г. Владивосток |
Дело N А51-2303/2009 |
30 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления оглашена 26 октября 2009 года .
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: З.Д. Бац, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я. А. Ворожбит
при участии:
от ООО "Владивосток Бизнес Транзит": представитель Оркиш С.Н. по доверенности от 21.10.2006 сроком действия 3 года, паспорт; представитель Степанова И.С. по доверенности от 20.02.2009 сроком действия 3 года, паспорт;
от Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края: представитель Рерих Т.В. по доверенности N 29/03-20-10176 от 05.10.2009 сроком действия до 31.12.2009, удостоверение N 4626 сроком действия до 31.12.2010;
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю, Министерство обороны Российской Федерации о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, не явились; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Владивосток Бизнес Транзит"
апелляционное производство N 05АП-5084/2009
на решение от 15 сентября 2009 года судьи О.В. Голоузовой
по делу N А51-2303/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Владивосток Бизнес Транзит"
к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
третьи лица: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю, Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в предоставлении земельного участка площадью 55873 кв.м., земельного участка площадью 44367 кв.м., об обязании принять решение о предоставлении данных земельных участков, обязании подготовить проект договора купли-продажи данных земельных участков.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Владивосток Бизнес Транзит" (далее по тексту - "заявитель", "общество", "ООО "Владивосток Бизнес Транзит"") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее по тексту - департамент), выраженного в письме исх.29/2-20-1764 от 05.03.2009, в предоставлении земельного участка кадастровый номер 25:28:040011:419 площадью 55873 кв.м., по адресу: установлено относительно ориентира - здание-казарма, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул.Снеговая, военный городок N 71, земельного участка кадастровый номер 25:28:010045:24 площадью 44367 кв.м., по адресу: установлено относительно ориентира - здание склад ГСМ, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул.Снеговая, военный городок N 71, в собственность общества, обязании департамента принять решение о предоставлении указанных земельных участков в собственность общества в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу, подготовить проект договора купли-продажи земельных участков и направить его заявителю для подписания в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу.
Определением от 07.04.2009 к участию в деле привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю (далее по тексту - ТУФАУГИ по ПК) и Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 15 сентября 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что рассмотрение вопроса о предоставлении испрашиваемых земельных участков не относится к компетенции департамента, поскольку испрашиваемый земельный участок относится к землям обороны и является федеральной собственностью.
Обжалуя решение суда, ООО "Владивосток Бизнес Транзит" просит его отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов общество указало, что в связи с приобретением ООО "Владивосток Бизнес Транзит" высвобождаемого военного имущества спорные земельные участки, занятые недвижимостью ООО "Владивосток Бизнес Транзит" и необходимые для ее использования перестали быть предназначенными для нужд обороны и безопасности, вооруженные силы утратили возможность быть использоваными для размещения и обеспечения деятельности Вооруженных сил РФ, поэтому материалами дела не подтверждается факт пользования Шкотовской КЭЧ спорными земельными участками. Ошибочно полагая, что постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 регулирует вопросы разграничения государственной собственности на землю, суд принял решение противоречащее действующему законодательству. Судом не учтено, что заявителем в материалы дела были представлены кадастровые паспорта, согласно которым испрашиваемые земельные участки относятся к землям населенных пунктов, следовательно, они перешли из категорий земель обороны в категорию земли населенных пунктов. При решнеии вопроса о полномочиях департамента суду следовало руководствоваться нормами, согласно которым департамент наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края.
В судебном заседании представители ООО "Владивосток Бизнес Транзит" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края на доводы апелляционной жалобы ООО "Владивосток Бизнес Транзит" возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит решение от 15.09.2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю, Министерство обороны Российской Федерации явку представителей в суд не обеспечили. На основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие третьих лиц по имеющимся в деле документам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Владивосток Бизнес Транзит" является собственником 25 объектов недвижимости, расположенных на территории военного городка N 71 по адресу: г.Владивосток, ул.Снеговая. Указанное имущество приобретено обществом по договору купли-продажи высвобождаемого военного имущества от 15.09.2005, заключенному со специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества".
На все объекты в декабре 2005 года Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю зарегистрировано право собственности общества.
23.03.2007 обществом в департамент подано заявление о предоставлении в собственность двух земельных участков, расположенных в районе военного городка N 71 по ул.Снеговая в г.Владивостоке, на которых находятся принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости.
28.10.2008 обществом в департамент предоставлены кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков.
Письмом от 14.11.2008 N 29/8-20-7690 департамент запросил у Территориального агентства Росимущества информацию о принадлежности земельных участков в районе военного городка N 71 по ул.Снеговой.
Территориальное агентство Росимущества письмом от 23.01.2009 N 08-778 сообщило, что испрашиваемые земельные участки находятся в пользовании Шкотовской КЭЧ района, и разъяснило, что предоставление данных участков возможно только после отказа Министерства обороны Российской Федерации от прав на них.
На основании данного ответа письмом от 05.03.2009 N 29/2-20-1764 департамент отказал обществу в предоставлении испрашиваемых земельных участков.
Посчитав, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая заявителю в удовлетворении его требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. В соответствии с частью 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лицавправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности.
В силу пункта 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно- территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 Приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество Вооруженных Сил относится исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, все имущество военного городка N 71, расположенного по ул.Снеговой в г.Владивостоке, на момент проведения 15 сентября 2005 г. аукциона по продаже отдельных объектов недвижимости являлось федеральной собственностью, в том числе и земельные участки.
Доводы заявителя жалобы о недоказанности права федеральной собственности на спорный участок противоречат фактическим обстоятельствам.
Отсутствие у Шкотовской КЭЧ зарегистрированного права на спорный земельный участок и государственного акта на землю не свидетельствует об отсутствии права федеральной собственности на этот участок, поскольку в силу ст. 9 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Изъятие в установленном законом порядке спорных земельных участков из земель, предоставленных в пользование Министерству обороны, либо перевод земель из одной категории в другую не производились.
Заявителем не предоставлены суду доказательства обращения в исполнительный орган государственной власти с заявлением о переводе спорных земельных участков из земель обороны в земли населенных пунктов. Поэтому то обстоятельство, что в кадастровом паспорте земля отнесена к землям поселений, не подтверждает факт изменения правового режима земельного участка, ранее предоставленного вооруженным силам под размещение военных объектов ( ст.85 ЗК РФ). В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Законом Приморского края от 18 декабря 2006 г. N 21-КЗ в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края. Данный Закон вступил в силу с 01.02.2007.
Соответствующие полномочия были возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края, а с принятием постановления Администрации Приморского края от 18 мая 2007 г. N 116-па - на Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.
Однако, как было указано выше, после реализации высвобожденного имущества Министерство обороны РФ, осуществляющее на основании подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, в пределах своей компетенции правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам, от прав на земельный участок, предоставленный Шкотовской КЭЧ под военный городок, не отказывалось, данное право также не прекращено принудительно по решению суда.
Поскольку, как установлено выше, спорный земельный участок до разграничения собственности был предоставлен Министерству обороны РФ и, следовательно, находится в федеральной собственности, Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края не вправе им распоряжаться, т.к. в силу ст. 209 ГК РФ только собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что требования заявителя о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков не подлежат удовлетворению, поскольку общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в неуполномоченный орган обоснован и соответствует законы.
Кроме того, из материалов дела следует, что заявитель не обосновал факт эксплуатации приобретенных объектов и размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости общества, поскольку из представленных заявителем в материалы дела фотографий следует, что объекты разрушены, степень разрушения не установлена, поскольку заявителем в суде апелляционной инстанции отрицается факт их технической инвентаризации, что нашло свое отражение в протоколе судебного заседания. В связи с чем, довод заявителя жалобы о том, что у общества имеется исключительное право на приобретение испрашиваемых земельных участков в собственность по основаниям ст. 36 ЗК РФ, является необоснованным.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15 сентября 2009 года по делу N А51-2303/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2303/2009
Истец: ООО "Владивосток Бизнес Транзит"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
Третье лицо: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю, Министерство обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6284/10
07.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6284/10
18.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-7988/2009
30.10.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5084/2009