город Москва |
N А40-72042/08-156-537 |
21 сентября года |
N 09АП-16763/2009-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2009 года Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Левченко Н.И., судей Солоповой А.А., Попова В.В.
при ведении протокола судебного заседания Салахетдиновым Р.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Коми энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.05.2009
по делу N А40- 72042/08-156-537, принятое судьей Гданской Т.В.
по иску ОАО "Коми энергосбытовая компания"
к НП "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью", ЗАО "Центр финансовых расчетов"
третье лицо: ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС"
об обязании произвести перерасчет и распределение платежей
при участии представителей: истца - Борисова Е.Н. - доверенность N 02/09-2 от 26.06.2009, Зотова Е.Ю. - доверенность N 10 от 02.04.2009, Щеголев Е.Н. - доверенность N103/09-2 от 30.07.2009
ответчика: НП "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" - Касаев И.Г. - доверенность N СР-07/09-18 от 02.02.2009
в судебное заседание не явились: ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС", ЗАО "Центр финансовых расчетов" - извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Коми энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Коми энергосбытовая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Некоммерческому партнерству "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" (далее - НП "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью"), Закрытому акционерному обществу "Центр финансовых расчетов" (далее- ЗАО "ЦФР") об обязании НП "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью":
- произвести перерасчет стоимости покупной электрической энергии (мощности) за весь 2007 год в соответствии с требованиями законодательства, с учетом пункта 116 Правил оптового рынка по договору на поставку, получение и оплату электрической энергии и мощности и оказание услуг на оптовом рынке от 29.01.2007 N П-1250-07, заключенного между истцом, ответчиками и ОАО "Калининградская ТЭЦ-2";
- направить в адрес ЗАО "Центр финансовых расчетов" уточненный расчет стоимости покупной электроэнергии (мощности) за весь 2007 год;
- обязании ЗАО "Центр финансовых расчетов" на основании полученного от НП "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" уточненного расчета произвести распределение фактических сумм платежей и осуществить направление уточненных счетов-извещений ОАО "Калининградская ТЭЦ-2", а также обязать ЗАО "ЦФР" направить истцу уточненные фактические счета - требования за 2007 год.
В судебном заседании Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2009, в связи со сменой наименования НП "Администратор системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы", что следует из представленных документов: протокола Общего собрания Членов НП "АТС" N 7/Г от 28.07.2008, Устава НП "Совета рынка" в редакции от 28.07.2008, свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации в ЕГРЮЛ от 10.09.2008, свидетельства серии 77 N 010956335 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц 03.09.2008 записи за номером 2087799354619 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ответчиком по делу определено Некоммерческое партнерство "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью".
Определением арбитражного суда города Москвы от 06.02.2009, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора привлечено ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС", правопредшественником которого является ОАО "Калининградская ТЭЦ-2" - поставщик электрической энергии и мощности истца по договору N П-1250/07 от 29.01.2007.
Заявлением от 15.03.2009 ОАО "Коми энергосбытовая компания" заявил ходатайство об уточнении предмета исковых требований, в соответствии с которыми просил:
- НП "АТС" в десятидневный срок произвести перерасчет стоимости покупной электрической энергии (мощности) за весь 2007 год по договору N П-1250/07 от 29.01.2007;
- произвести уточненный расчет стоимости покупной электрической энергии (мощности) за весь 2007 между Обществом, ОАО "Калининградская ТЭЦ-2", НП "АТС" и ЗАО "ЦФР" на основании индикативных цен на электрическую энергию и мощность, установленный приказом ФСТ России " 486-Э/7 от 29.12.2006 и направить его в адрес ЗАО "ЦФР";
- ЗАО "ЦФР" в десятидневный срок на основании полученного от НП "АТС" уточненного расчета произвести распределение фактических сумм платежей и осуществить направление уточненных счетов-извещений ОАО "ОГК-3", а также направить ОАО "Коми энергосбытовая компания" уточненные фактические счета-требования за 2007.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточненные исковые требования приняты судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.05.2009 по делу N А40-72042/08-156-537 в удовлетворении исковых требований ОАО "Коми энергосбытовая компания" отказано в полном объеме.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что из сферы отношений, на которые распространяются Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 с учетом пункта 10, следует, что условия Правил, регулирующие отношения с участием субъектов неценовых зон, применяются только к отношениям по купле-продаже электрической энергии (мощности) в части объема электрической энергии (мощности), соответствующего объему перетока с ценовой зоной.
