г. Владивосток |
05АП-4874/2009 |
09 ноября 2009 г. |
Дело N А24-4037/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 ноября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 ноября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: Е.Л. Сидорович, О.Е. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ворожбит Я.А.
при участии:
стороны извещены, не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Рыбная компания "Лунтос" апелляционное производство N 05АП-4874/2009
на решение от 14 сентября 2009 года судьи Жалудя И.Ю. по делу N А24-4037/2009 Арбитражного суда Камчатского края по заявлению ООО Рыбная компания "Лунтос" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае о признании незаконным постановления N 30-1-09/221 от 06.08.2009г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью рыбная компания "Лунтос" (далее - ООО РК "Лунтос", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее - управление, административный орган; ответчик) от 06.08.2009 N 30-1-09/221 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 14 сентября 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Общество, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, и просит судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить, поскольку суд первой инстанции не полно выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы сделанные судом, не соответствуют обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что Обществом не представлены в Уполномоченный банк к справке о подтверждающих документах по выполненным работам, оказанным услугам инвойсы, предъявленные Обществу Агентом за продукты питания, судовое снабжение и иностранную валюту, выданную членам экипажа российских судов на сумму 15118,54 дол. США, поскольку, в тексте непредставленных в уполномоченный банк инвойсов не звучит понятие "услуга". По мнению ООО РК "Лунтос", судовое снабжение и иностранная валюта являются движимым имуществом, относящимся к понятию "товар" и не могут являться "услугой". Если считать полученное судовое снабжение услугами, у общества не возникает обязанности декларировать такое снабжение в составе судовых припасов, в случае пересечения ими таможенной территории РФ, что противоречит таможенному законодательству. Признание Управлением материально производственных запасов для обеспечения работы морских судов и валюты, полученной членами экипажей услугой, также противоречит налоговому законодательству. Кроме того, заявитель указал, что инвойсы за август 2008 года не оплачены и валютные операции по данным инвойсам не производились.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Управление в представленном в материалы дела отзыве, указывая на законность и обоснованность судебного решения, просит оставить его в силе.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 02.01.2004 Общество (судовладелец) и корейская компания нерезидент "Комасо Со.,Лтд" (агент) заключили Агентское соглашение N КА401-012 (далее - Агентское соглашение), по которому в ОАО "Камчаткомагропромбанк" (далее - Уполномоченный банк) оформлен паспорт сделки N 04100025/0545/0000/4/0.
В соответствии с параграфом 1 агентского соглашения от 02.01.2004 агент принимает на себя обязанности по обслуживанию судов, являющихся собственностью или зафрахтованных судовладельцем (обществом). Пунктами 1-16 параграфа 2 стороны определили комплекс мер, принимаемых Агентом по защите и содействию интересам судовладельца. В рамках Агентского соглашения Обществу нерезидентом оказаны услуги, документы по которым оформлены в августе 2008 года на сумму 45719,79 дол. США, а именно: мобильной связи ТР "Островной" в п. Пусан на сумму 126,96 долларов США, портовое обслуживание ТР "Островной" в п. Пусан на сумму 3637,16 долларов США, получение, таможенная очистка, доставка з/частей ТР "Арктик Лидер" на борт ТР "Островной" в п. Пусан на сумму 533,13 долларов США, освидетельствование регистром Ллойда ТР "Островной" на сумму 26067,00 долларов США, продукты ТР "Островной" в п. Пусан на сумму 2363,96 долларов США и 5447,39 долларов США, суточные экипажу ТР "Островной" в п. Пусан на сумму 6466,50 долларов США, комиссия банка и вознаграждение агента на сумму 237,00 долларов США, судовое снабжение ТР "Островной" в п. Пусан на сумму 735,00 долларов США.
Согласно ведомости банковского контроля, раздел 2 "Сведения о платежах" с 17.01.2008 по 24.12.2008 в счет исполнения обязательств по Агентскому соглашению Обществом в адрес агента были произведены платежи, всего на сумму 394131,01 дол. США.
12.09.2008 в Уполномоченный банк Обществом представлены справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, оформленные в августе 2008 года по услугам, оказанным Обществу на сумму 30601,25 дол. США.
Справка о подтверждающих документах, оформленная на услуги, полученные Обществом от агента в августе 2008 года на сумму 15 118,54 дол. США, и подтверждающие документы Обществом в Уполномоченный банк не представлены.
Управлением в отношении Общества проведена проверка по вопросу соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, в результате которой выявлено, что общество, не представив в срок до 15.09.2008 в Уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы на сумму 15 118,54 дол. США, чем нарушило требования части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) и пунктов 2.2, 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П)
По факту нарушения административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 24.07.2009 N 30-1-09/221.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением вынесено постановление N 30-1-09/221 от 06.08.2009, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25.КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 и подпунктом 9 пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, установлен Положением N 258-П.
Из пункта 2.2 названного Положения следует, что подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в Приложении 1 к Положению.
Подпунктом 2.4 Положения N 258-П регламентировано, что справка и подтверждающие документы представляются резидентом в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности.
Общество обязано было в срок не позднее 15.09.2009 представить в Уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы на сумму 15 118,54 (45 719,79-30 601,25) дол. США
Указанная обязанность обществом не исполнена. Следовательно, законные основания для привлечения общества к административной ответственности, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП, у административного органа имелись.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Операция по перечислению обществом денежных средств осуществлялась заявителем в рамках агентского соглашения, в рамках которого обществу нерезидентом оказаны услуги, а именно: оформленные на следующие услуги, оказанные Агентом в августе 2008 года: услуги мобильной связи ТР "Островной" в п. Пусан; портовое обслуживание ТР "Островной" в п. Пусан; получение, таможенная очистка, доставка з/частей ТР "Арктик Лидер" на борт ТР "Островной" в п. Пусан; освидетельствование регистром Ллойда ТР "Островной"; обеспечение продуктами питания ТР "Островной" в п. Пусан; доставка наличных капитану ТР "Островной" (суточные экипажу) в п. Пусан; обеспечение судовым снабжением ТР "Островной" в п. Пусан. Такое положение агентского соглашения соответствует определению договора морского агентирования в статье 232 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
По договору морского агентирования, в соответствии со ст. 232 КТМ РФ, морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории.
В силу ст. 237 КТМ РФ морской агент выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и совершает иные действия в области морского агентирования. Морской агент обязан осуществлять свою деятельность в интересах судовладельца добросовестно и в соответствии с практикой морского агентирования; действовать в пределах своих полномочий; вести учет расходования средств и предоставлять судовладельцу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором морского агентирования.
Оценив условия упомянутого агентского соглашения, приложений к нему, апелляционный суд отклоняет довод заявителя о том, что указанное соглашение является смешанным внешнеторговым договором, в рамках которого осуществляется, как оказание услуг, так и поставка товаров. Заключенное заявителем с фирмой, нерезидентом агентское соглашение N КА401-012 от 02.01.2004, по сути, представляет собой внешнюю торговлю услугами на территории иностранного государства российскому заказчику услуг и соответственно, представляет собой внешнеторговую деятельность, а совершаемая заявителем в рамках агентского соглашения операция по перечислению иностранной валюты является в соответствии с пунктом "б" части 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютной операцией.
Согласно параграфу 2 агентского соглашения (п.п. 1-16) его предметом является оказание агентом для Общества всего комплекса агентских услуг, связанных с обслуживанием судов Общества. Таким образом, Агентское соглашение - внешнеторговый договор, предметом которого являются оказываемые услуги, а не поставка либо торговля товарами.
В связи с этим, не соответствует действительности довод заявителя апелляционной жалобы о том, что предоставление агентом Обществу продуктов, судового снабжения и иностранной валюты, является получением Обществом товаров, а не услуги.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Проверив материалы административного дела на предмет соблюдения процессуальных требований, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии существенных нарушений.
Не представив в срок в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, общество с ограниченной ответственностью рыбная компания "Лунтос" нарушило требования, установленные пунктами 1, 2 статьи 20, подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 и пункта 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ, пунктами 2.2, 2.4 Положения Банка, в связи с чем обоснованным является вывод суда о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ и, следовательно, о правомерном привлечении его к ответственности в соответствии с названной нормой права.
Апелляционный суд отклоняет довод заявителя об отсутствии состава административного правонарушения по причине неоплаты инвойсов за август 2008 года, поскольку, названные инвойсы являются документами, подтверждающими факт оказания услуг, содержат данные, указывающие на период оказания услуг, итоговую сумму по оплате, и выставлены в последний день оказания услуг, т.е. по факту оказания услуг (выполнения работ).
Выводы суда первой инстанции о доказанности административным органом факта невыполнения обществом в установленный срок обязанности по представлению в банк подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах сделаны с учетом требований пункта 2.4 Положения Центрального банка России N 258-П, согласно которому срок исчисляется после окончания месяца, в течение которого по контракту было осуществлено выполнение работ, оказание услуг.
Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные документы должны составляться в момент совершения хозяйственной операции либо непосредственно по ее завершению.
Согласно Перечню документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок (утвержден Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом и Федеральной службой Российской Федерации по валютному и экспортному контролю 1, 3 и 9 июля 1997 года NN 10-83/2508, 07-26/3628, 01-23/13044), документами, подтверждающими оказание услуг могут являться, как акт приемки-сдачи, так и счет/счет-фактура (инвойс). Перечень не содержит указания на то, что таким документом является только счет (инвойс), когда он оплачен.
Проверив материалы административного дела на предмет соблюдения процессуальных требований, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии существенных нарушений.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у арбитражного суда апелляционной инстанции нет.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 14 сентября 2009 года по делу N А24-4037/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Н.В. Алферова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4037/2009
Истец: ООО Рыбная компания "Лунтос"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае