г. Вологда |
|
16 октября 2009 г. |
Дело N А05-9034/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Базис" Дербина Д.В. по доверенности от 15.07.2009 N 137,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 июля 2009 года по делу N А05-9034/2009 (судья Максимова С.А.),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Базис" (далее - общество, ООО "Базис") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ненецкому автономному округу (далее - управление, управление Росприроднадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2009 N 14 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.8, статьями 8.1, 8.2, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.07.2009 по делу N А05-9034/2009 требования ООО "Базис" удовлетворены.
Управление Росприроднадзора с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении требований общества отказать. В обоснование своей позиции ссылается на то, что факт несанкционированного складирования и размещения лома черных металлов доказан; ООО "Базис" осуществило самовольное занятие земельного участка водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Печоры; судом первой инстанции не дана оценка доказательствам, подтверждающим нарушение обществом экологических требований; несвоевременное направление определения о возбуждении дела не является существенным нарушением процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Управление представителей в суд не направило, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, поэтому разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании докладной заместителя начальника отдела надзора за водными и земельными ресурсами, контроля ООПТ и разрешительной деятельности управления Росприроднадзора издан приказ от 22.04.2009 N 59-п, согласно которому в период с 24.04.2009 по 14.05.2009 должностным лицом управления проведена внеплановая целевая проверка соблюдения обществом природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления; оформлен акт от 14.05.2009 N 16.
Определением от 14.05.2009 N 11/09 возбуждено дело об административном правонарушении, назначено проведение административного расследования.
По результатам проверки составлен протокол от 11.06.2009 N 06 об административном правонарушении (далее - протокол от 11.06.2009 N 06), в котором зафиксировано, что ООО "Базис" осуществило самовольное занятие земельного участка водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - реки Печоры. Общество не представило правоустанавливающие документы на обращение с ломом цветных и четных металлов на территории Ненецкого автономного округа, не направляло в орган лицензирования уведомление о намерении осуществлять указанную деятельность. Площадка для сбора и временного размещения металлолома не включена в государственный реестр объектов размещения отходов. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан, лимиты на размещение отходов не оформлены. Не ведется первичный учет отходов, полученных от других организаций и размещенных на площадке, журналы движения отходов не представлены. Не вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду. На момент проверки обваловка по периметру и гидроизаляционное покрытие площадки для сбора и размещения (хранения) отходов отсутствует. При выездном обследовании площадки для сбора и временного размещения отходов металлолома установлено, что производится сбор и размещение железных бочек и другого металлолома, потерявшего свои потребительские свойства, которые не освобождены от остатков горюче-смазочных материалов. Общество не имеет разрешения на размещение площадки для сбора и хранения отходов, весового оборудования и журнала регистрации приемо-сдаточных актов. Кроме того, зафиксировано стекание отработанных масел с механизмов на снег.
В результате обществом нарушены пункт 5 статьи 30, статья 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 13 Положений о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766, пункт 6 статьи 12, пункты 1-3 статьи 18, пункт 1 статьи 19, статья 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон "Об отходах производства и потребления"), пункт 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), пункты 6.1, 6.2.7 ГОСТ 2787-75 "Металлы черные вторичные. Общие технические условия", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 26.12.1975 N 4035 (далее - ГОСТ 2787-75), пункты 2.1, 2.2 Временных правил "О порядке создания и организации работы мест приема (скупки), временного хранения и (или) переработки лома цветных и черных металлов на территории города Нарян-Мара", утвержденных постановлением главы администрации города Нарьян-Мара от 24.07.2000 N 769, пункт 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон "Об охране окружающей среды").
Рассмотрев протокол от 11.06.2009 N 06, заместитель главного государственного инспектора по охране природы вынес постановление от 25.06.2009 N 14 о назначении административного наказания, которым ООО "Базис" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 7.8, статьям 8.1, 8.2, 8.41 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с постановлением от 25.06.2009 N 14, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 7.8 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранной зоны водного объекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статьей 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 названного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, указанных в пункте 1 статьи 24 ЗК РФ.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На основании пункта 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (пункт 2 статьи 65 ВК РФ).
ООО "Базис" вменено в вину самовольное занятие земельного участка водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - реки Печоры.
Правоустанавливающих документов на земельный участок под площадку для сбора и временного размещения (хранения) металлолома обществом не представлено.
Согласно статье 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в несоблюдении экологических требований при осуществлении хозяйственной или иной деятельности.
Экологические требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности конкретизированы в статьях 35 - 39 Закона "Об охране окружающей среды".
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 названного Закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 6.1 ГОСТ 2787-75 предприятия, организации и хозяйства, заготавливающие, сдающие, перерабатывающие и переплавляющие вторичные черные металлы, а также отгружающие или производящие их перегрузку в портах и прочих пунктах, должны проверять все вторичные черные металлы на взрывобезопасность и удалять из них все предметы, содержащие взрывоопасные горючие и легковоспламеняющиеся вещества.
Емкости узлов машин (двигатели, коробки передач и т.п.) должны быть освобождены от остатков горючих и смазочных веществ (пункт 6.2.7 ГОСТ 2787-75).
Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
При выездном обследовании площадки для сбора и временного размещения отходов металлолома установлено, что производится сбор и размещение железных бочек и другого металлолома, потерявшего свои потребительские свойства, которые не освобождены от остатков горюче-смазочных материалов, отсутствует разрешение на размещение площадки для сбора и хранения отходов, весового оборудования и журнала регистрации приемо-сдаточных актов, площадка не обустроена в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
В силу статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Законом "Об охране окружающей среды", Законом "Об отходах производства и потребления".