Пункт 116 Правил может рассматриваться исключительно в качестве нормы, устанавливающей необходимость купли-продажи электрической энергии (мощности) по тарифам (индикативным ценам) не всего объема электрической энергии (мощности), не включенного в регулируемые договоры, а лишь объема электрической энергии (мощности), соответствующему объему перетока с ценовой зоной.
К объемам отклонений электрической энергии (мощности) правомерно применялись величины, рассчитанные на основании установленных ФСТ России тарифов (индикативных цен), в соответствии с Методикой применения тарифов на электрическую энергию при оперативной дооптимизации режимов работы единой энергетической системы России, утвержденной постановлением ФЭК России от 29.12.2003 N 11-э/10 и Временными методическими указаниями по формированию и применению двухставочных тарифов на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии и мощности, утвержденном ФЭК России от 20.02.2002 N 10/7.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверена в порядке статей 266,268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с апелляционной жалобой истца, в которой он просит оспариваемое решение отменить, удовлетворить исковые требования.
В обоснование апелляционной жалобы истец указал на то, что суд при принятии решения неправильно истолковал пункт 116 Правил оптового рынка, нарушил пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763, пункт 1 статьи 2 АПК РФ, не применил к спорным правоотношениям статьи 421, 422,424, 168 ГК РФ.
Истец, явившийся в судебное заседание, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Просит отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт.
НП "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" явившийся в судебное заседание против доводов апелляционной жалобы возражал. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ЗАО "Центр финансовых расчетов" и ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени настоящего судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как установлено судом апелляционной инстанции, ОАО "Коми энергосбытовая компания" обратилось с исковым заявлением к НП "АТС" о произведении перерасчета стоимости электрической энергии и мощности, купленной ОАО "Коми энергосбытовая компания" в 2007 году по договору на поставку, получение и оплату электрической энергии и мощности и оказание услуг на оптовом рынке N П-1233-07 от 29.01.2007 г. (далее также - договор) в Арбитражный суд города Москвы.
Приказом ФСТ России от 28.11.2006 г. N 319-э/17 для ОАО "Коми энергосбытовая компания" были утверждены индикативные цены на электрическую энергию и мощность.
По мнению истца, стоимость всего объема электрической энергии (мощности), приобретенной им по договору, должна была быть рассчитана НП "Совет рынка" по индикативным ценам на электрическую энергию и мощность.
Между тем, нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере электроэнергетики не устанавливают требования о том, чтобы стоимость всего объема электрической энергии, приобретаемой субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности (далее также - оптовый рынок, ОРЭ), рассчитывалась по индикативным ценам.
В соответствии с п.2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109, индикативной ценой на электрическую энергию (мощность) является средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), рассчитываемая в целях формирования регулируемых договоров на оптовом рынке и используемая для определения регулируемых тарифов на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках на соответствующий период регулирования.
Таким образом, индикативная цена не является регулируемой ценой (тарифом), используемой для расчета стоимости приобретаемой на ОРЭ электрической энергии (мощности), а является величиной, используемой для формирования регулируемых договоров на оптовом рынке и определения регулируемых тарифов на розничных рынках.
Пункт 116 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643 (далее - Правила оптового рынка, Правила), не устанавливает необходимость расчета всего объема купленной электрической энергии (мощности) субъектами оптового рынка, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Коми, по индикативной цене.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 24.10.2003 г. N 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" в редакции, действовавшей в 2007 г., было установлено, что ценовые зоны оптового рынка объединяют территории субъектов Российской Федерации, в границах которых субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности) предоставляется право осуществления купли-продажи электрической энергии (мощности), производимой на генерирующих объектах и потребляемой энергопринимающими устройствами, находящимися на территориях указанных субъектов Российской Федерации или граничащих с ними, по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном Правилами оптового рынка.
В соответствии с п.1 Правил оптового рынка (в редакции, действовавшей в 2007 году), Правила устанавливают правовые основы функционирования оптового рынка в субъектах Российской Федерации, территории которых объединены в ценовые зоны оптового рынка.
В соответствии с пунктом 1 Правил оптового рынка (в редакции, действовавшей в 2007 году), Правила устанавливают правовые основы функционирования оптового рынка в субъектах Российской Федерации, территории которых объединены в ценовые зоны оптового рынка.
ОАО "Коми энергосбытовая компания" осуществляет свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации (Республика Коми), территория которого не вошла в ценовые зоны оптового рынка (в неценовой зоне ОРЭ).
В неценовых зонах торговля электрической энергией по свободным (конкурентным) ценам не осуществляется, а в 2007 году Правила оптового рынка распространялись на отношения с участием организаций, функционирующих на территории неценовых зон, лишь в части оборота электрической энергии (мощности) в объеме, соответствующем перетоку между ценовой и неценовой зоной оптового рынка.
Данное обстоятельство было предусмотрено п. 10 Правил оптового рынка, которым было установлено, что организации, функционирующие на территориях неценовых зон, в частности на территории Республики Коми, участвуют в соответствии с Правилами оптового рынка в торговле электрической энергией (мощностью) по регулируемым договорам, по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед и конкурентного отбора заявок для балансирования системы в объеме, соответствующем перетоку электрической энергии (мощности) по границе с ценовой зоной (ценовыми зонами) оптового рынка, на основании договора о присоединении.
Изменения в Правила, устанавливающие порядок функционирования в неценовых зонах (п.2 Постановления и п.1 Правил) были приняты лишь 29.12.2007 г. и вступили в силу в 2008 г.
Таким образом, до вступления в силу указанных изменений, Правила оптового рынка распространялись на участников неценовых зон только в части оборота электрической энергии между территорией субъекта Российской Федерации, включенного в ценовую зону и территорией субъекта Российской Федерации, не включенного в ценовую зону оптового рынка (в объеме перетока между ценовой и неценовой зоной).
Таким образом, из сферы отношений, на которые распространяются Правила оптового рынка, с учетом п. 10 Правил оптового рынка, следует, что условия Правил оптового рынка, регулирующие отношения с участием субъектов неценовых зон, применяются только к отношениям по купле-продаже электрической энергии (мощности) в части объема перетока электрической энергии (мощности) с ценовой зоной.
Исходя из этого, п. 116 Правил оптового рынка может рассматриваться исключительно в качестве нормы, устанавливающей необходимость купли-продажи электрической энергии (мощности) по тарифам (индикативным ценам) не всего объема электрической энергии (мощности), не включенного в регулируемые договоры, а лишь объема электрической энергии (мощности), соответствующего объему перетока с ценовой зоной.
Вышеуказанному толкованию п.116 Правил оптового рынка соответствует и в последующем измененная редакция данного пункта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 951 п.116 Правил оптового рынка был изложен в следующей редакции: "гарантирующие поставщики, энергоснабжающие и энергосбытовые организации, представляющие на оптовом рынке зоны деятельности, расположенные на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляют куплю-продажу электрической энергии (мощности) в объемах планового почасового потребления, приходящегося на переток по границе с ценовой зоной оптового рынка, не включенных в регулируемые договоры, по регулируемым ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность)".
Отношения по обороту электрической энергии (мощности) внутри неценовой зоны не были регламентированы отдельным нормативным правовым актом, а регулировались общими нормами законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики, постановлением Правительства от 12 июля 1996 г. N 793, утвердившим Основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее - Основные принципы функционирования оптового рынка), которое применяется в части, не противоречащей иным нормативным правовым актам в сфере электроэнергетики, а также договором о присоединении.
В соответствии с п. 11 Основных принципов функционирования оптового рынка финансовые расчеты на оптовом рынке осуществляются исходя из тарифов на электрическую энергию (мощность).
Таким образом, тарифы на электрическую энергию (мощность), являются основой (базой) для расчета фактической стоимости электрической энергии (мощности).
То есть в неценовых зонах расчет стоимости всего объема электрической энергии (мощности), поставляемой на оптовый рынок, осуществляется не по тарифу, а с использованием такого тарифа.
К объемам отклонений электрической энергии (мощности) применялись величины, рассчитанные на основании установленных ФСТ России тарифов (индикативных цен), в соответствии с Методикой применения тарифов на электрическую энергию при оперативной дооптимизации режимов работы единой энергетической системы России, утвержденной постановлением ФЭК России от 29 декабря 2003 г. N 111-э/10, и Временными методическими указаниями по формированию и применению двухставочных тарифов на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии и мощности, утвержденных решением ФЭК России от 06.05.1997 г. N 76, с изменениями, внесенными постановлением ФЭК России от 20.02.2002 г. N10/7.
Порядок проведения финансовых расчетов на ОРЭ с учетом указанных актов ФСТ России установлен Договором о присоединении, а именно Регламентом финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии (приложение N 16 к Договору о присоединении).
Указанный порядок предусматривает расчет стоимости всего объема электрической энергии не по индикативным ценам, а лишь предусматривает использование индикативной цены в качестве одной из величин в расчете, что полностью соответствует законодательству Российской Федерации.
Таким образом, утверждение истца о том, что расчет стоимости всего объема электрической энергии (мощности), купленного им на оптовом рынке, должен был производиться НП "Совет рынка" по индикативным ценам, является необоснованным.
Расчет стоимости электрической энергии (мощности), приобретаемой участниками оптового рынка, в соответствии с п.6.2 Договора о присоединении производился НП "Совет рынка" в рамках оказываемой НП "Совет рынка" субъектам ОРЭ услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности).
То есть отношения НП "Совет рынка" и ОАО "Коми энергосбытовая компания" являются отношениями по возмездному оказанию услуг и регулируются гл.39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 783 Гражданского кодекса Российской Федерации к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729).
В соответствии со статье 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки.
Таким образом, в соответствии со статье 720 Гражданского кодекса Российской Федерации на истце лежала обязанность при приемке услуги НП "Совет рынка" заявить об обнаруженных им недостатках (в том числе в расчетах), если таковые имелись.
ОАО "Коми энергосбытовая компания" является коммерческой организацией и осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с куплей-продажей электрической энергии (мощности), на свой риск.
Между тем, ОАО "Коми энергосбытовая компания" не заявляло о каких-либо недостатках оказанной НП "Совет рынка" услуги (произведенных расчетах) и приняло услугу НП "Совет рынка" надлежащим образом, что подтверждается актами об оказании услуги (копии актов об оказании услуги и сверки расчетов за декабрь 2007 года представлены в материалы дела) подписанными НП "Совет рынка" и ОАО "Коми энергосбытовая компания".
В акте оказания услуг подтверждается, что услуги выполнены НП "Совет рынка" полностью и в срок, а ОАО "Коми энергосбытовая компания" по объему, качеству и срокам оказания услуг претензий не имеет.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 мая 2009 года по делу N А40- 72042/08-156-537 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
А.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-72042/08-156-537
Истец: ОАО "Коми энергосбыточная компания"
Ответчик: НП "Совет рынка", ЗАО "Центр финансовых расчетов"N
Третье лицо: ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС"