г. Челябинск |
|
09 октября 2009 г. |
Дело N А47-3187/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и Администрации г. Оренбурга
на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.08.2009
по делу N А47-3187/2009 (судья Говырина Н.И.),
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Карабанова Галина Николаевна (далее по тексту - ИП Карабанова Г.Н., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области к Министерству природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области, Администрации г. Оренбурга (далее по тексту - Министерство, Администрация) с заявлением (с учетом уточнений):
о признании незаконными действий Администрации г. Оренбурга, выраженных в составлении заключения о невозможности предоставления земельных участков, расположенных на пересечении улиц Советской и ул. Попова (перед жилыми домами по ул. Советской N N 114-118) и на пересечении улиц Советской и ул. Степной (перед жилыми домами по ул. Советской NN 120-124) г. Оренбурга для строительства административных зданий;
обязании Администрации г. Оренбурга обеспечить выбор земельных участков расположенных на пересечении улиц советской и ул. Попова (перед жилыми домами по ул. Советской N N 114-118) и на пересечении улиц Советской и ул. Степной (перед жилыми домами по ул. Советской NN 120-124) г. Оренбурга, для строительства административных зданий посредством определения вариантов размещения объектов и проведения предусмотренных федеральными законами процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями;
о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области, выраженных в отказе предоставить земельные участки, расположенные на пересечении улиц Советской и ул. Попова (перед жилыми домами по ул. Советской N N 114-118) и на пересечении улиц советской и ул. Степной (перед жилыми домами по ул. Советской NN 120-124) г. Оренбурга для строительства административных зданий;
обязании Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области в двухнедельный срок с момента предоставления Администрацией г. Оренбурга актов выбора земельных участков принять решение о предварительном согласовании мест размещения строительства административных зданий на земельных участках, расположенных на пересечении улиц Советской и ул. Попова (перед жилыми домами по ул. Советской N N 114-118) и на пересечении ул. Советской и ул. Степной (перед жилыми домами по ул. Советской NN 120-124) г. Оренбурга, либо отказать в размещении объектов.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.08.2009 требования удовлетворены.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения с заявлением в арбитражный суд имело бездействие администрации, выразившееся в не рассмотрении заявления предпринимателя и обращения Министерством о выборе земельного участка, в силу чего отказ Министерства в предоставлении земельного участка дан без осуществления процедуры выбора, что не соответствует действующему законодательству (ст. 31 Земельного кодекса РФ).
Не согласившись с принятым решением, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что судом не учтено то обстоятельство, что Министерство своевременно направило в Администрацию г. Оренбурга материалы, приложенные Карабановой Г.Н. к заявлению, также своевременно ей предоставлялась информация о ходе рассмотрения ее заявления, то есть соблюден порядок, установленный Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Оренбургской области - г. Оренбурге, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 03.05.2007 N 166-п (далее Порядок). Решение об отказе в согласовании места размещения объекта (об утверждении акта выбора) может быть приято в простой письменной форме, так как до настоящего времени нет ни формы акта выбора, ни какого-либо порядка, установленного на уровне федеральных органов власти в отношении конкретного проведения мероприятий по выбору земельного участка, в том числе согласований с заинтересованными органами и организациями. Согласно заключению КГА строительство торгово-административного здания на земельном участке приведет к нарушению норм санитарно-защитных зон, установленных п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03, а также приведет к нарушению интересов жителей соседних жилых домов, поскольку проезды к домам будут перекрыты, также строительство зданий приведет к сносу деревьев. Статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит нормы обязывающей уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта на основании судебного акта.
Администрация г. Оренбурга также не согласившись с принятым решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Доводы жалобы Администрации г. Челябинска аналогичны доводам Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений по Оренбургской области.
Представитель Администрации г. Оренбурга в заседании суда апелляционной инстанции на доводах апелляционной жалобы настаивал, изложив их в тезисной форме.
Представитель Министерства и индивидуального предпринимателя Карабановой Г.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, и подтверждено материалами дела, 08.12.2008 Карабанова Г.Н. обратилась в Министерство природных ресурсов земельных и имущественных отношений Оренбургской области с заявлением об обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для последующего предоставления сроком на три года в порядке п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка площадью примерно 1000-1500 кв.м. на пересечении улиц Советской и ул. Попова (перед жилыми домами по ул. Советская 114-118 г. Оренбурга) для строительства двухэтажного с подвалом торгово-административного здания. К заявлению приложена схема размещения участка (л.д. 8, 9).
08.12.2008 Карабанова Г.Н. обратилась в Министерство природных ресурсов земельных и имущественных отношений Оренбургской области с заявлением об обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для последующего предоставления сроком на три года в порядке п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка площадью примерно 1000-1500 кв.м. на пересечении улиц Советской и ул. Степной (перед жилыми домами по ул. Советская 120-124 г. Оренбурга) для строительства двухэтажного с подвалом торгово-административного здания. К заявлению приложена схема размещения участка (л.д. 10, 11).
30.12.2008 Комитет по градостроительству и архитектуре (далее КГА) представил в адрес Министерства Заключение о функциональном назначении участка, из которого следует, что согласно утвержденному Генеральному плану г. Оренбурга данная территория входит в состав территории выборочной реконструкции в границах квартала. Земельные участки не могут быть предоставлены под строительство двухэтажных торгово-административных зданий с подвалами по следующим причинам: по участку проходят инженерные сети, имеющие охранные зоны, где размещение каких-либо объектов запрещено; согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", п. 7.1.12, отдельно стоящие торговые здания имеют санитарно-защитную зону от жилых домов не менее 50 метров, при размещении торгово-административных зданий эти нормы нарушаются; размещение объектов на данных участках нарушит интересы жителей индивидуальных жилых домов N 116, 118, 120 - при размещении зданий перекрываются проезды; строительство зданий повлечет за собой снос деревьев (л.д. 13, 14).
19.01.2009 Министерство письмом за N ЕС-27/15-307 направило ИП Карабановой Г.Н. копию заключения о функциональном назначении участка, подготовленного КГА, и сообщило о невозможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей (л.д. 13).
Полагая бездействие Администрации г. Оренбурга по не обеспечению выбора земельного участка и действия Министерства по отказу в предоставлении земельного участка незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права заинтересованного лица, может быть признан судом недействительным.
Для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого ненормативного акта закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из смысла названных норм следует, что для применения последствий, предусмотренных данными статьями, истцу следует доказать незаконность обжалуемого акта и нарушение его гражданских прав.
Согласно ст. ст. 28, 29 Земельного кодекса РФ решение о предоставлении земельного участка принимается на основании заявления, поданного в письменном виде в орган местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления земельных участков предусмотрен статьями 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 3 ст. 12 Закона Оренбургской области "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области" N 317 от 23.10.2002 г. (далее - Закон Оренбургской области N317) предусмотрено, что полномочия по распоряжению в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге незастроенными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых в соответствии с градостроительной документацией для размещения сезонных (сроком до шести месяцев) объектов (летние кафе, временные стоянки, передвижные товары); строительства и размещения индивидуальных одноквартирных жилых домов граждан; целей возведения пристроев к существующим индивидуальным одноквартирным жилым домам граждан; ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества дачного строительства, животноводства; целей организации мест гражданских и воинских захоронений осуществляет Министерство природных ресурсов.
Согласно п. 2.6.2 "Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге" утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 16.03.2009 N 69-п (далее Порядок предоставления земельных участков), на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, Министерство направляет представленные материалы, характеризующие испрашиваемый земельный участок, в уполномоченный орган местного самоуправления для проведения последним с участием КГА в соответствии с федеральным законодательством мероприятия по: выбору земельного участка, оформлению акта; подготовке и утверждению схемы размещения объекта; подготовке заключения о функциональном назначении и разрешенном использовании земельного участка, ограничениях в его использовании и застройке, благоустройстве территории в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилам землепользования и застройки (зонированием территорий), планами детальной планировки микрорайонов.
После поступления от уполномоченного органа местного самоуправления документов, подготовленных по итогам проведения мероприятий, указанных в п.п. 2.6.2 Порядка, Министерство согласно п. 2.6.3 информирует заявителя о невозможности предоставления земельного участка в следующих случаях: наличия отрицательного заключения КГА, в том числе о несоответствии испрашиваемого земельного участка нормам отвода земель для конкретных видов деятельности, правилам землепользования и застройки (зонированию территории), землеустроительной, градостроительной документации; невозможность предоставления земельного участка на испрашиваемом праве; отсутствие полномочий Министерства по распоряжению испрашиваемым земельным участком; несоответствии заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, изложенным в п.п. 2.1.6 настоящего Порядка.
Из материалов дела усматривается, что органом местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ и п. 2.6.2 "Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 03.05.2007 N 166-п составлено заключение о невозможности предоставления земельного участка под строительство, согласно которому строительство (размещение) торгово-административных зданий на испрашиваемом участке приведет к нарушению норм санитарно-защитных зон, установленных п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, нарушению интересов жителей соседних домов, поскольку проезды к домам будут перекрыты, кроме того, размещению объекта на спорном земельном участке препятствует наличие инженерных сетей, имеющих охранные зоны.
Таким образом, поскольку в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, отказ в формировании испрашиваемого земельного участка в соответствии с отрицательным градостроительным заключением администрации является правомерным.
В соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Учитывая вышеизложенное, право предпринимателя Карабановой Г.Н. не нарушено.
Пункт 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием, в том числе с принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
При этом законодательство о местном самоуправлении или земельное законодательство не предусматривают, в какой форме должно быть выражено решение об отказе в утверждении акта выбора земельного участка.
По заявлениям предпринимателя Министерством принято решение об отказе в утверждении актов выбора, выраженное в письме от 19.01.2009 N ЕС-27/15-307. Данный отказ является действием, правовым актом индивидуального характера, влияющим на права и обязанности предпринимателя.
Поскольку оснований для выводов о незаконном бездействии администрации и министерства не имеется (ч. 1 ст. 198, ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют также и основания для обязания к принятию решения об утверждении акта выбора земельного участка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленные индивидуальным предпринимателем требования удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, то в соответствии с ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит взысканию с индивидуального предпринимателя Карабановой Галины Николаевны в доход федерального бюджета в размере, установленном п. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, и составляет 50 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.04.2009 по делу N А47-1535/2009 отменить.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Карабановой Галины Николаевны отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Карабановой Галины Николаевны в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 50 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-3187/2009
Истец: Карабанова Галина Николаевна
Ответчик: Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области, Администрация города Оренбурга
Третье лицо: ООО "Медон"