г. Томск |
Дело N 07АП-9206/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2009 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Бородулиной И.И., Кривошеиной С.В. при ведении протокола судебного заседания судьей Кривошеиной С.В.
при участии: Шадринцевой И.В., доверенность от 08.01.2009 г., Ермоленко Н.В., доверенность от 01.07.2009 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Восточная Инвестиционная Газовая Компания"
на решение Арбитражного суда Томской области от 29.09.2009 года
по делу N А67-4863/09 по заявлению Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к Закрытому акционерному обществу "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду
УСТАНОВИЛ:
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области обратилось с заявлением в Арбитражный суд Томской области о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 - 2006 г.г. в размере 232 992,91 руб. с ЗАО "Восточная инвестиционная газовая компания" (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
В ходе рассмотрения дела произведена замена стороны - Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области на Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Решением Арбитражного суда Томской области требования заявителя удовлетворены частично: взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год в размере 216 669,66 руб. в бюджеты разных уровней. В удовлетворении требований о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 16 323,25 руб. за 2005 год отказано, в связи с истечением срока исковой давности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворенных требований, Закрытое акционерное общество "Восточная инвестиционная Газовая Компания" (далее ЗАО "ВГИК") обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в обжалуемой части и, соответственно, расходов по госпошлине по следующим основаниям:
- неправильным истолкованием судом норм материального права: ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления", не связывающей возникновение обязанности по внесению платежей с наличием нормативов и лимитов на размещение отходов; ст.2, ст.16 ФЗ "Об отходах производства и потребления" содержащих требования о необходимости одновременного осуществления функции хранения и захоронения отходов, которые Обществом не осуществляются; - не применением судом норм материального права, подлежащих применению: ст. 12 ФЗ "Об отходах производства и потребления", устанавливающей особые требования к объектам размещения отходов, соблюдение которых судом не проверялось; ст.4 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 210 ГК РФ, согласно которым размещение отходов является обязанностью собственника, а не лица, оказывающего услуги по транспортировке отходов.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители апеллянта жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, представив отзыв с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с ч.1 ст.266, ч.3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело без участия не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 29.09.2009 г. не подлежащим отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Восточная инвестиционная газовая компания" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по г.Томску Томской области 28.12.2002г., состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Томскому району Томской области, ИНН 7017063682, КПП 701401001, внесено в ЕГРЮЛ за ОГРН 1027000921287, зарегистрировано по адресу: 634505, Томская обл.,Томский р-он, п. Молодежный, 145, находится по адресу: 634061, Томская область, г. Томск, пер. Нечевский, 20 "а". В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п.3 ст. 16 Закона порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002г. N 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающею среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.
Статьей 6 Закона РСФСР от 19.12.1991г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" Правительству Российской Федерации были предоставлены полномочия устанавливать порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Постановлением Правительством Российской Федерации от 28.08.1992г. N 632 утвержден Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, создано на основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.04.2009 г. N 309 и действует на основании Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.06.2009 г. N 581.
Федеральным законом от 24.11.2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) возложены функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.12.2008 г. N 1035 "О наделении полномочиями администратора доходов федерального бюджета Российской Федерации" и от 29.12.2008 г. N 1040 "О возложении на территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору полномочий главных администраторов доходов бюджетных субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" функции администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, функции контроля за правильностью исчисления и своевременности уплаты, возложены на территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Как следует из материалов дела, ЗАО "ВИГК" представило в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области сведения о загрязнении окружающей среды за 2006 год по установленным формам статистической отчетности: отчет по форме N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха за 2006 год"; отчет по форме N 6 "Сведения об образовании и использовании отходов производства и потребления за 2006 года также расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год.
Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области проведена проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду. В ходе проверки установлено, что плата рассчитана не за весь объем размещаемых Обществом отходов, указанных в формах государственной статистической отчетности, плательщику доначислена сумма недоимки, составившая перед бюджетами всех уровней за 2005-2006 г.г. 232 992,91 руб. Из них, за 2006 год размер недоимки установлен в сумме 216 669, 66 руб.
17.11.2008 г. ЗАО "ВИГК" было направлено требование от N 6/4033 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2005-2006 год, и предложено в добровольном порядке погасить задолженность. Требование Обществом не было исполнено в добровольном порядке, в связи с чем, Управление обратилось в суд.
Удовлетворяя требования заявителя в обжалуемой части, суд первой инстанции исходил из обязанности ЗАО "ВИГК" осуществить плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере, установленном Управлением. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Судом установлено, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 г. в размере 216 669,66 руб., в том числе 191 610,44 руб. - г. Кедровый, 25 059,22 руб. - Томский район, произведен Управлением в соответствии с нормативными актами, регулирующими данные правоотношения.
Так правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе размещение отходов производства и потребления. Ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" определены основные понятия: размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Исходя из того, что в процессе деятельности ЗАО "ВИГК" образуются отходы производства и потребления, а также в силу того, что на условиях аренды у ЗАО "ВИГК" находится объект размещения отходов - полигон ТБО, на котором Ответчиком производится размещение (захоронение) отходов производства и потребления, в том числе от сторонних организаций, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ЗАО "ВИГК" обязано в силу положений ст. 22, ст24 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 11, ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" устанавливать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
ЗАО "ВИГК" в соответствии с действующим природоохранным законодательством РФ установлены лимиты размещения отходов от 01.01.2005 г. N 2750, согласно которым ему в 2006 г. разрешено разместить (захоронить) на объекте размещения отходов в г. Кедровый - 7,0 т отхода: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный мусор) Фактически, за 2006 г. на объекте размещения отходов в г. Кедровый ЗАО "ВИГК" было размещено, согласно данным отчета по форме N 6 "Сведения об образовании и использовании отходов производства и потребления за 2006 год" по г. Кедровому, представленного в Управление, 66,464 тонны отходов.
Таким образом, Обществом в процессе осуществления указанной деятельности, были превышены установленные на 2006 г. лимиты размещения отхода: мусор от бытовых помещений организаций несортированный.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды размер платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов.
Следовательно, Управлением, правомерно было проведено доначисление платы за сверхлимитное размещение отхода: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, ввиду превышения установленных на 2006 г. лимитов размещения отходов, установленных исходя из площади (объема) объекта размещения отхода - свалка в г. Кедровый с учетом экологической обстановки данной территории.
Доводы апеллянта о необоснованности начисления платы за негативное воздействие отходов из жилищ, мусора от бытовых помещений организаций в силу того, что он не размещает отходы, судом апелляционной инстанции расцениваются, как не основанные на нормах права и не подтвержденные доказательствами.
Исходя из понятий и правил, закрепленных в ст. 1 п.1 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" п.1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 г. N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Соответственно, указанные платежи уплачивают субъекты хозяйственной и иной деятельности, которым определены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также выдано разрешение на размещение отходов.
Факт аренды ЗАО "ВИГК" в 2006 г. свалок, расположенных на территории г. Кедровый и Томского района, подтверждается Договором аренды имущества N 110-к от 30.09.2005г., Постановлением Муниципалитета Томского района от 05.08.2002г. N 149, Договором аренды имущества N 11-к от 02.10.2004г., Договором аренды имущества N 13-К от 21.09.2004г., письмом Администрации Томского района от 14.09.2009г. N 02-40/1946, письмом Администрации Томского района от 25.09.2009г. N 599, а также не оспаривается Обществом.
Согласно письму ЗАО "ВИГК" от 20.09.2007 г. N 08/07/639, подписанному главным инженером ЗАО "ВИГК", в п.Кисловка находится санкционированная свалка - эксплуатируемая ЗАО "ВИГК" .
Из заключения экспертной комиссии, представленного в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области, для получения заключения государственной экологической экспертизы по материалам: экологическое обоснование лицензии "Деятельность по обращению с опасными отходами ЗАО "ВИГК" (Томский район) от 16.01.2006 г. N 1430, основными направлениями деятельности ЗАО "ВИГК" Томского района является: управление и эксплуатация жилого фонда; управление и эксплуатация нежилого фонда; оказание коммунальных услуг населению и организациям: обеспечение питьевой водой, теплом, прием канализационных стоков на очистные сооружения, очистка сточных вод, сбор и вывоз отходов от населения, размещение отходов на санкционированной свалке в п. Кисловка.
Для осуществления хозяйственной деятельности в поселениях Кисловка, Кафтанчиково, Николаевка, Тахтамышево, Кандинка, Калтай, Октябрьский, Общество арендует у муниципального образования "Томский район" по договору от 02.10.2004 г. N 11-К основные средства: котельные, очистные сооружения, канализационные сети, скважины, автотранспортные средства, гараж, санкционированную свалку в п. Кисловка и другое имущество в соответствии с актом приема-передачи основных средств. Муниципалитет Томского района согласовал переоформление земельного участка под санкционированную свалку ЗАО "ВИГК" в п. Кисловка. Отходы от жилищного фонда в поселках собираются в тракторные тележки по графику и своевременно вывозятся на захоронение на свалку п. Кисловка.
Учитывая представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что, эксплуатируя свалки - объекты для размещения (захоронения) отходов, ЗАО "ВИГК" размещает на них отходы.
Доказательств размещения (захоронения, утилизации) отходов иными лицами, в судебное заседание не представлено.
Согласно расчетам, задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 г. составляет 216 669,66 руб., в том числе 191 610,44 руб. - г. Кедровый, 25 059,22 руб. - Томский район.
Расчет суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду судом, в соответствии с ч. 6 ст. 215 АПК РФ проверен и признан правильным Таким образом, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования заявителя о взыскании с ЗАО "ВИГК" платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 г. в сумме в размере 216 669,66 руб. с распределением указанной суммы между бюджетами разных уровней в соответствии с требованиями ст.62 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Взыскание государственной пошлины обоснованно судом первой инстанции произведено по правилам части 3 статьи 110 АПК РФ с ЗАО "ВИГК".
Доводы апелляционной жалобы по обстоятельствам дела, проверенные судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и сводятся лишь к иному, чем у суда, неверному толкованию норм действующего в проверяемый период законодательства и переоценке обстоятельств дела, в силу чего не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 156, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Томской области от 29.09.2009 года по делу N А67-4863/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4863/2009
Истец: Управление по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области
Ответчик: ЗАО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания"