г. Томск |
|
19 ноября 2009 г. |
N 07АП-8851/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Е.Г. Шатохиной судей: Н.В. Марченко, О.Б. Нагишевой
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Е.Г. Шатохиной при участии:
от истца: не явился (извещен) от ответчика: Портновой О.Н. по доверенности от 09.07.2009г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Лидер"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 сентября 2009 г.
по делу N А45-11105/2009 (судья С.Ф. Шевченко)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Татарскэнергогаз"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Лидер" о взыскании 1 308 841, 88 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Татарскэнергогаз" (далее по тексту - ООО "Татарскэнергогаз") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( далее по тексту- АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания - Лидер" (далее по тексту - ООО "УК-Лидер") о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за период февраль - март 2009 года в размере 1 153 702, 29 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 16 242, 93 рублей.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11 сентября 2009 г. с ООО "УК-Лидер" в пользу ООО "Татарскэнергогаз" взыскано 1 153 702, 29 рублей задолженности, 13 431, 66 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, 17 335, 66 рублей расходов по государственной пошлине. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "УК-Лидер" в апелляционной жалобе просит его отменить, прекратить производство по делу, взыскав с ООО "Татарскэнергогаз" сумму уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В обоснование ссылается на то, что решение суда от 11 сентября 2009 г. не законно, не обосновано в связи с неправильным применением норм материального права. Указывает, что в соответствии с пунктом 2.3.1. договора N 04 заказчик (ООО УК - Лидер") обязан оплачивать выработанную тепловую энергию по тарифам, утвержденным для соответствующих групп потребителей (по мере поступления денежных средств от населения, льгот из соответствующего бюджета) при соблюдении исполнителем параметров качества и объемов до 15 числа, следующего за отчетным месяцем. В данном случае согласно пункту 2.2.4. договора N 04 группой потребителей является население (граждане).
В соответствии с пунктом 15 правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановление Правительства РФ от 23.05.2006г. N 307, статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (Совет депутатов города Татарска Новосибирской области) в порядке, установленном федеральным законом. На основании Решения N 224 двадцать восьмой сессии Совета депутатов города Татарска Новосибирской области от 28.05.2009 г. "О внесении изменений в решение 24 сессии Совета депутатов города Татарска Новосибирской области от 28.11.2008г. "Об утверждении размера платы на жилищно-коммунальные услуги" утвержден уровень оплаты для населения по отоплению за 1 м. кв. ООО "Татарскэнергогаз" - 96,5% от тарифа утвержденного Департаментом по тарифам Новосибирской области в размере 25,48 руб. в месяц, по горячему водоснабжению за 1 куб.м. - 55.5% от тарифа утвержденного Департаментом по тарифам Новосибирской области в размере 41,89 руб. в месяц. На основании вышеизложенного ответчик и производит начисление населению за коммунальные услуги: отопление и горячее водоснабжение и перечисляет полученные за указанные услуги денежные средства истцу, что подтверждается отчетами "Сплошная оборотная ведомость по льготам", "Оборотная ведомость по лицевым счетам", "Информация по отапливаемой площади" и расчетом начислений за февраль, март 2009 г.
По словам апеллянта, в данных отношениях субъектами являются население, управляющая организация и орган местного самоуправления". В данном случае решением Совета Депутатов г. Татарска Новосибирской области утвержден размер платы на жилищно-коммунальные услуги для населения по поставщикам услуг, т.е. для поставщика услуг ООО "Татарскэнергогаз", а не для ООО "УК - Лидер" как поставщика, что подтверждается письмом N 01-12/1234 от 17.08.2009г. администрации города Татарска.
Представитель апеллянта поддержала доводы апелляционной жалобы по основаниям, указанным в ней, просила суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.09.2009 г., отказав в удовлетворении исковых требований ООО "Татарскэнергогаз".
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу истец возражает против изложенных в жалобе требований ответчика, находит, что оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции нет, поскольку оно соответствует нормам действующего законодательства. По утверждениям истца, ответчик обязан оплачивать ООО "Татарскэнергогаз" приобретенную тепловую энергию для нужд населения на отопление и горячее водоснабжение по цене 972,8 руб. без учета НДС за 1 Гкал., согласно действующему законодательству и условиям договора N 04 от 01.02.2009г. на обеспечение получателей (потребителей) г. Татарска НСО услугами по выработке тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения. Относительно "выпадающих доходов" организациям, оказывающим населению жилищно-коммунальные услуги указывает, что ООО "Татарскэнергогаз" не оказывает подобных услуг населению, т.к. не является исполнителем коммунальных услуг, а имеет статус ресурсоснабжающей организации (продавец тепловой энергии) в соответствии с действующим законодательством РФ и учредительными документами. Следовательно, в данных отношениях субъектами являются только управляющая организация (кто оказывает коммунальные услуги) - ООО "Управляющая компания - Лидер" и орган местного самоуправления. Тем более, что с администрацией г. Татарска Новосибирской области у ООО "Татарскэнергогаз" отсутствуют какие-либо договорные отношения относительно возмещения этих "выпадающих доходов".
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явился. Направил письменное извещение о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании на основании статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 19.11.2009г. до 09 часов 30 минут.
