г. Пермь |
Дело N А50-19436/2009 |
16 ноября 2009 г. |
N 17АП-10459/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е. Ю.
судей Риб Л.Х., Мещеряковой Т.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.
при участии:
от заявителя - МУП "Предприятие по благоустройству, озеленению и механизации": не явились; от заинтересованных лиц - ИФНС России по г. Добрянке Пермского края: Никитина Е.М., удостоверение N 347918, доверенность от 12.01.2009;
от Администрации муниципального образования "Добрянский муниципальный район": Ворожцов А.Н., удостоверение N 119, доверенность от 07.07.2009; Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - МУП "Предприятие по благоустройству, озеленению и механизации": не явились на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 сентября 2009 года по делу N А50-19436/2009,
принятое судьей Тюриковой Г.А.
по заявлению МУП "Предприятие по благоустройству, озеленению и механизации" к ИФНС России по г. Добрянке Пермского края, Администрации муниципального образования "Добрянский муниципальный район"
о признании недействительным решения и обязании восстановить запись в Едином государственном реестре юридических лиц, установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Предприятие по благоустройству, озеленению и ликвидации" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Добрянке Пермского края о прекращении деятельности юридического лица (Муниципального учреждения "Администрация Сенькинского сельсовета") от 11.12.2008 и обязании восстановить запись в Едином государственном реестре юридических лиц о Муниципальном учреждении "Администрация Сенькинского сельсовета".
Определением суда от 29.07.2009 к участию в деле привлечено третье лицо Администрация муниципального образования "Добрянский муниципальный район" (ст. ст. 51, 200 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на применение закона, не подлежащего применению, неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы предприятие указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о пропуске срока на обжалование оспариваемого решения (ч. 4 ст. 198 АПК РФ), поскольку в соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) исключение юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами в течение года со дня, когда стало известно о нарушении прав. Поскольку о прекращении деятельности учреждения предприятие узнало 25.03.2009, срок на обжалование решения о прекращении деятельности, по мнению заявителя, не пропущен. Кроме того, предприятие ссылается на то, что суд не исследовал и не оценил доказательства, подтверждающие включение спорной задолженности в промежуточный ликвидационный баланс.
Регистрирующий орган и Администрация представили отзывы на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считают законным, оснований для его отмены не усматривают, ссылаясь на законность оспариваемого решения, а так же пропуск срока давности для его обжалования.
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании поддержали доводы отзывов, просят решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в судебном заседании, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 25.10.2005 Главой г. Добрянки Пермской области принято постановление N 1480, с учетом постановления Администрации Добрянского муниципального района Пермского края от 29.05.2006 N 339, о ликвидации учреждения, создании ликвидационной комиссии, назначении председателя ликвидационной комиссии (л.д. 61,62).
Публикация о ликвидации учреждения размещена в журнале "Вестник государственной регистрации" от 05.03.2008 N 9 (162) с указанием на то, что требования кредиторов юридического лица могут быть предъявлены в течение двух месяцев с момента публикации по адресу: Пермский край, г. Добрянка, ул. Советская, д. 14, оф. 306 (л.д.64).
Регистрирующий орган уведомлен о принятии решения о ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии, о чем свидетельствует уведомление по форме Р15001 (л.д.54).
Инспекция ФНС России по г. Добрянке Пермского края внесла в Единый государственный реестр юридических лиц запись о принятии решения о ликвидации юридического лица.
29.02.2008 учреждением составлен промежуточный ликвидационный баланс (утвержден 03.03.2008) и представлен в налоговый орган, о чем 14.05.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
01.11.2008 составлен и утвержден ликвидационный баланс учреждения. 04.12.2008 в налоговый орган учреждением подано заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица с приложением ликвидационного баланса, документа об уплате государственной пошлины, справки Управления Пенсионного фонда РФ в г. Добрянке Пермского края.
11.12.2008 заинтересованным лицом принято решение N 617 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица (Муниципального учреждения "Администрация Сенькинского сельсовета") в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись. Заявитель, полагая, что указанное решение регистрирующего органа является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем пропущен установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалование указанного решения.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке ст.71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и заявителем не опровергнуто, что о принятии оспариваемого решения заявителю стало известно не позднее 22.04.2009, поскольку указанной датой предприятием составлено исковое заявление о привлечении к субсидиарной ответственности Муниципального образования "Добрянский муниципальный район", в котором заявитель указывает на завершение ликвидации учреждения и внесение 25.11.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица. Кроме того, в ответе на письмо заявителя от 05.12.2008 председатель ликвидационной комиссии сообщал, что ликвидация завершена. Таким образом, поскольку заявитель обратился в суд 24.07.2009, трехмесячный срок, установленный в п. 4 ст. 198 АПК РФ, им пропущен, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Ссылки заявителя на положения п. 8 ст. 22 Закона о государственной регистрации в обоснование доводов о соблюдении установленного срока на обжалование оспариваемого решения являются необоснованными и подлежат отклонению в связи со следующим.
Статьей 22 Закона о государственной регистрации установлен порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц Пунктом 8 указанной статьи установлено, что исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
При этом согласно п.1 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации под недействующим юридическим лицом понимается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических не осуществлялось, положения п.8 ст. 22 закона о государственной регистрации на рассматриваемые правоотношения (ликвидация юридического лица по решению его учредителей в порядке, предусмотренном п.2 ст.61 ГК РФ) не распространяются, в связи с чем суд первой инстанции правомерно указал на пропуск заявителем установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока давности для оспаривания решения, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы о том, что судом не оценены и не исследованы доказательства наличия задолженности учреждения судом апелляционной инстанции в связи с вышеизложенным так же отклоняются, как необоснованные.
Между тем, апелляционный суд отмечает, что ненормативный акт может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
В соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Основания для ликвидации юридического лица приведены в п. 2 ст. 61 ГК РФ, предусматривающего, в том числе, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Аналогичные положения содержатся в п. 6 ст. 22 Закона о государственной регистрации.
В соответствии со ст. 1 Закона о государственной регистрации настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен ст. 20-22 указанного Федерального закона.
Статьей 21 Закона о государственной регистрации предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу ч. 4 ст. 9 этого же Закона является исчерпывающим.
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Из материалов дела усматривается, что при ликвидации учреждения в регистрирующий орган представлены все необходимые документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации, в связи с чем оснований для отказа в регистрации ликвидации учреждения у регистрирующего органа, по мнению суда апелляционной инстанции, не имелось.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что документов подтверждающих наличие у учреждения задолженности перед заявителем в материалах дела не имеется, суду в нарушение ст. 65 АПК РФ заявителем не представлено.
Представленный заявителем акт сверки (л.д. 25) не свидетельствует о наличии задолженности, поскольку заявителем не представлены первичные документы, подтверждающие возникновение обязательств.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Обстоятельства, связанные с рассмотрением вопроса о пропуске срока на обращение в суд, при отсутствии ходатайства о восстановлении пропущенного срока и доказательств, свидетельствующих о наличии причин, позволяющих восстановить срок для подачи заявления судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, иные обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не подлежат рассмотрению по существу, при условии пропуска процессуального срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя, которому при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 сентября 2009 года по делу N А50-19436/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУП "Предприятие по благоустройству, озеленению и механизации" - без удовлетворения.
Взыскать с МУП "Предприятие по благоустройству, озеленению и механизации" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Е.Ю. Ясикова |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-19436/2009
Истец: МУП "Предприятие по благоустройству, озеленению и механизации"
Ответчик: ИФНС России по г. Добрянке Пермского края
Третье лицо: Администрация Добрянского муниципального района Пермского края
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10459/09