г. Пермь |
|
26 ноября 2009 г. |
Дело N А60-23758/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л. Паньковой,
судей Т.Л. Зелениной, Ю.В. Скромовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш": не явились,
от заинтересованного лица - Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом (далее - ЕКУГИ): не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, ЕКУГИ,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 сентября 2009 года, по делу N А60-23758/2009, принятое судьей Г.В. Морозовой
по заявлению ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш" к ЕКУГИ о признании незаконным решения об отказе в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества,
УСТАНОВИЛ:
ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к ЕКУГИ о признании решения об отказе в реализации преимущественного права на приобретение объекта муниципальной собственности по адресу: г. Екатеринбург, ул. М. - Сибиряка, 25 от 17.04.2009 N 02.12.-24-4318, подписанного заместителем председателя ЕКУГИ Аршакян В.Г., незаконным.
Решением суда от 24.09.2009 заявленные ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш" требования удовлетворены. Признано незаконным решение ЕКУГИ N 02.12-24-4318 от 17.04.2009 "Об отказе в приватизации арендованного помещения: г. Екатеринбург, ул. Мамина - Сибиряка, 25". На ЕКУГИ возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш". С ЕКУГИ в пользу ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш" взыскано судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. (л.д. 59-65). ЕКУГИ с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить и в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного акта. В обоснование жалобы заявитель указывает на правомерность своего отказа в приватизации имущества, поскольку общество не соответствует условиям, установленным п. 2 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ). Заявителем ненадлежащим образом перечислялась арендная плата, что не соответствует положениям ст.ст. 309, 310 ГК РФ. Отсутствие претензий и исков при исполнении обществом договора аренды не свидетельствует о том, что оно надлежащим образом исполняло договорные обязательства. Начисленные ЕКУГИ пени за просрочку платежей в 2005 году обществом не оплачены. Кроме того, ЕКУГИ указывает на необоснованное взыскание с него расходов по уплате госпошлины.
Заявитель апелляционной жалобы явку своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечил.
ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш" явку своего представителя в судебное заседание не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. Законность и обоснованность оспариваемого решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ЕКУГИ (арендодатель) и ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш" (арендатор) 01.10.2004 заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда города Екатеринбурга N 27500172, согласно которому в аренду передан объект муниципального нежилого фонда (встроенное помещение), общей площадью 157, 5 кв.м, из них подвал 157, 5 кв.м, кроме места общего пользования, для использования под физкультурно - оздоровительный комплекс, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина - Сибиряка, 25 литер А, помещения подвала под номерами 2-6, 9, 13-15, 19-22, отдельный вход (л.д. 12-15). Срок аренды установлен с 01.10.2004 по 31.12.2006 (п. 1.2 договора).
01.10.2004 сторонами договора подписан акт приема - передачи нежилого помещения (л.д. 16). Дополнительным соглашением к договору аренды от 07.11.2006 (л.д. 20) стороны договора внесли изменения в условия договора в части срока его действия, установив срок действия договора до 31.12.2011.
ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш", полагая, что у него в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ возникло преимущественное право на приобретение арендуемого нежилого помещения в собственность, 11.02.2009 обратилось в ЕКУГИ с заявлением о выкупе объекта недвижимости (л.д. 11).
ЕКУГИ письмом от 17.04.2009 N 02.12-24-4318 (л.д. 25) отказал ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш" в выкупе арендуемого имущества в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по внесению арендной платы за пользование имуществом в период 01.01.2006 по 31.12.2008. Полагая, что действия ЕКУГИ по отказу в выкупе арендованного имущества являются незаконными, ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (вступила в силу с 01.01.2009) субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, действовавшей в предыдущей редакции, установлены следующие требования, которым должен соответствовать заявитель: арендуемое имущество находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в п. 1 настоящей статьи; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Основанием для отказа заявителю в выкупе арендуемого помещения ЕКУГИ указано на просрочку уплаты арендных платежей за период аренды с 01.01.2006 по 31.12.2008 со ссылкой на подп. 3.2.5, п. 4.3 договора. Те обстоятельства, что ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш" подпадает под критерии субъекта малого и среднего предпринимательства, имущество находится в пользовании арендатора по договору аренды более трех лет, соответствие площади арендуемого помещения и невключение данного имущества в утвержденный перечень, ЕКУГИ не оспариваются.
С учетом того, что в Федеральном законе от 22.07.2008 N 159-ФЗ не установлено однозначных критериев оценки такого условия как "перечисление арендной платы надлежащим образом", при решении вопроса о наличии у арендатора преимущественного права на выкуп арендуемого имущества необходимо давать оценку несвоевременности перечисления арендной платы.
В целях применения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ критериями для решения вопроса о том, перечислялась ли арендная плата надлежащим образом, являются, в том числе, отсутствие у арендатора задолженности по арендной плате и пени на день принятия решения о приватизации имущества либо обращения хозяйствующего субъекта за выкупом имущества, малозначительный характер допущенных нарушений, а также отсутствие в течение всего срока аренды факта взыскания арендных платежей и пени в принудительном порядке.
Согласно п. 4.3 договора арендатор обязан перечислять арендную плату авансом до десятого числа текущего месяца (платежного периода) на расчетный счет арендодателя. Обязательство арендатора по внесению арендных платежей считается исполненным в момент поступления денежных средств на счет арендодателя.
В соответствии с п. 5.2 договора в случае нарушения, в том числе п. 4.3 договора, арендатор выплачивает арендодателю пени в размере одного процента от суммы арендной платы за каждый день просрочки установленного платежного периода.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, доказательств ненадлежащего исполнения арендатором обязанности по внесению арендных платежей заинтересованным лицом не представлено. Из материалов дела следует, что в период действия договора аренды арендная плата заявителем уплачивалась в полном размере, в принудительном порядке задолженность по арендной плате и договорная неустойка ЕКУГИ не взыскивалась. Иного суду не доказано (ст. 65 АПК РФ).
То обстоятельство, что ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш" несколько раз была допущена незначительная просрочка внесения арендной платы, не может свидетельствовать о его недобросовестности, а так же о том, что обязательства по договору аренды выполняются им ненадлежащим образом. На момент обращения с соответствующим заявлением задолженность ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш" по арендной плате отсутствовала, доказательств причинения ущерба интересам муниципального образования не представлено (ст. 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах доводы ЕКУГИ об отсутствии у ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш" права на преимущественный выкуп арендованного имущества по договору N 27500172 от 01.10.2004 по причине ненадлежащего внесения арендной платы в период с 01.01.2006 по 31.12.2008 следует признать необоснованными, а отказ в приватизации имущества на этом основании - неправомерным.
Довод заявителя жалобы о том, что согласно п. 4.3 договора арендная плата в течение установленного законом срока должна была поступать на счет 9 числа каждого месяца, судом апелляционной инстанции признан необоснованным, так как надлежащим исполнением обязательства является перечисление арендной платы до 10 числа каждого месяца включительно.
Кроме того, о надлежащем исполнении арендатором обязательств свидетельствует тот факт, что в период действия договора аренды и до рассмотрения настоящего дела арендатору не предъявлялось претензий и исков о взыскании пени за просрочку перечисления арендной платы, а действие договора аренды продлено дополнительным соглашением. Помимо этого в материалах дела имеются платежные поручения N 1307 от 20.03.2009 (л.д. 9) и N 41 от 05.05.2009 (л.д. 10), согласно которым арендодателем оплачены пени за просрочку внесения арендных платежей.
Довод ЕКУГИ о том, что начисленные пени за просрочку платежей в 2005 году обществом не оплачены, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как это обстоятельство не являлось основанием для отказа в приватизации спорного объекта. На основании изложенного, а также учитывая отсутствие доказательств ненадлежащего выполнения заявителем обязательств по перечислению арендных платежей, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Ссылка ЕКУГИ на незаконное взыскание судом первой инстанции с него в пользу ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш" государственной пошлины, отклоняется в силу следующего.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регулируется положениями ст. 110 АПК РФ, в соответствии с ч. 1 которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу п.5 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления), а также при удовлетворении судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанции жалобы (заявления) об отмене судебных актов, принятых в пользу названных органов, возврат истцу (подателю жалобы) уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Кодекса, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 Кодекса взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как со стороны по делу (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно взыскал с ЕКУГИ в пользу ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен подп. 1.1, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Указанная норма послужила основанием для освобождения ЕКУГИ от уплаты госпошлины при обращении в апелляционный суд с апелляционной жалобой, вместе с тем, пп. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не может изменять вышеизложенный порядок распределения судебных расходов и не является основанием для освобождения ЕКУГИ от возмещения ООО Жилищно - коммунальный отдел "Трансмаш" понесенных им расходов по уплате государственной пошлины.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2009 по делу N А60-23758/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Г.Л. Панькова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-23758/09
Истец: ООО Жилищно-коммунальный отдел "Трансмаш"
Ответчик: Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10963/09