После перерыва судебное заседание возобновлено. От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом и в срок извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя апеллянта, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.09.2009г. подлежащим отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.02.2009г. между ООО "УК-Лидер" (заказчик) и ООО "Татарскэнергогаз" (исполнитель) заключен договор N 04 на обеспечение получателей (потребителей) г. Татарска услугами по выработке и транспортированию тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения, по условиям которого исполнитель обязался отпускать тепловую энергию в количестве, предусмотренном договором для нужд отопления и горячего водоснабжения, а заказчик оплачивать выработанную тепловую энергию по тарифам, утвержденным для соответствующих групп потребителей, (пункты 2.1.1, 2.3.1).
Согласно Приложению N 1 к договору N 04, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора, исполнитель отпускает в месяц 4 062, 6639 Гкал. на отопление и 1 150, 481 Гкал. на горячее водоснабжение.
В соответствии с пунктом 3.3 и пунктом 3.4 договора N 04 заказчик оплачивает тепловую энергию в части средств, поступивших от получателей (потребителей) услуг путем ежедневного перечисления денежных средств, в процентном отношении от общего объема начисленных платежей и соответствующих бюджетов, окончательное перечисление средств Исполнителю Заказчик производит согласно Актам приемки выполненных работ, актам сверки по платежам, полученным от всех получателей (потребителей) услуг но мере их поступления па расчетный счет Заказчика.
Согласно подпункту 2.3.1 договора заказчик обязуется оплатить выработанную тепловую энергию до 15 числа, следующего за отчетным месяцем.
Как указывает в исковом заявлении ООО Татарскэнергогаз", общество добросовестно выполнило взятые на себя обязательства и поставило ответчику тепловую энергию, однако ответчиком не в полном объеме произведена оплата за поставленную тепловую энергию, в результате чего образовалась задолженность по оплате принятой тепловой энергии, Поскольку в адрес ответчика за спорный период с февраля по март 2009 года за отпущенную тепловую энергию истцом было выставлено счетов (счет-фактуры N 224 от 28.02.2009г., N 632 от 31.03.2009г.) на общую сумму 11 968 380, 02 рублей (с учетом НДС), с учетом льгот сумма составила 10 678 583, 79 рублей, данную сумму и оплатил ответчик.
Направленная истцом 14.05.2009г. претензия (исх. N 146) ответчиком оставлена без ответа и удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании с ответчика задолженности в сумме 1 153 702, 29 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 16 242, 93 рублей (с учетом уточнения).
Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, апелляционный суд приходит к следующему.
В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе и из договоров.
Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Договор по оказанию услуг по теплоснабжению относится к категории возмездных договоров (статья 423 ГК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 575 ГК РФ дарение между коммерческими организациями не допускается.
Частью 1 статьи 539 ГК РФ, статьей 544 ГК РФ, условиями спорного договора предусмотрена обязанность ООО "УК - Лидер" по оплате тепловой энергии.
Предъявив указанное требование о взыскании с ответчика задолженности в сумме, указанной в иске, истец, в силу требований статьи 65 АПК РФ, должен представить доказательства, подтверждающие основания возникновения указанной задолженности, а также расчет суммы долга с представлением доказательств, обосновывающих указанный расчет.
Однако, апелляционный суд, анализируя правовые позиции участников процесса, приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств в подтверждение вышеназванных обстоятельств, в силу чего, заявленные истцом исковые требования, с учетом избранного истцом способа защиты, удовлетворению не подлежат.
К данному выводу апелляционный суд приходит исходя из следующего.
Спор в рассматриваемой части касается исключительно тепловой энергии, поставляемой в жилые дома и используемой, для бытовых нужд населения. Как следует из материалов дела, ответчик произвел оплату всего объема поставленной истцом в спорный период 2009 года тепловой энергии по тарифу для группы потребителей "население".
Данный факт истцом не оспаривается и документально не опровергается.
Суть разногласий сторон спора по долгу за февраль, март 2009 года сводится к разному подходу в определении цены сделки на этот период.
Ответчик полагает, что начисление истцом задолженности неправомерно, поскольку истец применял тарифы, установленные Департаментом по тарифам Новосибирской области, без учета установленного уровня оплаты за коммунальные услуги для населения, согласно Решению N 224 двадцать восьмой сессии Совета депутатов города Татарска Новосибирской области от 28.05.2009г.
Апелляционный суд считает обоснованными возражения ответчика в этой части.
Так, ответчик заключил с истцом как с энергоснабжающей организацией договор купли-продажи тепловой энергии с целью обеспечения конечного потребителя - населения, проживающего в городе Татарске Новосибирской области, коммунальными услугами (в том числе, горячим водоснабжением и отоплением).
При этом и истец, и ответчик являются коммерческими организациями, что согласно статье 50 ГК РФ означает, что основной целью их деятельности является извлечение прибыли.
В настоящее время государством устанавливаются тарифы на тепловую энергию, и регулируется ценообразование в сфере предоставления коммунальных услуг.
Тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в силу прямого указания Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (статьи 1, 6).
В силу же части 4 статьи 154 и части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, включающей в себя плату за горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение), в городе Татарске рассчитывается по тарифам, установленным органами местного самоуправления.
Законом установлено, что при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу тепловой энергии, учета экономически обоснованных затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии, обеспечения коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие (статья 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации").
В свою очередь, согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса подразумевает установление таких тарифов на товары и услуги этой организации, чтобы их размер, обеспечивал поступление денежных средств в объеме, необходимом для выполнения производственной программы коммунальной организации, с учетом обеспечения доступности услуг для потребителей.
Следовательно, органы власти субъекта Федерации должны обеспечить согласованность теплоснабжения управляющих организаций и условий предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, в части, касающейся соотносимости цен на теплоэнергию и коммунальные услуги.
С 09.06.2006 года данный подход, ранее вытекающих из системного толкования приведенных выше норм права, получил прямое закрепление в пункте 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. N 307. Данным пунктом установлено, что в случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение такой организацией горячей воды и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
На обоснованность применения приведенного подхода указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 02.09.2008г. N10653/08.
Советом депутатов города Татарска Новосибирской области в порядке, установленном федеральным законом (решение N 224 двадцать восьмой сессии Совета депутатов города Татарска Новосибирской области от 28.05.2009г. "О внесении изменений в решение 24 сессии Совета депутатов города Татарска Новосибирской области от 28.11.2008г. "Об утверждении размера платы на жилищно-коммунальные услуги") утвержден уровень оплаты для населения по отоплению за 1 м.кв. ООО "Татарскэнергогаз" - 96,5% от тарифа утвержденного Департаментом по тарифам Новосибирской области в размере 25,48 руб. в месяц, по горячему водоснабжению за 1 куб.м. - 55.5% от тарифа утвержденного Департаментом по тарифам Новосибирской области в размере 41,89 руб. в месяц.
Указанные решения в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки населения дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств регионального бюджета вытекает из статей 72 Конституции Российской Федерации, относящий вопросы социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации, и статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливающей, что в результате принятия по предметам совместного ведения правовых актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации.
Тарифное регулирование в области теплоснабжения и оказания коммунальных услуг заключается в том, что управляющие и теплоснабжающие организации рассчитываются по тарифной группе "население", а разница между стоимостью энергии по тарифу "управляющие организации" и стоимостью по тарифу "население" возмещается из регионального бюджета теплоснабжающим организациям путем перечисления им субсидий.
Поскольку ответчик оплатил поставленную истцом в феврале, марте 2009 году энергию по надлежащему тарифу, определяемому решением N 224 двадцать восьмой сессии Совета депутатов города Татарска Новосибирской области от 28.05.2009г. "О внесении изменений в решение 24 сессии Совета депутатов города Татарска Новосибирской области от 28.11.2008г. "Об утверждении размера платы на жилищно-коммунальные услуги", оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с этого ответчика 1 153 702 руб.29 коп. и 13 431 66 коп.- процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется.
Истребуемая за февраль и март 2009 год задолженность является не долгом ответчика по договору, а убытками истца, которые подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (при доказанности их размера).
Статья 4 АПК РФ одной из основных задач судопроизводства в арбитражных судах называет защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В данном случае истец защищен от негативных последствий тарифного регулирования нормативно сформированным г. Татарск механизмом возмещения его убытков в виде субсидирования, тогда как ответчику правовые акты Татарск права на получение субсидий не предоставляют, при этом реальным для ответчика источником получения денежных средств для расчетов с истцом являются платежи населения за коммунальные услуги, соотносимые с тарифом на энергию для группы потребителей "население".
Требования истца касающейся взысканию задолженности за февраль, март 2009 года и, соответственно, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга в этой части, следует оставить без удовлетворения.
Таким образом, проверив доводы жалобы, Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение суда вследствие неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, несоответствия выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах, исходя из избранного истцом способа защиты о взыскании с ответчика задолженности, при отсутствии доказательств, подтверждающих факт наличия задолженности и ее размер, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
При этом, апелляционный суд отмечает, что истец имеет право в случае представления надлежащих в смысле статей 67, 68 АПК РФ, доказательств, подтверждающих задолженность ответчика перед ним, с применением тарифа для оплаты теплоснабжения для населения, обратиться с самостоятельными исковыми требованиями в суд о взыскании задолженности.
В соответствии со статьями 110, 112 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на истца.
Заявителем при подаче апелляционной жалобы была оплачена государственная пошлина в сумме 1 000 рублей, в связи с чем, расходы по государственной пошлине, понесенные заявителем жалобы, подлежат взысканию в его пользу с истца.
Руководствуясь статьями 156, 258, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270 и статьей 271 АПК РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Лидер" удовлетворить, решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 сентября 2009 г. по делу N А45-11105/2009 - отменить, приняв по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью "Татарскэнергогаз" к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-Лидер" о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами - отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Татарскэнергогаз" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Лидер" расходы по апелляционной жалобе в сумме 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Шатохина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-11105/2009
Истец: ООО "Татарскэнергогаз"
Ответчик: ООО "Управляющая компания-Лидер"
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3539/10
16.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3539/10
18.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А45-11105/2009
20.11.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8851/09