г. Владивосток |
Дело N А51-7435/2009 |
30 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления оглашена 28 октября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я. А. Ворожбит
при участии:
от Тернейского муниципального многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства: адвокат Костин А.М. по доверенности от 14.05.09 года сроком действия 1 год, удостоверение N 1479 от 17.08.2007 года; от Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю: представитель Воробъева Ю.А. по доверенности от 28.12.2008 года N 11-168 сроком действия до 31.12.2009 года, паспорт.
МУ "Отдел имущественных отношений администрации Тернейского муниципального района", о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
рассмотрев апелляционную жалобу Тернейского муниципального многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства апелляционное производство N 05АП-5105/2009
на решение от 21 августа 2009 года судьи О.В. Голоузовой
по делу N А51-7435/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Тернейского муниципального многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю третьи лица: МУ "Отдел имущественных отношений администрации Тернейского муниципального района"
о признании незаконным решения от 15.05.2009г. N 09/004/2009-346 об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения и обязании произвести регистрацию.
УСТАНОВИЛ:
Тернейское муниципальное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства (далее по тексту - "заявитель", "предприятие") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю (далее по тексту - "Управление") от 15.05.2009 г. N 09/004/2009-346 об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества: здание мастерской общей площадью 338,4 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, пгт.Терней, ул.Строительная, д.1, и обязании провести государственную регистрацию права хозяйственного ведения заявителя на данный объект.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Отдел имущественных отношений администрации Тернейского муниципального района Приморского края".
Решением от 21.08.2009 Арбитражный суд Приморского края в удовлетворении заявленных требований отказано, при этом суд исходил из того, что отказ в государственной регистрации права хозяйственного ведения Предприятия соответствует закону.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в суд с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда от 21.08.2009. Податель апелляционной жалобы считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что суд при рассмотрении настоящего дела вышел за пределы оснований, по которым регистрационной службой было отказано в регистрации права хозяйственного ведения предприятия. Не дано оценки действиям регистрационной службы по принятию мер, направляемых на исключение возможного отказа в государственной регистрации прав, а также не дано оценки ряду обстоятельств, которые приведены заявителем в обоснование неправомерных действий регистрационной службы.
Представитель Предприятия в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Просил решение Арбитражного суда Приморского края отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возражал. Считает решение суда законным и обоснованным не подлежащем отмене. Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания МУ "Отдел имущественных отношений администрации Тернейского муниципального района" явку представителей в суд не обеспечило. Через канцелярию суда представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что постановлением от 29.09.2008 N 9 "Об отмене абзаца третьего постановления Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тернейского муниципального района от 01.04.2006 г. N 7-а "О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за Тернейским МПКХ" (Приложение 2) в оспариваемой части определен предмет как передача вещи (имущества) на праве хозяйственного ведения, и при этом не указано какая вещь подлежит передаче. Считает решение суда законным и обоснованным не подлежащем отмене.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Тернейское муниципальное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства зарегистрировано в качестве юридического лица 18 апреля 2001 г. Администрацией муниципального образования Тернейский район за основным государственным регистрационным номером 1022500616192, о чем выдано свидетельство 25 N 01014166.
Постановлением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тернейского муниципального района от 01.04.2006 г. N 7-а предприятию на праве хозяйственного ведения передано имущество, в том числе - мастерская 1972 года постройки. Актом приема-передачи от 01.04.2006 г. оформлена передача указанного имущества.
26.03.2009 г. заявителем были сданы документы на государственную регистрацию права хозяйственного ведения на объект - котельная с мастерской, расположенный по адрес: Приморский край, Тернейский район, пгт.Терней, ул.Строительная, д.1.
Управление письмом от 17.04.2009 г. 09/004/2009-346 сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что представленные на государственную регистрацию документы не соответствуют требованиям Закона о государственной регистрации.
Заявителю предложено в срок до 17.05.2009 г. представить все необходимые документы.
Управлением 20.04.09 г. был сделан запрос в муниципальное учреждение "Отдел имущественных отношений администрации Тернейского муниципального района Приморского края" о предоставлении надлежаще заверенной копии постановления N 7-а от 01.04.2006 г.
Учреждение в ответ на указанный запрос 29.04.09 г. сообщило, что постановление N 7-а от 01.04.2006 г. в части передачи мастерской отменено постановлением муниципального учреждения "Отдел имущественных отношений администрации Тернейского муниципального района Приморского края" от 29.09.2008 г. N 9.
Письмом от 15.05.2009 г. N 09/004/2009-346 заявителю было отказано в государственной регистрации права хозяйственного ведения, в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основаниями для приостановления государственной регистрации
Предприятие, считая, что представленные на государственную регистрацию документы соответствовали по комплектности, форме и содержанию требованиям Закона о государственной регистрации, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные на государственную регистрацию документы в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Приморского края сделал правомерный и обоснованный вывод о соответствии отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество требованиям законодательства Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания ненормативного акта недействительным является обязательное наличие в совокупности двух условий, а именно: несоответствие его закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 164 Гражданского кодекса РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 6 статьи 131 ГК РФ порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) устанавливает порядок проведения государственной регистрации прав. В соответствии с данным порядком регистрирующий орган проводит правовую экспертизу документов, представленных на регистрацию, проверяет законность сделки, а также устанавливает отсутствие оснований для отказа или приостановления государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Статья 18 Закона N 122-ФЗ устанавливает требования, которые предъявляются к документам, представляемым на государственную регистрацию прав. Согласно пунктам 28 - 31 Правил ведения Единого государственного реестра прав, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219, описание объекта недвижимости должно содержать его наименование, площадь и адрес, по которому он находится.
Несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям закона является основанием для отказа в государственной регистрации прав в силу п. 1 ст. 20 названного Закона из которого следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
На государственную регистрацию права хозяйственного ведения заявитель представил документы: постановление от 01.04.2006 N 7-а и акт приема-передачи от 01.04.2006, не содержащую описания недвижимого имущества, а только наименование объекта - мастерская и год постройки 1972 г.
Кадастровый паспорт являющийся в силу п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, оформлен на объект - котельная с мастерской, то есть наименование объекта, указанное в кадастровом паспорте, не совпадает с наименованием объекта, указанным в постановлении от 01.04.2006 N 7-а и акте приема-передачи от 01.04.2006, которые являются правоустанавливающими документами.
Таким образом, у государственного органа возникли обоснованные сомнения в достаточности и полноте представленных на регистрацию документов, дающие право в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации отказать в государственной регистрации.
Доказательства, дающие возможность разрешить данные противоречия, истцом не были представлены ни в регистрирующий орган, ни в судебные инстанции.
Довод заявителя о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований при оценке представленных в материалы дела доказательств, апелляционным судом отклоняется как несостоятельный.
Правоустанавливающий документ, послуживший основанием для обращения за государственной регистрацей права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимости, а именно постановление от 01.04.2006 N 7-а, в части передачи на праве хозяйственного ведения Тернейскому многоотраслевому предприятию коммунального хозяйства мастерской 1972 года постройки постановлением от 29.09.08 N 9 отменено, Следовательно, в силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указанное постановление не могло служить основанием для проведения регистрационным органом регистрации права хозяйственного ведения.
В этой связи несостоятельны доводы заявителя жалобы о доказанности заявленных требований.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Остальные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у арбитражного суда апелляционной инстанции нет.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21 августа 2009 по делу N А51-7435/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без рассмотрения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Н.В. Алферова |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7435/2009
Истец: Тернейское муниципальное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю
Третье лицо: МУ "Отдел имущественных отношений администрации Тернейского муниципального района"