г. Челябинск |
|
"13" октября 2009 г. |
Дело N А07-9290/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конкиным М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сандин"
на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.07.2009
по делу N А07-9290/2009 (судья Азаматов А.Д.),
при участии: от ООО "Сандин" - Сухочева А.В. (доверенность от 24.05.2009, удостоверение адвоката N 722 от 15.05.2003),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сандин" (далее - заявитель, общество, ООО "Сандин") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Министерства экономического развития Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, министерство) по согласованию для муниципального унитарного предприятия "Локомотив" городского округа город Кумертау предельного тарифа на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, на подачу-уборку вагонов, в размере 3,22 руб./т*км (без НДС).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: муниципальное унитарное предприятие "Локомотив" городского округа город Кумертау (далее - третье лицо, предприятие, МУП "Локомотив").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.07.2009 по настоящему делу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и нарушил нормы материального права.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы считает, что согласование для МУП "Локомотив" указанного тарифа на подачу - уборку вагонов под погрузочно-разгрузочные работы нарушает законные интересы ООО "Сандин" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявитель указывает на то, что установление тарифа должно было быть выражено в форме решения, а не в форме письма, которым фактически установлен тариф. Минэкономразвития РБ не проведена надлежащая оценка экономической обоснованности расходов МУП "Локомотив", при этом предприятие не представило документов, подтверждающих фактическое несение расходов указанных в расчете по подаче-уборке вагонов за 2006-2008.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило ее доводы, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Третье лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором также просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Министерства экономического развития Республики Башкортостан и МУП "Локомотив" городского округа г.Кумертау не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии не явившихся сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, при согласовании уровня тарифов на 2009 год министерством проведен анализ по составу планируемых затрат по подаче-уборке вагонов и при расчете тарифа затраты по подаче-уборке вагонов приняты на уровне фактических расходов за 2008 год, в размере 36 065 000 руб.
При расчете тарифа планируемая годовая прибыль принята в размере 36 06,5 тыс. руб., с учетом 10% рентабельности, объемы грузоперевозок, с учетом заявок на 2009 год - 12321 тыс.т*км. Таким образом, тариф на подачу - уборку вагонов составил: (36065+3606,5)/12321=3,22 руб./т*км по итогам работы за 2008 год МУП "Локомотив" от предоставления услуг по подаче - уборке вагонов получены доходы в размере 37 590 000 руб., расходы составили 36065000 руб., прибыль составила 1 525 000 руб., рентабельность 4,2%. В связи с тем, что затраты по подаче-уборке вагонов зависят от протяженности пути (которая колеблется от 3км до 21,5 км) и веса перевозимого груза, министерством рекомендовано тариф на подачу-уборку вагонов согласовывать в тонно-километрах.
Министерство направило в адрес МУП "Локомотив" Городского округа Город Кумертау письмо от 26.03.2009 N 17-633 в котором указало, что рассмотрев расчетные материалы, представленные МУП "Локомотив", считает возможным согласовать предельный тариф на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, с учетом корректировок в размере "подача-уборка вагонов, в размере 3,22 руб./т*км (без НДС)" (л.д. 7).
Согласование произведено на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 7.12.2005 N 270 "О мерах по совершенствованию регулирования цен в Республике Башкортостан", в соответствии с которым органом утверждающим предельно максимальные цены на транспортные услуги, оказываемых на подъездных железнодорожных путях, является Министерство экономического развития Республики Башкортостан.
ООО "Сандин" не согласилось с действиями министерства по согласованию предельного тарифа на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что указанные действия министерства соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы ООО "Сандин" в сфере экономической деятельности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Актом, имеющим большую юридическую силу в сфере государственного регулирования тарифов на транспортные услуги, является Указ Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
На основании этого Указа Правительство Российской Федерации вправе определять, с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названного нормативного акта постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" принят перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, в отношении которых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Постановлением N 270 от 07.12.2005 Правительства Республики Башкортостан "О мерах по совершенствованию регулирования цен (тарифов) в Республике Башкортостан (в ред. Постановлений Правительства РБ от 19.12.2006 N 363, от 25.05.2007 N 137) утверждены Временный порядок регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги в Республике Башкортостан и Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, работ и услуг, цены (тарифы) на которые регулируются органами исполнительной власти Республики Башкортостан.
Согласно указанного Временного порядка и пункта 13 Перечня, органом устанавливающим предельные тарифы в Республике Башкортостан на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта независимо от организационно - правовой формы, за исключением федерального железнодорожного транспорта Министерство экономического развития РБ.
Согласование предельного тарифа министерством произведено в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7.12.2005 N 270 "О мерах по совершенствованию регулирования цен в Республике Башкортостан". Максимальная цена на транспортные услуги сформирована исходя из анализа документов свидетельствующих о фактических затратах предприятия. Согласование министерством предельного тарифа, не влечет обязанности предприятия при заключении договора с покупателями устанавливать максимальную цену за транспортные услуги. В данном случае стороны руководствуются ст.ст. 421, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и могут избрать любую цену транспортных услуг не превышающую максимальную цену, установленную уполномоченным органом.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в материалы дела доказательства: расчетные материалы, экономически обоснованного тарифа, сведения предприятия, представленные Министерству, суд первой инстанции пришел в обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Судом первой инстанции установлено и не отрицается сторонами по делу, что при установлении спорного тарифа на подачу - уборку вагонов (3,22 руб./т*км) Министерство использовало данные, представляемые предприятием для проводимого мониторинга эффективности тарифного регулирования.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции установил, что спорные тарифы были определены Министерством по тарифам обоснованно и законно, на основании расчетов и документов, представленных МУП "Локомотив".
Кроме того, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что заложенный в тариф процент рентабельности позволяет обществу получать доход от оказания транспортных услуг.
Документов, свидетельствующих об обратном, материалы дела не содержат.
Министерство согласовало для МУП "Локомотив" Городского округа Город Кумертау письмом от 26.03.2009 N 17-633", предельный тариф на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, с учетом корректировок в размере "подача-уборка вагонов, в размере 3,22 руб./т*км (без НДС)", что свидетельствует, что данные тарифы утверждены для МУП "Локомотив", являющемуся третьим лицом по делу.
Между тем, как правильно отметил суд первой инстанции, заявителем по делу является ООО "Сандин", которым не представлено доказательств того, что действия министерства по согласованию для Муниципального унитарного предприятия "Локомотив" Городского округа Город Кумертау предельного тарифа на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, подачу-уборку вагонов, в размере 3,22 руб./т*км не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий министерства незаконными, является правомерным.
Оспариваемые действия соответствуют законодательству и не нарушают прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких условиях обоснованно суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.07.2009 по делу N А07-9290/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сандин" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9290/2009
Истец: ООО "Сандин"
Ответчик: Министерство экономического развития РБ
Третье лицо: МУП "Локомотив" городского округа г. Кумертау
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3754/10
18.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3754/10
21.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10362/09-С1
20.10.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7702/2009