г. Челябинск |
|
19 октября 2009 г. |
Дело N А76-4275/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Баканова В.В., Соколовой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакшаевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Архитектурно-проектного бюро "Гарант"
на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.08.2009
по делу N А76-4275/2009 (судья Забутырина Л.В.),
при участии:
от администрации Златоустовского городского округа - Быковской М.В. (доверенность от 30.12.2008 N 6628),
от главы Златоустовского городского округа Мигашкиной Д.П. - Быковской М.В. (доверенность от 30.12.2008 N 6627),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Архитектурно-проектное бюро "Гарант" (далее - общество, ООО АПБ "Гарант", заявитель, податель апелляционной жалобы) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к администрации Златоустовского городского круга (далее - администрация округа), главе Златоустовского городского округа (далее - глава округа), муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" (далее - МУ "КУИ ЗГО", комитет) с заявлением о признании недействительным распоряжения главы Златоустовского городского округа от 31.07.2008 N 1402-р об объединении земельных участков; признании недействительным распоряжения главы Златоустовского городского округа от 29.09.2008 N 1901-р о предоставлении муниципальному учреждению "Управление капитального строительства" (далее - МУ "УКС", учреждение) земельного участка площадью 23 925 кв. м (кадастровый номер 74:25:0000000:194) в безвозмездное срочное пользование; возложении обязанности на главу округа и МУ "КУИ ЗГО" провести торги по предоставлению земельных участков, объединенных согласно распоряжению главы ЗГО от 31.07.2008 N 1402-р; применении последствий недействительности ничтожного договора безвозмездного срочного пользования находящимся в государственной собственности земельным участком от 07.10.2008 N 22; возложении обязанности на МУ "УКС" возвратить полученные земельные участки (т. 1, л. д. 2-6).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУ "УКС".
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 09.07.2009 (т. 1, л. д. 128) выделено в отдельное производство требование ООО АПБ "Гарант" к МУ "КУИ ЗГО" о применении последствий недействительности ничтожного договора безвозмездного срочного пользования от 07.10.2008 N 22 и возложении на МУ "УКС" обязанности возвратить полученные земельные участки, делу присвоен номер А76-14359/2009.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 03.08.2009 производство по делу N А76-14359/2009 приостановлено до вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему делу.
Решением суда первой инстанции от 13.08.2009 (резолютивная часть от 07.08.2009) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивируя принятое решение, суд исходил из недоказанности заявителем нарушения оспариваемыми ненормативными актами органа местного самоуправления своих прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд указал, что юридическим лицам, указанным в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах не предусмотрено. Вопреки требованиям ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявителем в материалы дела не представлены доказательства наличия у него каких-либо прав на спорный земельный участок, заявитель не относится и к юридическим лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ.
ООО АПБ "Гарант" с решением суда первой инстанции не согласилось, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить полностью.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. К спорным правоотношениям суд необоснованно применил нормы ст. 11.8 ЗК РФ, не подлежащие применению, поскольку данные нормы закона на момент принятия оспариваемых распоряжений не действовали, и не применил норму п. 5 ст. 11.6 ЗК РФ, подлежащую применению в данном случае, которой установлен запрет на объединение земельных участков, предоставленных на праве срочного безвозмездного пользования в случае, если не все объединяемые земельные участки предоставлены на праве безвозмездного срочного пользования одному лицу. По утверждению подателя жалобы, оспариваемые распоряжения препятствуют реализации права заявителя на участие в процедуре предоставления земельных участков, тогда как ЗК РФ предусматривает необходимость учета интересов всех заинтересованных лиц: администрацией округа информация о предоставлении земельных участков не публиковалась, торги не проводились, требования ст. 30 ЗК РФ полностью проигнорированы. Кроме того, на момент вынесения оспариваемых распоряжений земельные участки, вошедшие в состав объединенного земельного участка, были сформированы, а на земельный участок площадью 20 866 кв. м имелось несколько заявок, в том числе заявки МУ "УКС" и ООО АПБ "Гарант".
Лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представитель администрации округа и главы округа в судебном заседании возражала на доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просила отказать. С правовым обоснованием судебного акта согласна.
ООО АПБ "Гарант", МУ "КУИ ЗГО" и МУ "УКС" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
С учетом мнения заинтересованных лиц - администрации округа и главы округа, в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие подателя жалобы, комитета и третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 05.09.2007 МУ "УКС" письмом исх. N 533-ТО обратилось к главе округа с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 23 000 кв. м, расположенного по адресу: пр. им. Ю.А. Гагарина, - на праве безвозмездного срочного пользования (т. 2, л. д. 92).
07 сентября 2007 г. на заседании комиссии по землеотводам была рассмотрена заявка МУ "УКС", в том числе на отвод земельного участка примерной площадью 23 000 кв. м для строительства детского парка на пр. им. Ю.А. Гагарина, в отношении которой принято решение провести работы по формированию земельного участка, после чего отвести его заявителю для строительства детского парка на пр. им. Ю.А. Гагарина (протокол от 07.09.2007 N 10; т. 1, л. д. 116).
Указанное выше решение комиссии по землеотводам опубликовано в газете "Златоустовский рабочий" от 01.12.2007 (т. 1, л. д. 13).
13 декабря 2007 г. ООО АПБ "Гарант" обратилось с заявлением исх. N 04 к главе округа о приобретении прав на отводимый по заявке МУ "УКС" земельный участок примерной площадью 23 000 кв. м, находящийся по адресу: г. Златоуст, пр. Гагарина, для строительства детского парка, со ссылкой на заявку и решение комиссии по землеотводам, опубликованные 01.12.2007 в газете "Златоустовский рабочий" с приложением копий устава, свидетельств о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет, протокола собрания учредителей, паспорта генерального директора (т. 1, л. д. 14).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2008 по делу N А76-4896/2008 отказано в удовлетворении заявленных ООО АПБ "Гарант" требований о признании незаконным решения администрации округа в лице комиссии по землеотводам от 27.12.2007 (п. 16.3 протокола от 27.12.2007 N 14) в части отказа обществу в отводе названного выше земельного участка, обязании администрации округа провести торги по продаже права аренды данного земельного участка, признании незаконным бездействия администрации округа, выразившегося в непроведении процедуры торгов на право приобретения данного земельного участка (т. 1, л. д. 73-78).
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2008 указанный судебный акт оставлен без изменения (т. 2, л.д. 81-83).
24 марта 2008 г. главой округа издано распоряжение N 467-р об утверждении установленных границ земельного участка площадью 20 866 кв. м, расположенного на землях населенных пунктов по адресному ориентиру: Челябинская область, г. Златоуст, пр. им. Ю.А. Гагарина, одновременно установлен разрешенный вид использования участка - для строительства детского парка (т. 1, л. д. 22).
02 июня 2008 г. земельный участок площадью 20866_25,02 кв. м поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 74:25:0000000:184 (далее - участок 184), что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 09.10.2008 N В25/08-4-4773 (т. 1, л. д. 106-107).
02 июня 2008 г. между МУ "УКС" (заказчик) и ООО "Инвестстройком" (подрядчик) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и по результатам проведенного аукциона от 22.05.2008 заключен муниципальный контракт N 46, в соответствии с условиями которого подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика подрядные работы по строительству детского парка по пр. им. Ю.А. Гагарина в г. Златоусте в течение 12 месяцев с момента заключения муниципального контракта (т. 2, л. д. 6-8).
18 июня 2008 г. главой округа издано распоряжение N 996-р о предоставлении МУ "УКС" в безвозмездное срочное пользование земельного участка для строительства детского парка сроком на 11 месяцев (т. 1, л. д. 97).
23 июня 2008 г. на основании указанного распоряжения между МУ "КУИ ЗГО" (ссудодателем) и МУ "УКС" (ссудополучатель) заключен договор N 17 безвозмездного срочного пользования земельным участком на срок 11 месяцев (т. 1, л. д. 98-100).
07 октября 2008 г. составлено соглашение о расторжении договора N 17 (т. 1, л. д. 101), земельный участок возвращен ссудополучателю (т. 1, л. д. 102).
31 июля 2008 г. главой округа издано распоряжение N 1402-р об объединении двадцати смежных земельных участка, расположенных на землях населенных пунктов в г. Златоусте по пр. им. Ю.А. Гагарина с кадастровыми номерами:
74:25:0000000:184 площадью 20 866 кв. м, разрешенный вид использования - строительство детского парка;
74:25:0305007:0041 площадью 507 кв. м, разрешенный вид использования - строительство аттракциона "Емеля";
74:25:0305007:0042 площадью 198 кв. м, разрешенный вид использования - строительство аттракциона "Вальс";
74:25:0305007:0037 площадью 151 кв. м, разрешенный вид использования - строительство аттракциона "Клоун";
74:25:0305007:0048 площадью 111 кв. м, разрешенный вид использования - строительство аттракциона "Детские городки";
74:25:0305007:0036 площадью 250 кв. м, разрешенный вид использования - строительство аттракциона "Орбита";
74:25:0305007:0045 площадью 121 кв. м, разрешенный вид использования - строительство аттракциона "Чайный сервиз";
74:25:0305007:0052 площадью 111 кв. м, разрешенный вид использования - строительство аттракциона "Бабочки";
74:25:0305007:0049 площадью 93 кв. м, разрешенный вид использования - строительство аттракциона "Зайчик";
74:25:0305007:0035 площадью 93 кв. м, разрешенный вид использования - строительство аттракциона "Сафари";
74:25:0305007:0050 площадью 198 кв. м, разрешенный вид использования - строительство аттракциона "Цепочная карусель";
74:25:0305007:0046 площадью 93 кв. м, разрешенный вид использования - строительство аттракциона "Железная дорога";
74:25:0305007:0044 площадью 324 кв. м, разрешенный вид использования - строительство аттракциона "Колесо обозрения";
74:25:0305007:0043 площадью 95 кв. м, разрешенный вид использования - строительство аттракциона "Батут";
74:25:03050070047 площадью 34 кв. м, разрешенный вид использования - строительство аттракциона "Путешествие на лошадках";
74:25:0305007:0040 площадью 377 кв. м, разрешенный вид использования - строительство автодрома;
74:25:0305007:0038 площадью 43 кв. м, разрешенный вид использования - строительство контактного зоопарка;
74:25:0305007:0051 площадью 121 кв. м, разрешенный вид использования - строительство кафе;
74:25:0000000:0155 площадью 77 кв. м, разрешенный вид использования - строительство конюшни;
74:25:0305007:0039 площадью 62 кв. м, разрешенный вид использования - строительство туалета.
Одновременно были утверждены установленные границы вновь сформированного участка общей площадью 23 925 кв. м, установлен разрешенный вид использования - строительство детского парка (т. 1, л. д. 95-96 т.1).
08 сентября 2008 г. сведения о земельном участке площадью 23 925 кв. м с разрешенным использованием - для строительства детского парка внесены в государственный кадастр недвижимости со ссылкой на предыдущие номера участков, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 09.10.2008 N В25/08-4-4769 (т. 1, л.д. 108-109). Данному земельному участку присвоен кадастровый номер 74:25:0000000:194.
29 сентября 2008 г. главой округа издано распоряжение N 1901-р о предоставлении МУ "УКС" в безвозмездное срочное пользование земельного участка с кадастровым номером 74:25:0000000:194 площадью 23 925 кв. м, расположенного на землях населенных пунктов по адресному ориентиру: Челябинская область, г. Златоуст, пр. им. Ю.А. Гагарина, для строительства детского парка сроком на 11 месяцев (т. 1, л. д. 94).
07 октября 2008 г. на основании указанного распоряжения между МУ "КУИ ЗГО" (ссудодателем) и МУ "УКС" (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком на срок 11 месяцев (т. 1, л. д. 103-104). 07.10.2008 земельный участок передан учреждению (т. 1, л. д.105).
Полагая, что распоряжения от 31.07.2008 N 1402-р об объединении земельных участков, от 29.09.2008 N 1901-р о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269, 271 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнения заинтересованных лиц, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В ч. 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ч. 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 317-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Доказательства того, что право государственной собственности в отношении спорного земельного участка разграничено, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем является правильным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае право распоряжения спорным земельным участком принадлежит администрации округа как органу местного самоуправления Златоустовского городского округа, в силу указанных выше положений закона.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 24 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки, в том числе из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.
Между тем, из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок, в состав которого вошел, в том числе земельный участок 184, с просьбой о предоставлении которого заявитель обращался к главе округа, предоставлен на праве безвозмездного срочного пользования МУ "УКС" для строительства детского парка.
При этом между МУ "УКС" (заказчик) и ООО "Инвестстройком" (подрядчик) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" заключен муниципальный контракт N 46, в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика подрядные работы по строительству детского парка по пр. им. Ю.А. Гагарина в г. Златоусте в течение 12 месяцев с момента заключения муниципального контракта. Согласно условиям данного контракта строительство объекта - детского парка осуществляется полностью за счет муниципального бюджета.
Отказывая в удовлетворении в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил также из недоказанности заявителем нарушения оспариваемыми ненормативными актами органа местного самоуправления своих прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данный вывод суда следует признать правильным.
Как следует из материалов дела и содержания апелляционной жалобы, заявитель считает оспариваемые распоряжения не соответствующими закону (в частности, ст. 30 ЗК РФ) и нарушающими его права и законные интересы, поскольку он был лишен права на равный доступ к спорному земельному участку для использования его в предпринимательских целях.
Пунктом 1 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанций приходит к выводу о том, что в отношении спорного земельного участка уполномоченным органом избрана форма землепользования в виде безвозмездного срочного пользования, в связи с чем проведение конкурса и информирование заинтересованных лиц не требуется.
Также суд первой инстанции отмечает, что согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Требуя понудить главу округа и МУ "КУИ ЗГО" провести торги по предоставлению земельных участков, объединенных согласно распоряжению главы ЗГО от 31.07.2008 N 1402-р, общество, по существу, просит суд в отсутствие соответствующей правовой регламентации принудительно реализовать правомочие в объеме абсолютного права, принадлежащего данным лица.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности условий для признания недействительным обжалованных ненормативных актов органа местного самоуправления, а именно: противоречие названных актов требованиям законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя, является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах по делу суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с правилами ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на её подателя.
В соответствии с п. п. 4 и 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской с ООО АПП "Гарант" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.08.2009 по делу N А76-4275/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Архитектурно-проектного бюро "Гарант" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Архитектурно-проектного бюро "Гарант" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.В.Пивоварова |
Судьи |
В.В.Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-4275/2009
Истец: ООО Архитектурно-проектное бюро "Гарант"
Ответчик: МУ "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа", Глава Златоустовского городского округа Мигашкин Д.П., Администрация Златоустовского городского округа
Кредитор: ИФНС РФ по г. Златоусту
Третье лицо: МУ "Управление капитального строительства"
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8636/2009