г. Вологда |
|
22 октября 2009 г. |
Дело N А13-8181/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Пестеревой О.Ю.,
судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от закрытого акционерного общества коммерческого банка "Северный кредит" Мосикяна С.А. по доверенности от 26.08.2009, от Департамента городского хозяйства администрации города Вологды Замшевой И.Е. по доверенности от 10.02.2009 N 13-0-1/50-799,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды
на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 августа 2009 года
по делу N А13-8181/2009 (судья Селиванова Ю.В.),
УСТАНОВИЛ
закрытое акционерное общество коммерческий банк "Северный кредит" (далее - банк, ЗАО КБ "Северный кредит") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации города Вологды (далее - департамент) о признании недействительным предписания от 08.06.2009 N 13-13-7/80-209 об устранении нарушений требований законодательства о рекламе.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18.08.2009 по делу N А13-8181/2009 требования ЗАО КБ "Северный кредит" удовлетворены.
Департамент с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении требований банка отказать. В обоснование своей позиции ссылается на то, что конструкция, о демонтаже которой вынесено предписание, содержит рекламу, для ее размещения требуется получение разрешения на установку, которое у банка отсутствует, самовольно установленная рекламная конструкция подлежит демонтажу на основании предписания.
Банк в возражениях и его представитель в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, 23.12.2007 между ЗАО КБ "Северный кредит" (арендатор) и гражданкой Петровой Л.П. (арендодатель) заключен договор от 23.11.2008 на аренду нежилого одноэтажного здания общей площадью 476,6 кв.м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Герцена, дом 34, для использования под банковское помещение.
Подпунктом 3.4.6 пункта 3.3 раздела 2 договора от 23.11.2008 предусмотрена возможность устанавливать свои фирменные вывески и рекламные сообщения, таблички с наименованиями и указателями внутри здания (в том числе на внешней стороне двери здания). В указанном случае арендатор самостоятельно получает все необходимые разрешения, осуществляет оплату за получение разрешений.
Банк на фасаде над тремя окнами этого здания установил конструкцию в виде световых букв, имеющую надпись следующего содержания: "Северный кредит".
В ходе проверки поступления в бюджет города Вологды платежей от размещения средств наружной рекламы комиссией в составе должностных лиц Контрольно-счетной палаты города Вологды, департамента, Управления архитектуры и градостроительства Департамента градостроительства и землепользования администрации города Вологды проведен осмотр мест размещения рекламных конструкций, расположенных по улице Герцена - нечетная сторона от дома N 1 по дом N 41, четная сторона от дома N 14 по дом N 40.
По результатам осмотра составлен акт от 04.06.2009, в котором зафиксировано, что на фасаде здания по адресу: улица Герцена, дом 34 расположена рекламная конструкция в виде объемных букв "Северный кредит" без соответствующего разрешения.
Департамент вынес предписание от 08.06.2009 N 13-13-7/80-209, в котором указал, что банком нарушены требования части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе); предложил в срок до 06.06.2009 демонтировать самовольно установленную рекламную конструкцию, размещенную на фасаде здания, в срок до 09.07.2009 представить в департамент информацию об устранении нарушения.
Банк не согласился с предписанием от 08.06.2009 N 13-13-7/80-209 и обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования ЗАО КБ "Северный кредит", сделав вывод о том, что спорная конструкция является вывеской.
Апелляционная коллегия считает, что указанный вывод ошибочен в связи с неправильным применением норм материального права.
В силу статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Действие названного Закона не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (пункты 2, 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе).
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд проверяет законность обжалуемого ненормативного акта органа на дату его вынесения.
На дату принятия оспариваемого предписания действовали Правила размещения наружной рекламы и информации в городе Вологде, утвержденные решением Вологодской городской Думы от 22.12.2004 N 185 (далее - Правила размещения наружной рекламы), устанавливающие единый порядок и требования к проектированию, размещению и эксплуатации наружной рекламы и информации на территории города Вологды.
Соблюдение названных Правил обязательно для всех граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при размещении ими наружной рекламы и информации на территории города Вологды (пункт 1.3 Правил распространения наружной рекламы).
