г. Санкт-Петербург
05 октября 2009 г. |
Дело N А56-8810/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6332/2009) ООО "Компас-Строй" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2009 по делу N А56-8810/2009 (судья С.И. Цурбина), принятое
по иску (заявлению) ООО "Компас-Строй"
к Северо-Западному Управлению государственного морского и речного надзора
о признании незаконным отказа в предоставлении лицензии
при участии:
от истца (заявителя): представителей С.М. Степановой (доверенность от 14.02.09), С.В. Комарова (доверенность от 17.06.09)
от ответчика (должника): представителей Е.В. Самусевой (доверенность от 11.01.09), К.А. Гаряевой (доверенность от 11.01.09)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компас-Строй" (Далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора (Далее - Управление, государственный орган) в предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах в связи с несоответствием соискателя лицензии лицензионным требованиям, изложенным в уведомлении N 1160/1-9 от 30.01.2009, и обязании Управления устранить данное нарушение.
Решением от 9 апреля 2009 года суд отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования, придя к выводу о соответствии оспариваемого отказа статье 9 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Далее - Закон N 128-ФЗ) и несоответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, установленным подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 490 от 13.08.2006 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском внутреннем водном транспорте" (Далее - Положение о лицензировании).
В апелляционной жалобе Общество просит принятый по делу судебный акт отменить, заявленное им требование удовлетворить на том основании, что ООО "Компас-Строй" полностью соответствует требованиям, установленным подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании, поскольку имеет в аренде причал, оборудованный нефтепроводом, связанным с перевалочной нефтебазой емкостью 4700 тонн. Опасные производственные объекты нефтебазы зарегистрированы в установленном порядке, на эксплуатацию данного взрывопожарного объекта у Общества имеется соответствующая лицензия.
В судебном заседании представители Общества доводы апелляционной жалобы поддержали, представители Управления возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 23.12.2008 Общество обратилось в Управление с заявлением о выдаче лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах с комплектом документов.
Уведомлением N 1160/1-9 от 30.01.2009 заявителю в предоставлении лицензии отказано на основании несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, установленным подпунктом "г" пункта 5 Положения (т.1 л.д.7).
Полагая данный отказ незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены принятого по делу судебного акта в силу части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Управление является территориальным органом Ространснадзора межрегионального уровня, осуществляющим функции по контролю и надзору на морском и внутреннем водном транспорте в пределах границ своей зоны ответственности, осуществляет деятельность на основании Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 06.06.2008 N ГК-651фс.
Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (п. 7 Положения), в число которых входит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах (п. 8.5.5 Положения).
Управление осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, проверку возможности выполнения соискателями лицензий лицензионных требований и условий в отношении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах (п. 8.6.3 Положения).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 128-ФЗ лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или отказе в лицензии в срок, не превышающий срока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
Общие лицензионные требования, относящиеся ко всем соискателям лицензии, планирующим осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам в морских портах, установлены пунктом 5 Положения.
Согласно подпункту "г" пункта 5 Положения о лицензировании (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2008 N 544) условием, предъявляемым при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности, является наличие у лицензиата (соискателя) лицензии в собственности или на ином законном основании:
производственных объектов (гидротехнических сооружений, крытых и открытых грузовых складов, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), используемых при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности и соответствующих требованиям Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;
причала (причалов), оборудованного нефтетрубопроводом, непосредственно связанным с нефтебазой, соответствующей установленным нормам и правилам технической эксплуатации, используемого при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности по технологической схеме "причал - судно".
В результате проверки Управлением установлено, что соискатель лицензии не располагает нефтебазой, несамоходное стоечное судно не может являться хранилищем для нефтепродуктов, поскольку не соответствует требованию подпункта "г" пункта 5 Положения.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции руководствовался тем, что в соответствии с пунктом 1.5 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 20.05.2003 N 33, нефтебазы должны иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством России. Приказом этого же органа N 131 от 05.03.2008 утверждены методические рекомендации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов.
В Приложении N 1 к указанным Рекомендациям к видам опасных производственных объектов отнесены, в том числе цех, участок, площадка производства, а также база товарно-сырьевая. Обществом получено свидетельство только на площадку перекачки нефтепродуктов и лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, а не на нефтебазу, что, по мнению суда, не соответствует лицензионным требования Положения.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что Общество владеет на праве аренды причалом ИФ-2, оборудованным трубопроводом, связанным с нефтебазой.
Данное обстоятельство также подтверждается представленными в материалы дела экспертными заключениями.
Заключением Северо-Западного межрегионального территориального Управления федерального агентства по техническому регулированию (СЗМТУ Ростехрегулирования), согласно которому объект, предоставленный для лицензирования Обществом, представляет собой комплекс сооружений и коммуникаций, предназначенных для организации приема, хранения, отпуска и учета, что, в соответствии с разделом III п.п. 3.1-3.5 "Правил технической эксплуатации нефтебаз", позволяет его отнести к категории складских предприятий - нефтебаз III б категории, по назначению - перевалочная нефтебаза, что в полной мере соответствует лицензионным требованиям и условиям по виду деятельности "погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах" (т.1 л.д.74-75);
Заключением эксперта Зозули В.А., имеющего статус государственного эксперта по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (т.1 л.д.78). Исходя из разрешительных документов экспертом был сделан вывод о том, что объект, используемый ООО "Компас-строй", соответствует п. 3.2.1 Приказа Министерства энергетики РФ от 19.06.2003 N 232, он определил данный объект как перевалочную нефтебазу (т.1 л.д.76-77).
Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определено, что опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Закона).
В соответствии с п. 1.1 Правил Промышленной безопасности нефтебаз, эти правила устанавливают требования, соблюдение которых направлено на обеспечение промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтебаз и складов нефтепродуктов. Из текста указанных Правил следует, что лицензированию подлежат не сами нефтебазы и склады нефтепродуктов, а эксплуатация их опасных производственных объектов. Какой из объектов нефтебазы относится к категории опасных определяется на основании Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов, утвержденных Приказом N 131 от 05.03.2008.
В соответствии с этими рекомендациями была проведена идентификация опасных производственных объектов нефтебазы Общества, расположенной на причале ИФ-2, в соответствии с которой к категории опасных производственных объектов была отнесена только площадка перекачки нефтепродуктов (подраздел 8 - опасные производственные объекты нефтепродуктообеспечения - площадка нефтебазы (склада, комплекса, парка) по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов). Соответственно, именно этот объект и был включен в свидетельство о регистрации. Иные объекты нефтебазы, в том числе продуктопровод и административно-бытовое здание, не были признаны опасными производственными объектами. В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании под погрузочно-разгрузочной деятельностью понимается перемещение из одного транспортного средства в другое транспортное средств (одним из которых является судно) непосредственно или через склад. При этом никаким техническим регламентом, нормативным документом не предусмотрена обязанность перемещения груза исключительно с использованием склада. Нефтебаза не относится к категории "транспортные средства" и, соответственно, находится вне сферы контроля Федеральной службы по надзору в сфере транспорта или иного органа в сфере транспорта. Транспортировка опасного груза до места разгрузки, сама разгрузка не контролируются Федеральной службой по надзору, за исключением выдачи разрешений (лицензий) юридическим лицам и гражданам на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий в случаях, прямо установленных законом.
Готовность причала ИФ-2 к осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности подтверждается декларацией о готовности (т.1 л.д.20). Данный причал оборудован нефтетрубопроводом, непосредственно связанным с перевалочной нефтебазой, отвечающей правилам технической безопасности нефтебаз, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 232.
В соответствии с пунктом 2.1 данного Приказа нефтебаза - складское предприятие, представляющее собой комплекс зданий, сооружений и коммуникаций, предназначенных для организации приема, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов (далее - нефтебаза).
Пунктом 3.2 предусмотрено, что нефтебазы по назначению подразделяются на перевалочные, распределительные и базы хранения. При этом перевалочные нефтебазы в основном производят перегрузку (перевалку) нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой, а также отгрузку нефтепродуктов распределительным нефтебазам и крупным потребителям (пункт 3.2.1 Приказа).
Пунктом 3.2 Приказа предусмотрено, что основными показателями, характеризующими нефтебазы, необходимо считать: общую вместимость, годовой оборот, коэффициент оборачиваемости резервуаров, коэффициент использования и заполнения резервуаров.
Обществом в качестве одного из элементов оборудования нефтебазы, используемого для хранения нефтепродуктов, используется несамоходное стоечное судно, которое зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта с указанием его назначения - несамоходное стоечное (Свидетельство от 14.05.2007 - т.1 л.д.29).
Перевалочная нефтебаза как опасный производственный объект зарегистрирована 04.12.2008 - Свидетельство А20-06275 (т.1 л.д.11-12). Обществом получена лицензия от 23.01.2009 N ВП-19-001584 (Х) на право эксплуатации указанного производственного объекта (т.1 л.д.8-9).
Таким образом, Общество полностью соответствует требованиям, установленным в подпункте "г" пункта 5 Положения о лицензировании, поскольку на права аренды имеет причал, оборудованный нефтетрубопроводом, связанным с перевалочной нефтебазой, что соответствует технологической схеме "причал-судно". Опасные производственные объекты нефтебазы зарегистрированы в установленном порядке, на эксплуатацию данного объекта, являющегося взрывопожароопасным, получена соответствующая лицензия.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ Управления не является законным.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 апреля 2009 года по делу N А56-8810/2009 отменить.
Признать незаконным отказ Северо-Западного Управления государственного морского и речного надзора в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Компас-Строй" лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах от 30.01.2009 N 1160/1-9, обязать Управление устранить допущенные нарушения.
Взыскать с Северо-Западного Управления государственного морского и речного надзора в пользу ООО "Компас-Строй" государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную при обращении в суд первой инстанции, в размере 1000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8810/2009
Истец: ООО"Компас-Строй"
Ответчик: Северо-Западное Управление государственного морского и речного надзора
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5980/10
30.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5980/10
12.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-8810/2009
05.10.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6332/2009