ФГУ "ЗКП" в качестве восстановления нарушенных права заявителя обязанности по внесению изменений в ГКН подлежит отмене, как в силу отсутствия оснований для удовлетворения требований предпринимателя, так и по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (орган кадастрового учета).
Частью 2 статьи 3 этого же Федерального закона определено, что если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения.
Постановлением от 01.06.2009 N 457 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
В соответствии с пунктами 5.1.4. и 5.2.1. данного Постановления Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет полномочия в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведение государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, Постановлением Правительства от 01.06.2009 N 457 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости не переданы государственным учреждениям. В настоящее время такие полномочия возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
При этом, Управление Роснедвижимости по Омской области является территориальным органом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, которое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 упразднено и его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Во исполнение Указа Президента РФ N 1847 Правительством РФ издано Распоряжение от 28.02.2009 N 256-р, которым установлено, что территориальные органы упраздненных Роскартографии и Роснедвижимости с 1 марта 2009 г. подчинены Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости на территории Омской области возложены на Управление Роснедвижимости по Омской области.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Кроме того, главой 2 "Административного регламента федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственных функций "ведение государственного земельного кадастра", утвержденного Приказом Минэкономразвития России N 235 от 12.07.2007 прямо предусмотрено, что государственная функция по проведению государственного кадастрового учета исполняется должностными лицами и специалистами федерального агентства кадастра объектов недвижимости, его территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам РФ и территориальных отделов - Управлений. То есть, непосредственное ведение ГКН осуществляется должностными лицами и специалистами федерального органа исполнительной власти.
Помимо этого, в пункте 18 Порядка ведения государственного кадастра объектов недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 20.02.2008 г. N 35 указано, что выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием решения. Указанное решение, принимаемое уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета, подготавливается с использованием специального бланка, оформленного в установленном законодательством РФ порядке, подписывается данным должностным лицом и регистрируется в регистрационно-контрольной форме.
Между тем, ФГУ "ЗКП" по Омской области является государственным учреждением и не относится к органам исполнительной власти. В соответствии с Уставом ФГУ "ЗКП" по Омской области, основной его задачей является деятельность по обеспечению создания и ведения государственного земельного кадастра (схема взаимодействия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области и ФГУ "ЗКП" по Омской области по вопросам проведения землеустройства и ведения государственного земельного кадастра). То есть, на ФГУ "ЗКП" по Омской области возложена техническая обязанность по внесению в Единый государственный реестр земель кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов сведения о которой представлены Управлением Роснедвижимости по Омской области, на что также указывают пункты 2.20 и 2.21 Перечня мероприятий по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году, утвержденному приказом Роснедвижимости от 06.02.2007 N П/0017.
Таким образом, ФГУ "ЗКП" по Омской области, как технический орган, сотрудники которого не являются государственными служащими, осуществляет только обеспечение ведения кадастра недвижимости. Само ведение ГКН осуществляется Управлением Роснедвижимости по Омской области как структурным подразделением территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и обязанность по восстановлению прав в виде обязания внесения изменения в Государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости должно было быть возложено на Управление Роснедвижимости по Омской области.
На этом основании, суд апелляционной инстанции полагает неправомерным возложение на ФГУ "ЗКП" по Омской области обязанности внести изменения в ГКН относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене, требования предпринимателя Богатырева В.Г. удовлетворению не подлежат.
В связи отказом в удовлетворении требований предпринимателя Богатырева В.Г. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции в сумме 100 руб. относятся на предпринимателя. Предпринимателю подлежит возврату из бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 100 руб.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы также в силу указанной статьи подлежит отнесению на предпринимателя Богатырева В.Г., в связи с удовлетворением апелляционной жалобы ФГУ "ЗКП". Поскольку ФГУ "ЗКП" при подаче апелляционной жалобы не платило государственную пошлину, с предпринимателя Богатырева В.Г. подлежит взысканию в бюджет государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в соответствии с подпунктами 12, 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 50 руб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" Омской области удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 18.08.2009 по делу N А46-12956/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Богатырева Вадима Геннадьевича к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Омской области о признании незаконными действий по внесению в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в размере 4 360 954 руб. 52 коп., удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м в размере 5605 руб. 34 коп. земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3018, площадью 778 кв.м, местоположение которого установлено относительно нежилого строения литера А, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. 4 Северная, д. 104, из состава земель населенных пунктов, предоставленного для производственных целей, с момента их совершения, обязании исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные сведения о кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости.
Возвратить Богатыреву Вадиму Геннадьевичу 19.06.1965 года рождения, уроженцу г. Омска, зарегистрированному предпринимателем, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, 07.06.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска за основным государственным регистрационным номером 305550515800054, проживающему по адресу: г. Омск, Иртышская набережная, д. 42, кв. 48, из федерального бюджета 100 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче заявления по квитанции от 10.06.2009.
Взыскать с Богатырыва Вадима Геннадьевича 19.06.1965 года рождения, уроженца г. Омска, зарегистрированного предпринимателем, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, 07.06.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска за основным государственным регистрационным номером 305550515800054, проживающего по адресу: г. Омск, Иртышская набережная, д. 42, кв. 48, в доход федерального бюджета 50 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12956/2009
Истец: Индивидуальный предприниматель Богатырев Вадим Геннадьевич
Ответчик: Федеральное государственной учреждение "Земельная кадастровая палата", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управление Роснедвижимости по Омской области)
Третье лицо: Правительство Омской области