г. Самара |
|
15 октября 2009 г. |
Дело N А65-17694/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Связьстрой", Республика Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 августа 2009 года по делу N А65-17694/2009 (судья Латыпов И.И.), рассмотренному по заявлению ОАО "Связьстрой", Республика Татарстан, г. Казань,
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Связьстрой" (далее - ОАО "Связьстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - РО ФСФР в ВКР, административный орган) от 22.06.2009 N 11-09-295/пн о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 500000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.08.2009 ОАО "Связьстрой" отказано в удовлетворении заявленных требований.
ОАО "Связьстрой" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие у Общества возможности по опубликованию в сети Интернет годовых отчетов за 2004, 2005, 2006 года в связи со сбоем в программном обеспечении сайта ОАО "Связьстрой", на наличие у Общества всех вышеуказанных годовых отчетов, рассмотренных и утвержденных на общих годовых собраниях акционеров, а также на несоразмерность назначенного административного наказания совершенному административному правонарушению и тяжелое финансовое положение предприятие, просит отменить решение суда от 31.08.2009.
РО ФСФР в ВКР представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 31.08.2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Связьстрой" без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, РО ФСФР в ВКР в период с 04.02.2008 по 04.03.2008 проведена плановая выездная проверка деятельности ОАО "Связьстрой", в ходе которой установлено, что в нарушение требований ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N208-ФЗ), п. 1.6, п. 8.2.4, п. 8.2.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР от 16.03.2005 N 05-5/пз-н (далее - Положение), п. 1.6, п. 8.2.4, п. 8.2.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение), ОАО "Связьстрой" не обеспечило доступ на странице в сети Интернет к информации, содержащейся в тексте годового отчета Общества по итогам деятельности за 2004 год, утвержденного годовым общим собранием акционеров 21.06.2005, годового отчета за 2005 год, утвержденного годовым общим собранием акционеров 02.06.2006, годового отчета за 2006 год, утвержденного годовым общим собранием акционеров 25.06.2007.
В соответствии с п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N39-ФЗ), п. 1, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон N46-ФЗ) административным органом в адрес ОАО "Связьстрой" направлено обязательное для выполнения предписание от 10.04.2009 N 11-09-СВ-03/543-т с требованием в срок до 13.05.2009 устранить выявленное нарушение. Отчет об исполнении предписания и принятых мерах по устранению допущенного нарушения с заверенными копиями подтверждающих документов представить в РО ФСФР в ВКР в срок до 14.05.2009.
Вышеуказанное предписание, полученное ОАО "Связьстрой" 20.04.2009, Обществом в установленный срок не исполнено, замечания не устранены.
По данному факту административным органом составлены акт от 14.05.2009 о неисполнении ОАО "Связьстрой" предписания от 10.04.2009 N 11-09-МУ-03/543-т, акт об отсутствии информации в сети Интернет по результатам проведения проверочных мероприятий в отношении ОАО "Связьстрой", протокол об административном правонарушении от 08.06.2009 N 11-09-461/пр-ап.
По результатам рассмотрения указанного протокола об административном правонарушении и других материалов дела РО ФСФР в ВКР вынесено постановление от 22.06.2009 N 11-09-295/пн о привлечении ОАО "Связьстрой" к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Отказывая ОАО "Связьстрой" в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина юридического лица в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
В силу п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет административную ответственность юридических лиц в виде административного штрафа.
Статьей 92 Закона N 208-ФЗ установлено, что Открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с п. 1.6, п. 8.2.4, п. 8.2.5 Положения при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет. При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.
Ссылка на раздел (разделы), содержащий информацию, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, либо ссылка на указанную ссылку должна быть размещена на главной (начальной) странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации.
Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
Акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.
Текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
В силу п. 7 ст. 44 Закона N 39-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 11 Закона N 46-ФЗ предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В случае выявления нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником или в случае, если совершаемые профессиональным участником действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг на срок до шести месяцев.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом не исполнено предписание РО ФСФР в ВКР от 10.04.2009 по устранению нарушений вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации. До составления протокола об административном правонарушении административным органом неоднократно (25.05.2009 и 08.06.2009) проводились проверочные мероприятия в части раскрытия Обществом информации, однако информация в сети Интернет отсутствовала.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае факт совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения, вина Общества в его совершении подтверждается предписанием от 10.04.2009 N 11-09-МУ-03/543-Т (л.д. 20), актом от 14.05.2009 N 236 о неисполнении предписания от 10.04.2009 (л.д.18), актами об отсутствии информации в сети Интернет от 14.05.2009, от 25.05.2009 (л.д. 21, 37), протоколом об административном правонарушении от 08.06.2009 N 11-09-461/пр-ап и другими материалами дела.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях ОАО "Связьстрой" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Между тем, судом первой инстанции обоснованно указано на отсутствие оснований для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания РО ФСФР в ВКР от 10.04.2009 в части неисполнения ОАО "Связьстрой" требований п. 8.2.4 Положения за 2004 год.
Пункт 8.2.4 Положения вступил в силу по истечении 3 месяцев с даты официального опубликования Приказа ФСФР от 16.03.2005 N 05-5/пз-н. Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 02.05.2005 N 18, в "Российской газете" от 24.05.2005 N 108, в "Вестнике Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России)", 2005 г., N 5; вступил в силу 02.08.2005. Приказом ФСФР от 10.10.2006 N 06-117/пз-н п. 8.2.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР от 16.03.2005 N 05-5/пз-н был изменен.
Таким образом, на 21.06.2005 - дату утверждения текста годового отчета по итогам деятельности за 2004 год, у ОАО "Связьстрой" отсутствовала обязанность, предусмотренная п. 8.2.4 Положения, и, соответственно обязанность по исполнению предписания РО ФСФР в ВКР от 10.04.2009 в части неисполнения требований, установленных п. 8.2.4 Положения за 2004 год.
Довод апелляционной жалобы о невозможности опубликования в сети Интернет годовых отчетов за 2004, 2005, 2006 года в связи со сбоем в программном обеспечении сайта ОАО "Связьстрой" не принимается арбитражным апелляционным судом, поскольку каких-либо доказательств в подтверждение указанных обстоятельств Обществом в материалы дела не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене в связи с тяжелым финансовым положением предприятия, отклоняется арбитражным апелляционным судом, поскольку не имеет правового значения для разрешения настоящего дела. Указанное обстоятельство не освобождает Общество от исполнения возложенной на него действующим законодательством Российской Федерации обязанности по исполнению в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Довод апелляционной жалобы о несоразмерности назначенного административного наказания совершенному административному правонарушению также не принимается судом апелляционной инстанции.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Характер совершенного правонарушения и иные обстоятельства учитываются при назначении административного наказания, и с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ Обществу назначен минимальный размер штрафа в пределах санкции, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
В соответствии с п. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления административного органа незаконным.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 августа 2009 года по делу N А65-17694/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.С.Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-17694/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Связьстрой", г.Казань
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе, г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8522/2009