г. Санкт-Петербург |
|
19 октября 2009 г. |
Дело N А26-1820/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Е.В. Жиляевой
судей М.М. Герасимовой, И.В.Масенковой
при ведении протокола судебного заседания: М.И. ноземцевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11483/2009) Администрации МО " Суоярвский район" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.07.09 по делу N А26-1820/2009(судья Лайтинен В.Э.), принятое
по иску МУП "Суоярвские единые энергетические сети"
к Администрации муниципального образования " Суоярвский район"
о взыскании 7 212 636,65 руб.
при участии:
от истца: С.В. Кутузовой по доверенности от 05.05.09., Т.Ф. Матвеевой по доверенности от 05.05.09.
от ответчика: С.И. Сухоруковой по доверенности от 11.01.09.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Суоярвские единые энергетические сети" (далее - МУП "Суоярвские единые энергетические сети") обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации муниципального образования "Суоярвский район" (далее - Администрация) о взыскании 7 212 636, 65 рублей убытков за период с 01.01.06. по 30.06.07.
Решением суда от 03.07.09 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель МУП "Суоярвские единые энергетические сети" просил решение суда от 03.07.09 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, сторонами спора заключен договор от 21.02.05 на исполнение муниципального заказа по обеспечению потребителей муниципального образования "Суоярвский район" жилищно-коммунальными услугами и бытовым обслуживанием. По условиям данного договора Администрация поручает, а МУП "Суоярвские единые энергетические сети" обязуется предоставить населению услуги по теплоснабжению.
Во исполнение принятых обязательств МУП "Суоярвские единые энергетические сети" в период с января 2006 года по июнь 2007 года оказывало населению, проживающему в Суоярвском районе, услуги по отоплению.
При определении стоимости отпущенной энергии МУП "Суоярвские единые энергетические сети" руководствовалось тарифами, утвержденными для предприятия постановлениями Региональной энергетической комиссии Республики Карелия от 08.12.05 N 141 о тарифе на тепловую энергию на 2006 года в размере 1184,88 рублей за 1 Гкал и от 12.09.06 N 105 о тарифе на тепловую энергию на 2007 года в размере 1271,12 рублей за 1 Гкал.
Население оплачивало услуги по отоплению, исходя из размера платы за коммунальные услуги, установленного в период с января 2006 года по январь 2007 года решением Суоярвского районного Совета местного самоуправления от 16.05.06 в размере 1052,20 рублей за 1 Гкал и в период с февраля по июнь 2007 года решением Совета депутатов муниципального образования "Суоярвский район" от 26.12.06 N 18 в размере 1236,75 руб. (без НДС) за 1 Гкал.
Истец, полагая, что в результате образовавшейся разницы между тарифом, утвержденным Региональной энергетической комиссией Республики Карелия и тарифом для населения, у истца возникли убытки, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", согласно статье 2 которого тарифы на тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию. Одним из основных принципов государственного регулирования тарифов является в силу статьи 4 данного Закона осуществление поставок тепловой энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", в редакции постановления от 12.12.04 N 769, утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Федерации. В этот перечень включены и услуги по теплоснабжению.
Согласно подпунктам 1, 6, 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.04 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, в частности: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Размер платы за коммунальные услуги на тепловую энергию для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами местного самоуправления (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
На основании статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что рассматривая иски, предъявленные, согласно статье 16 и 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь ввиду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного, в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, тариф на оплату теплоснабжения для населения установлен решением Суоярвского районного Совета местного самоуправления от 16.05.06 "Об утверждении ставок платы жилья и коммунальных услуг" и решением Совета депутатов муниципального образования "Суоярвский район" от 26.12.06 N 18 "Об утверждении размера платы за жилье и коммунальные услуги". Названные правовые акты изданы в пределах компетенции данного органа местного самоуправления, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.04 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт на 2005 год", постановлением правительства Республики Карелия от 27.12.04 N 131-П "О республиканских стандартах оплат жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год".
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что противоправное поведение ответчика заключается в уклонении от исполнения обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.04 N 441 и постановлением Правительства Республики Карелия от 27.12.04 N 131-П.
В силу статей 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При таких обстоятельствах, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения иска является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.07.09 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
М.М. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1820/2009
Истец: Муниципальное унитарное предприятие "Суоярвские единые энергетические сети"
Ответчик: Суоярвское районное финансовое управление, Администрация муниципального образования " Суоярвский район"
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5116/11
11.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5116/11
27.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13579/2009
19.10.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11483/2009