Согласно подпункту 4.3.9 пункта 4.3 Правил распространения наружной рекламы к рекламным конструкциям, размещаемым на зданиях и сооружениях, отнесены объемно-пространственные конструкции - рекламные конструкции, в которых для размещения информации используется как объем конструкции, так и ее поверхность (объемные буквы, световые короба и др.). Данные конструкции выполняются по индивидуальным проектам. Площадь информационного поля объемно-пространственных конструкций определяется расчетным путем. Объемно-пространственные конструкции подлежат регистрации и оплате в порядке, предусмотренном этими Правилами.
Пунктом 10.3 Правил распространения наружной рекламы предусмотрено, что в случае размещения и эксплуатации рекламной конструкции без выданного уполномоченным органом в сфере городского хозяйства в установленном порядке разрешения на установку рекламной конструкции, такие рекламные конструкции признаются самовольно (незаконно) установленными.
По мнению ЗАО КБ "Северный кредит", спорная конструкция является вывеской, а не рекламой, поэтому разрешение на ее установку не требуется.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию в вывеске.
Согласно подпункту 3.3.2 пункта 3.3 Правил распространения наружной рекламы вывеска должна содержать информацию, раскрывающую профиль организации (без использования перечня товаров или услуг), наименование, место нахождения (адрес) и режим работы. Допускается размещать на вывеске зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки и знаки обслуживания, а также декоративные элементы. Владелец вывески должен обладать правами на использование товарного знака или знака обслуживания.
Тексты, содержащиеся на вывесках, должны выполняться на русском языке (включая зарегистрированные товарные знаки, логотипы и знаки обслуживания). Допускается дублирование фирменного наименования юридического лица на иностранном языке.
На основании подпункта 3.3.3 пункта 3 Правил распространения наружной рекламы информация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанная в подпункте 3.3.2 названных Правил, не является рекламной и распространяется в соответствии с требованиями законодательства о защите прав потребителей, плата за размещение указанной информации не взимается.
В случае несоответствия информации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на вывесках требованиям законодательства о защите прав потребителей данная информация признается рекламной в соответствии с Законом о рекламе.
В силу подпункта 3.3.4 пункта 3.3 Правил распространения наружной рекламы вывеска размещается на видном месте на здании (строении) справа или слева у главного входа в здание (строение) или помещение, занимаемое юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Допускается размер вывески не более 0.60 м в длину и 0.40 м в высоту или 0.60 м в высоту и 0.40 м в длину, высота букв и цифр надписей - не более 0.10 м.
Оформление разрешения на установку вывески не требуется.
По настоящему делу на фасаде здания установлена конструкция в виде объемных световых букв, которая содержит информацию о части наименования банка (Северный кредит), адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования (кредиту), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Спорная конструкция не содержит информации о месте нахождении и режиме работы общества, ее размеры превышают размеры, установленные Правилами размещения наружной рекламы, следовательно, она не является вывеской. Кроме того, у входа в здание имеется вывеска, отвечающая требованиям статьи 9 Закона о защите прав потребителей, что подтверждено представителем банка в судебном заседании.
При таких обстоятельствах размещенная на фасаде здания конструкция в виде объемных световых букв с информацией о частичном наименовании юридического лица (Северный кредит) и объекте рекламирования (кредите) - это самовольно установленная рекламная конструкция.
Такой вывод согласуется с позицией Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, сформулированной в постановлении от 21.07.2009 по делу N А13-10982/2008.
Учитывая изложенные обстоятельства, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку апелляционная жалоба департамента удовлетворена, а в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, на основании части 3 статьи 110 АПК РФ за рассмотрение дела в апелляционная инстанции госпошлина подлежит взысканию с банка.
Руководствуясь статьями 102, 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 августа 2009 года по делу N А13-8181/2009 отменить.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества коммерческого банка "Северный кредит" о признании недействительным предписания Департамента городского хозяйства администрации города Вологды от 08.06.2009 N 13-13-7/80-209 об устранении нарушений требований законодательства о рекламе отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества коммерческого банка "Северный кредит" в федеральный бюджет госпошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела в апелляционной инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8181/2009
Истец: ЗАО КБ "Северный кредит" филиал в г.Вологде, ЗАО КБ "Северный кредит"
Ответчик: Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А13-8181/2009
08.12.2009 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12595/09
22.10.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5220/2009