В силу статьи 1 Закона "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Законом "Об отходах производства и потребления".
В статье 1 Закона "Об отходах производства и потребления" указано, что обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2 статьи 18 Закона "Об отходах производства и потребления").
В силу пункта 3 статьи 18 указанного Закона юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
На основании пункта 2 статьи 19 Закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Из указанных правовых норм следует, что отсутствие у юридического лица, осуществляющего деятельность в области обращения с отходами, на момент проверки разработанных и согласованных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, неведение им учета отходов и непредставление отчетности в области обращения с отходами, свидетельствуют о несоблюдении юридическим лицом экологических требований при обращении с отходами.
Проверкой установлено отсутствие правоустанавливающих документов на обращение с ломом цветных и черных металлов на территории Ненецкого автономного округа.
Согласно статьей статьи 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Взимание платы с природопользователей за загрязнение окружающей природной среды предусмотрено статьей 23 Закона "Об отходах производства и потребления".
В нарушение указанных положений плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносилась.
По мнению управления Росприроднадзора, факты совершения правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 7.8, статьями 8.1, 8.2, 8.41 КоАП РФ, подтверждаются актом об отборе проб снега для лабораторного исследования от 04.05.2009 N 1, протоколом результатов КХА снега от 04.05.2009 N 1, актом проверки от 14.05.2009 N 16, протоколом от 11.06.2009 N 06.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ООО "Базис", пришел к выводу о том, что представленными доказательствами не подтверждается принадлежность обществу металлолома, находившегося на момент проверки на территории Нарьян-Марского лесозавода на площади водосбора в водоохранной зоне реки Печоры на удалении от уреза воды 82 м.
Из материалов дела следует, что между обществом с ограниченной ответственностью "Буровая компания "Евразия" (продавец) и ООО "Базис" (покупатель) заключен договор от 01.01.2009 N 1 ЛЧМ/НМ, согласно пункту 1.1 которого продавец продает, а покупатель покупает лом черных металлов категорий 2А, 3А20, 5А20, 3А(1, 2с), 5А (1, 2с), 17А, 20А, 9А, 12А.
В силу пункта 2.1 договора от 01.01.2009 N 1 ЛЧМ/НМ товар поставляется продавцом на условии "франко-склад" покупателя по адресу: город Нарьян-Мар, площадка на территории государственного унитарного предприятия "Нарьян-Марский лесозавод" (далее - ГУП НАО "Нарьян-Марский лесозавод").
В соответствии с пунктом 1.1 договора от 21.12.2008 N 15-пр, заключенного конкурсным управляющим ГУП НАО "Нарьян-Марский лесозавод" и обществом, во временное владение и пользование ООО "Базис" переданы помещения в здании бокса для стоянки автомобилей, расположенные по адресу: город Нарьян-Мар, улица Заводская, дом 2, для использования в производственных целях по основному виду экономической деятельности.
В свою очередь отсутствуют доказательства, что обществу передана в аренду площадка на территории ГУП НАО "Нарьян-Марский лесозавод" для размещения металлолома.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
На основании пункта 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Управлением Росприроднадзора в подтверждение принадлежности обществу металлолома, обнаруженного на открытой площадке ГУП НАО "Нарьян-Марский лесозавод", ссылается на требования-накладные (по форме N М-11) N 1, 2.
В соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" требование-накладная (форма N М-11) применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
В свою очередь при осуществлении операций по реализации лома и отходов черных металлов составляются первичные документы по формам, предусмотренным Альбомом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 (далее - Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций), Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 (далее - Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения).
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций предусматривает такой первичный учетный документ, как товарная накладная (форма N ТОРГ-12), которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации, составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
В пункте 10 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения указано, что прием лома и отходов черных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно приложению N 1. Приемосдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы черных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием). Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.
При таких обстоятельствах требования-накладные (по форме N М-11) не могут не подтверждать факты хозяйственных операций по поставке металлолома.
Металлолом получен по приемо-сдаточным актам N 2009/194/1-ЛЧМ и 2009/195/1-ЛЧМ только 10.06.2009, то есть после окончания проверки (14.05.2009).
Суд апелляционной инстанции критически относится к пояснительным запискам мастера ООО "Буровая компания "Евразия" Селькина М.Н. от 24.06.2009 и водителя Рудика А.М. от 23.06.2009, поскольку они получены вне рамок административного расследования.
Более того, в пояснительной записке Рудика А.М. не указано, чей металлолом выгружался на территории ГУП НАО "Нарьян-Марский лесозавод" и на какой площадке.
Таким образом, управлением не доказан факт принадлежности обнаруженного в ходе проверки металлолома обществу и размещение отходов в водоохранной зоне реки Печоры.
Кроме того, при рассмотрении административного дела допущены процессуальные нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В силу частей 1 и 2 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 28.7 КоАП РФ предусмотрено, что в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
В силу требований части 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.
В силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Из материалов дела следует, что общество не извещалось о времени и месте вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 14.05.2009. Представитель ООО "Базис" при вынесении определения не присутствовал, права и обязанности не разъяснялись.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 июля 2009 года по делу N А05-9034/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9034/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Базис"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4401/2009