г. Санкт-Петербург |
|
06 октября 2009 г. |
Дело N А56-312/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Мельниковой Н.А., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Баймухаметовой А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5787/2009) ООО "Научно-технический центр "БАЛС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2009г. по делу А56-312/2008, принятое (судья М.А. Ракчеева), принятое
по иску ООО "Научно-технический центр "БАЛС"
к 1-Специализированному электромонтажно-наладочному управлению, 2-Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области о признании права собственности
при участии:
от истца: представителя по доверенности от 01.07.2009г. Ширяевой Ю.С.,
представителя по доверенности от 10.09.2009г. Левчиной Ю.В.,
генерального директора Архангельского Д.В.
от ответчиков: 1- ликвидирован,
2- представителя по доверенности от 31.07.2009г. Бычкова Г.Б.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "БАЛС" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д. 42, к. 5, литера В, общей площадью 190,9 кв.м, наименование объекта - склад, кадастровый номер 78:7139В:0:10. С учетом изменения оснований исковых требований в прядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ Общество указало на приобретение объекта у Специализированного электромонтажно-наладочного управления Министерства судостроительной промышленности (далее - СЭМНУ) на возмездной основе и в соответствии с актами приема-передач основных средств N 3 от 05.05.1992 г. и N 1 от 12.05.1992 г.
В связи с отказом ГУФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области зарегистрировать переход права собственности от СЭМНУ к Обществу ввиду отсутствия документов, подтверждающих право СЭМНУ распоряжаться спорным имуществом, Общество обратилось с настоящим иском.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены СЭМНУ и КУГИ Санкт-Петербурга (определение от 05.06.2008г.).
Определением от 12.02.2009г. КУГИ Санкт-Петербурга заменен на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области (далее - ТУ ФАУГИ по Ленинградской области).
Решением от 19.03.2009г. в иске отказано. Суд, руководствуясь положениями ст. 5 Закона РСФСР от 24.12.1990г. N 443-1 "О собственности в РСФСР", ст.ст. 6, 32 Закона РСФСР от 25.12.1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", ст.ст. 1, 15 Закона РСФСР от 03.07.1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", пришел к выводу о несоответствии доводов истца действующему в тот момент законодательству, установив на основании представленных Обществом документов, что переход права собственности не состоялся, поскольку совершена только передача имущества с баланса одного предприятия на баланс другого - правопредшественника истца.
В апелляционной жалобе, поданной Обществом, истец просит решение отменить и иск удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суд при разрешении спора не применил Положение о порядке передачи предприятий, Объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 16.10.1979г. N 940, и Постановление Совета Министров РСФСР от 22.04.1980 г. N 210 "О порядке передачи предприятий, объединений, учреждений, зданий и сооружений", нормы которых предоставляют предприятию, переведенному на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, передавать (продавать) здания и сооружения самостоятельно.
Определением апелляционного суда от 02.07.2009г. на основании ст.48 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведена процессуальная замена ТУ ФАУГИ по Ленинградской области на ТУ ФАУГИ в г.Санкт-Петербурге.
ТУ ФАУГИ в г.Санкт-Петербурге представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы жалобы отклонило, считая жалобу необоснованной. В обоснование возражений ответчик сослался на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.09.1992 г. N 13 "О некоторых вопросах практики разрешений споров, связанных с применением законодательства о собственности", разъяснившего, что сделки, влекущие приватизацию государственного (муниципального) имущества и совершенные государственными (муниципальными) предприятиями с нарушением установленного законодательством о приватизации порядка, должны признаваться недействительными.
СЭМНУ отзыв на апелляционную жалобу не представило. Представитель в судебное заседание не явился. Согласно письму межрайонной инспекции ФНС N 15 по Санкт-Петербургу от 07.03.2008г. N 0206/09667 сведения о СЭМНУ в Едином государственном реестре юридических лиц по Санкт-Петербургу отсутствуют.
На основании ст.18 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведена замена состава суда и рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представители Общества апелляционную жалобу поддержали, доводы жалобы подтвердили, а представитель ТУ ФАУГИ по Санкт-Петербургу возражал против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Устав правопредшественника истца зарегистрирован 16.05.1991 г. решением исполкома Совета народных депутатов Дзержинского района г.Ленинграда N 640; учредителями являются физические лица.
В период действия Закона РСФСР от 24.12.1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР" СЭМНУ - предприятие с государственной формой собственности на принадлежащее ему имущество - на основании акта от 05.05.1992 г. N 3 передало на баланс Обществу здание склада. Передача осуществлена в соответствии с решением совета трудового коллектива СЭМНУ от 20.04.1992 г. с выплатой затрат на складское помещение. Платежным поручением N 64 от 10.05.1992 г. Общество перечислило СЭМНУ 60 000 руб. 00 коп., после чего составлен акт N 3 от 12.05.1992г. приемки - передачи основных средств.
При разрешении спора суд исходил из норм Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" и других законодательных актов РФ, регулирующих правовой режим государственной собственности, с учетом того, что в материалах дела отсутствует Устав СЭМНУ, определяющий права в отношении принадлежащего ему имущества. Устав специализированного ремонтно-строительного треста "Спецремстрой", в состав которого входило Предприятие, и Приказ Министра судостроительной промышленности СССР от 30.07.1990г. N 250 о ликвидации Треста не являются надлежащими доказательствами. Пунктами 10, 11 Приказа установлено правопреемство СМНУ в соответствии с разрешительным балансом и предписано подготовить и представить на утверждение в установленном порядке Устав Предприятия. Сведений об указанных документах в материалах дела не имеется. Надлежащих доказательств перевода СЭМНУ на полный хозяйственный расчет и самофинансирование также не представлено.
Статья 96 Гражданского Кодекса РСФСР содержит отсылочную норму и определяет, что порядок передачи зданий, сооружений, оборудования и другого имущества, относящихся к основным средствам государственных организаций, другим государственным организациям, а также колхозам, иным кооперативным и другим общественным организациям определяется законодательством Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР.
Содержащееся в ст.96 Гражданского Кодекса РСФСР положение противоречит ст.ст. 1, 25 Закона о собственности в РСФСР, предусматривающим, что здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.
Поскольку отношения по отчуждению из государственной собственности зданий и сооружений урегулированы законом о собственности, в соответствии с п.2 ст.1 Закона положения ст.96 Гражданского Кодекса РСФСР применению не подлежат в силу прямого указания Закона. Постановление СМ СССР от 16.10.1979 г. N 940 об утверждении Положения "О порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений", а также Постановление СМ РСФСР от 22.04.1980 г. N 210, утвердившее положение "О порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений" не являются законодательными актами, предусмотренными ст.25 Закона о собственности, а относятся к иным актам гражданского законодательства. По смыслу ст.1 Закона о собственности к законодательным актам относятся законы РСФСР и республик, входящих в РФ.
Правовая позиция Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенная в постановлении от 21.11.2008г. по делу N А56-472/2007, не опровергает выводов суда, поскольку основана на исследовании обстоятельств, возникших до введения в действия Закона РСФСР "О собственности в РСФСР".
Вместе с тем ст.7 названного Закона, устанавливая правовые основы приобретения права собственности, в п.4 установила запрет на прекращение права собственности на имущество помимо воли собственника. Согласия собственника, интересы которого в настоящее время представляет ТУ ФАУГИ по Санкт-Петербургу, СЭМНУ на отчуждение имущества не получено.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о несоответствии совершенной сделки требованиям действовавшего законодательства. Применение судом недействующей редакции ст.1 Закона РСФСР от 03.07.1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" не привело к принятию неправильного решения, поскольку действовавшая в тот период редакция ст.1 Закона о приватизации не предусматривала возможности приватизации имущества действующих предприятий, а отчуждение имущества совершено помимо воли собственника.
Судом проанализированы положения Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", не предусматривающие возможность отчуждения государственного имущества по решению трудового коллектива государственного предприятия.
Из обжалуемого решения следует, что при его принятии не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного исследования доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом не допущено.
В связи с тем, что Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.09.1992 г. N 13 признано утратившим силу Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998г. N 8 (п.29), апелляционный суд не применял его положения при рассмотрении жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2009г. по делу N А56-312/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-312/2008
Истец: ООО "Научно-технический центр "БАЛС"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области, Специализированное электромонтажно-наладочное управление, Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
Кредитор: ЦГА СПб, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N15 по Санкт-Петербургу, Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, ГУП ГУИОН, Государственный архив РФ, Государственный Архив города Москвы, Архив Госстроя России
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-312/2008
06.10.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5787/2009
19.03.2009 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-312/08