Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 октября 2006 г. N КА-А41/10532-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2006 г.
По результатам выездной налоговой проверки обособленного подразделения ЗАО "РИОМ" по вопросу соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет и внебюджетные фонды за период с 01.01.02 г. по 30.09.05 г. межрайонной инспекцией ФНС России N 16 по Московской области на основании акта N 02/332 от 10.10.05 г. принято решение N 02/13953 от 25.10.2005 г. о привлечении закрытого акционерного общества "РИОМ" к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению по месту нахождения обособленного подразделения в виде взыскания штрафа в размере 47.495,60 руб.
Требованием от 25.10.05 г. N 535 ЗАО "РИОМ" предложено в срок до 03.11.05 г. уплатить санкции в бюджет.
В связи с неисполнением требования Инспекция обратилась в суд с исковым заявлением о принудительном взыскании штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.06.06 г. заявление Инспекции отклонено, поскольку ЗАО "РИОМ" налог на доходы физических лиц был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, денежные средства поступили в бюджет.
Суд посчитал, что неуплата налога по месту нахождения обособленного подразделения не влечет налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ независимо от того, что налог распределяется между бюджетами различных уровней.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекции содержится просьба об отмене решения суда как принятого с нарушением норм материального права и вынесении по делу нового судебного акта.
Ссылаясь на положения ст. 23, п. 7 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона от 25.09.1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации, Приказы Министерства финансов РФ от 29.12.00 г. N 420, от 31.12.02 г. N 352, п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. N 25 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации, постановление Пленума ВАС РФ от 14.02.2006 г. N 11536/05, инспекция указывает, что неперечисление НДФЛ в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица образует состав налогового правонарушения, квалифицируемого по ст. 123 НК РФ, с учетом того, что в ходе проверки головного подразделения Общества, проведенной Межрайонной инспекцией ФНС России N 2 по Московской области, сумма, перечисленная за обособленное подразделение, находящееся в г. Фрязино (Московской области), по месту нахождения головного подразделения в г. Королеве (Московской области), признана излишне уплаченной и уменьшена в лицевом счете налогового агента.
По мнению Инспекции, данное обстоятельство подразумевает образование переплаты по данному налогу у головного подразделения и неуплату налога за обособленное подразделение.
В отзыве на жалобу общество возражает против доводов инспекции, считая судебные акты законными и обоснованными.
Выслушав представителя инспекции, поддержавшего доводы жалобы, представителя общества, пояснившего суду, что головное подразделение не ставило вопрос о возврате переплаты НДФЛ, проверив материалы дела в порядке ст. 286 АПК РФ, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене решения и постановления, исходя из следующего.
Согласно пункту 7 статьи 226 Кодекса налоговый агент обязан перечислять в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения сумму налога, определяемую исходя из суммы дохода, выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения.
В силу статьи 123 Кодекса неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Налоговым правонарушением в соответствии со статьей 106 Кодекса признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Кодекс не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц.
Поскольку обществом налог на доходы физических лиц был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме (что не оспаривается налоговым органом), у инспекции не имелось оснований для привлечения Общества к налоговой ответственности по статье 123 Кодекса.
Данная правовая позиция соответствует изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 г. N 645/05.
В материалах дела отсутствуют сведения об изъятии ЗАО "РИОМ" из бюджета спорной суммы налога как излишне перечисленной.
Кроме того, ответственность за неперечисление налога связана с неисполнением обязанностей налогового агента в периоды, к которым относится выплата денежных средств работникам. В данные периоды, как установлено в ходе налоговой проверки, ЗАО "РИОМ" обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ исполняло.
Принимая во внимание указанное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение от 27.06.2006 г. по делу N А41-К2-8033/06 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу МРИ ФНС РФ N 16 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 октября 2006 г. N КА-А41/10532-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании