19 ноября 2009 г. |
|
г. Владивосток |
Дело N А59-2249/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 ноября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Н.В. Алферовой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от ЗАО "Антей": Уразов А.М. по доверенности от 16.09.2009 со специальными полномочиями сроком на 1 год, паспорт; Хон Т.С. по доверенности от 16.09.2009 со специальными полномочиями сроком на 1 год, паспорт;
ИФНС России по Северо-Курильскому району Сахалинской области не явилась, извещена надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ЗАО "Антей", ИФНС России по Северо-Курильскому району Сахалинской области апелляционное производство N 05АП-4403/2009, 05АП-4929/2009
на решение от 05.08.2009 судьи К.Ф. Мухаметшина
по делу N А59-2249/2009 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению ЗАО "Антей"
к ИФНС России по Северо-Курильскому району Сахалинской области о признании незаконным решения от 18.02.2009 N 03-03/50 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Антей" (далее по тексту - "заявитель", "Общество", "Налогоплательщик") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к ИФНС России по Северо-Курильскому району (далее - "Налоговый орган", "Инспекция") (с учетом уточнения) о признании незаконным решения Инспекции от 18.02.2009 N 03-03/50 в части, не измененной решением УФНС России по Сахалинской области от 27.04.2009 N 062, а именно: в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2005, 2006 г.г. в размере 43798242 рублей, начисления на указанную сумму налога пени в размере 19468558 рублей 67 копеек и взыскания штрафа в размере 500000 рублей.
Решением от 05.08.2009 суд признал решение ИФНС России по Северо-Курильскому району от 18.02.2009 N 03-03/50 о привлечении ЗАО "Антей" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 500000 рублей, а также взыскания пени, исчисленной на сумму доначисленного НДС, в размере 19468558 рублей 67 копеек недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу РФ, а также взыскал с Инспекции в пользу ЗАО "Антей" 2000 рублей судебных расходов по заявлению. В удовлетворении требований ЗАО "Антей" о признании недействительным решения Налогового органа от 18.02.2009 N 03-03/50 в части доначисления НДС за 2005, 2006 годы в размере 43798242 рублей суд отказал.
На решение суда от 05.08.2009 ЗАО "Антей", ИФНС России по Северо-Курильскому району Сахалинской области поданы апелляционные жалобы. Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 05.08.2009, ЗАО "Антей" просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения ИФНС России по Северо-Курильскому району от 18.02.2009 N 03-03/50 в части доначисления НДС за 2005, 2006 г.г. в размере 43798242 рублей как вынесенное при неправильном толковании закона и несоответствии выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование заявленных требований Общество указывает на то, что в течение 2005-2006 г.г. передавало в пользование принадлежащие ему рыболовные судна, укомплектованные экипажем, в аренду третьим лицам с предоставлением услуг по их управлению и технической эксплуатации для осуществления рыбопромысловой деятельности за пределами территориальных вод РФ в исключительной экономической зоне. Общество не согласно с выводом суда о том, что отношения сторон по указанным договорам в данном случае регулируются договором аренды, а не договором перевозки. При этом заявитель считает, что в статье 148 Налогового кодекса РФ деятельность по предоставлению морских судов в аренду (фрахтование на время) с экипажем за пределами территории РФ независимо от того, предполагается ли перевозка или нет, предусмотрена наравне с услугами по перевозке между иностранными портами. Таким образом, в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ местом осуществления деятельности Общества по предоставлению в аренду морских судов на время с экипажем за пределами 12-мильной зоны РФ по договорам фрахтования (тайм-чартер) территория Российской Федерации не признается. Также заявитель ссылается в подтверждение своей позиции на соответствующие разъяснения Минфина РФ и арбитражную практику судов Северо-Западного округа РФ.
ИФНС России по Северо-Курильскому району Сахалинской области в самостоятельно поданной апелляционной жалобе на решение суда от 05.08.2009 не согласно с решением суда в части признания решения Инспекции от 18.02.2009 N 03-03/50 недействительным в части привлечения ЗАО "Антей" к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 500000 рублей, а также взыскания пени, исчисленной на сумму доначисленного НДС, в размере 19468558 рублей 67 копеек, в обоснование заявленных требований указало следующее:
Инспекция не согласна с выводом суда о том, что письма Минфина РФ от 08.05.2007 N 03-07-08/103, от 04.03.2008 N 03-07-08/53, а также разъяснения, опубликованные в периодических изданиях "Налоговый вестник" N 10 за 2005 год и N 6 за 2008 год, адресованы неопределенному кругу лиц и Общество вправе было руководствоваться данными разъяснениями. Инспекция указывает на то, что нормы подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и пункта 8 статьи 75 Налогового кодекса РФ действуют при условии, что указанные в них разъяснения даны непосредственно данному налогоплательщику либо неопределенному кругу лиц. В данном случае примененные Обществом разъяснения Минфина РФ даны не на запросы Общества. Кроме того, в указанных заявителем разъяснениях Минфина РФ речь шла о реализации услуг по предоставлению морских судов по договору аренды с экипажем, предполагающему перевозку на этих судах между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, или в отношении услуг, непосредственно связанных с фрахтованием и не поименованных в подпункте 4.1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, в то время как в спорном случае речь идет о договоре фрахтования, не предполагающим перевозку (транспортировку). В связи с этим заявитель апелляционной жалобы считает, что нормы подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и пункта 8 статьи 75 Налогового кодекса РФ не могут быть применены. Также Инспекция указывает на то, что письма Минфина РФ, на которые ссылается Общество, не отвечают критериям нормативного правого акта и не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, и соответственно не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. При этом разъяснения Минфина России, на которые ссылается Общество, даны в период 2007-2008 г.г., то есть после наступления срока уплаты НДС за спорный период, что исключает их применение при исчислении налога за 2005-2006 г.г.
Не согласен налоговый орган и с взысканием с него в пользу ЗАО "Антей" судебных расходов в сумме 2000 рублей по заявлению, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ Инспекция освобождена от уплаты госпошлины. С доводами апелляционной жалобы ЗАО "Антей" ИФНС России по Северо-Курильскому району Сахалинской области не согласилась, решение арбитражного суда от 05.08.2009 в обжалуемой Обществом части считает законным и обоснованным.
В свою очередь ЗАО "Антей" в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу ИФНС России по Северо-Курильскому району Сахалинской области с доводами жалобы Инспекции не согласилось, ссылку Налогового органа на то, что указанные заявителем разъяснительные письма Минфина РФ не относятся к категории писем, данных неопределенному кругу лиц, считает несостоятельной, решение суда от 05.08.2009 в обжалуемой Инспекцией части правомерным. В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции ИФНС России по Северо-Курильскому району Сахалинской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, не явилась, заявив о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционные жалобы по делу в отсутствие Налогового органа.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
На основании решения исполняющего обязанности начальника Инспекции от 16.07.20089 N 4 Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Антей" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2006.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 146, пунктов 1, 2 статьи 148, пункта 2 статьи 153 Налогового кодекса РФ Общество, оказывая в проверяемом периоде услуги по сдаче в аренду рыбопромысловых судов, принадлежащих ему на праве собственности, с экипажем, а также услуги по управлению этих судов и технической эксплуатации в исключительной экономической зоне, в не включило в состав налоговой базы по НДС суммы полученных арендных платежей, что повлекло занижение налогооблагаемой базы на 275761710 рублей и в результате не исчисление НДС в размере 49538791 рубля.
По результатам выездной налоговой проверки Инспекцией составлен акт N 03-09/01 от 16.01.2009, на который Налогоплательщиком представлены возражения, и 18.02.2009 принято решение N 03-03/50 о привлечении ЗАО "Антей" к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату НДС в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 500000 рублей. Также Обществу начислены пени по НДС по состоянию на 18.02.2009 в размере 19492264 рублей 62 копеек и предложено уплатить доначисленный по результатам выездной налоговой проверки НДС в размере 43848237 рублей.
Решение Налогового органа от 18.02.2009 N 03-03/50 Общество обжаловало в порядке статьи 138 Налогового кодекса РФ в вышестоящий Налоговый орган. По результатам рассмотрения жалобы решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 27.04.2009 N 062 решение ИФНС России по Северо-Курильскому району Сахалинской области от 18.02.2009 N 03-03/50 изменено в части уменьшения налогооблагаемой базы НДС на сумму произведенных для собственных нужд расходов, не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), в связи с чем сумма доначисленного НДС уменьшена до 43798242 рублей. В остальной части решение Инспекции от 18.02.2009 N 03-03/50 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением ИФНС России по Северо-Курильскому району Сахалинской области от 18.02.2009 N 03-03/50 в части, не измененной решением УФНС России по Сахалинской области от 27.04.2009 N 062, а именно: в части доначисления НДС за 2005, 2006 г.г. в размере 43798242 рублей, начисления на указанную сумму налога пени в размере 19468558 рублей 67 копеек и взыскания штрафа в размере 500000 рублей, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Материалами дела установлено, что ЗАО "Антей" (Арендодатель) заключены 20.12.2004 с ЗАО "Корсаков Тралфлот", ООО "Камчаттралфлот", ООО "Донрыба" (Арендаторы) договоры аренды судов СРТМ-К "Залив Васильева", СРТМ-К "Остров Симушир", СРТМ-К "Пограничник Кривцун", СРТМ-К "Бухта Океанская", СРТМ-К "Пограничник Лопатин" для целей рыбопромысловой деятельности N N N Ант-КТФ-02/05, АНТ-КТФ-05/05, АНТ-КТФ-04/05, Ант-КТФ-01/05, АНТ-ДР-03/05 соответственно, с учетом дополнительных соглашений. Указанные суда принадлежат Обществу на праве собственности согласно свидетельств о праве собственности, представленных в материалах дела.
Аналогичные договоры заключены Обществом 16.12.2005 в отношении указанных судов с вышеназванными контрагентами, а также с ООО "Мозир-Плюс".
14.09.2006 Обществом заключен договор аренды (тайм-чартер) судна "Пограничник Кривцун" N АНТ-ДР-ПК /09/06 с ООО "Донрыба", с учетом дополнительного соглашения от 01.01.2006.
05.05.2006 ЗАО "Антей" переданы в аренду ООО "Мозир-Плюс" судно РШ "Бухта Океанская" (договор N АНТ-МП-БО /06/06), в аренду судна ЗАО "Корсаков Тралфлот" судно РШ "Пограничник Кривцун" (договор N АНТ-КТФ-Кр /06/06). По условиям вышеназванных договоров суда предоставлялись ЗАО "Антей" третьим лицам, указанным выше, за плату во временное пользование на определенный срок укомплектованные экипажем, включая услуги членов экипажа судов по его управлению и технической эксплуатации судов для целей рыбопромысловой деятельности в экономической зоне и континентальном шельфе РФ за пределами территориальных вод РФ.
Суда передавались в аренду по актам приема-передачи. Полученную по договорам фрахтования сумму арендной платы заявитель не включал в состав налоговой базы при исчислении НДС в 2005-2006 г.г. на основании абзаца 2 пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Место реализации товаров (работ, услуг) определяется в порядке, установленном статьей 148 Налогового кодекса РФ.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые предоставляют в пользование воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а также услуги по перевозке, не признается территория Российской Федерации, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации.
Таким образом, абзац второй пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ, на который ссылается Общество в обоснование своей позиции, содержит исключение, которое касается услуг по предоставлению в пользование транспортных судов по договору аренды (фрахтованию на время) с экипажем и услуг по перевозке, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации. В этом случае, как указывает законодатель, в целях главы 21 Налогового кодекса РФ местом осуществления деятельности лица, предоставляющего такие услуги, не признается территория Российской Федерации. Между тем анализ указанной нормы во взаимосвязи со всеми другими положениями статьи 148 Налогового кодекса РФ свидетельствует, что в этом абзаце 2 пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ законодатель наряду с услугами по перевозке специально упоминает операции по фрахтованию транспортных судов на время, предполагающему перевозку на них грузов или пассажиров.
В спорном случае норма абзаца 2 пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ не применима, поскольку материалами дела не подтверждается передача ЗАО "Антей" по вышеназванным договорам спорных судов в аренду с экипажем для целей осуществления перевозки.
Оценив заключенные Обществом с его контрагентами договоры фрахтования судов с экипажем на время (тайм-чартер), с учетом положений статей 2, 198 Кодекса торгового мореплавания РФ, коллегия считает, что оказанные заявителем по спорным договорам услуги по сдаче в аренду судов с экипажем в целях использования их для рыбопромысловой деятельности не отвечают признакам перевозки (транспортировки), а также не являются услугами, непосредственно связанными с перевозкой, транспортировкой или фрахтованием, то есть сопутствующими услугами, а представляют собой непосредственно услуги по передаче судна в аренду (фрахт) с экипажем.
В связи с этим не подлежит применению в данном случае и положение подпункта 5 пункта 1.1 (введен Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ) статьи 148 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым в целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в подпунктах 4.1 и 4.2 пункта 1 настоящей статьи, поскольку в данной норме наряду с услугами по перевозке, транспортировке, имеются в виду услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, если перевозка осуществляется между портами за пределами Российской Федерации. К операциям по предоставлению в аренду судов на время, в отношении которых возник спор по настоящему делу, положения подпункта 5 пункта 1.1 статьи 148 Налогового кодекса РФ не применимы.
Кроме того, в силу прямого указания пункта 1.1 статьи 148 Налогового кодекса РФ местом реализации упомянутых в этом пункте услуг (работ), в том числе и в подпункте 5, территория Российской Федерации не признается изначально, то есть в отношении данных услуг (работ) установление места их реализации в каждом конкретном случае не предполагается.
Следовательно, к таким услугам (работам) нормы пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ не могут применяться, поскольку под действие названного пункта подпадают ситуации, в которых место реализации услуг (работ) в каждом конкретном случае подлежит определению на основании соответствующих правил.
При этом то обстоятельство, что суда передавались в пользование с предоставлением услуг по их управлению и технической эксплуатации не влияет на действительный характер правоотношений исключительно по сдаче спорных судов в аренду с экипажем.
Не подлежит применению в спорном случае и подпункт 2 пункта 1.1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, поскольку данная норма применяется в отношении непосредственно самостоятельно выполняемых (оказываемых) работ (услуг) по монтажу, сборке, переработке, ремонту, техническому обслуживанию, в том числе морских судов и на спорные оказанные заявителем своим контрагентам по спорным договорам услуги по сдаче судов в аренду с экипажем для рыбопромысловой деятельности, не распространяется. Оказанные заявителем услуги фрахта уже включали в себя возможные услуги по управлению судном и его технической эксплуатации, по техническому обеспечению рыбопромысловой деятельности. При этом Обществом своим контрагентам оказывалась единая самостоятельная услуга - аренда судна, что подтверждается выставленными Обществом на основании спорных договоров счетами-фактурами.
Учитывая специфику рассматриваемых отношений по сдаче заявителем спорных судов в аренду с экипажем по договорам аренды судов и невозможность применения в данном случае положений абзаца 2 пункта 2, подпункта 5 пункта 1.1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, в спорном случае место реализации услуги по предоставлению судна с экипажем в аренду на территории Российской Федерации определяется по подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ в целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных подпунктами 1 - 4.1 настоящего пункта). (в редакции Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ).
На основании указанных норм, учитывая фактически осуществленные Обществом операции по реализации услуг по договорам аренды судна с экипажем исключительно для рыбопромысловой деятельности, в данном случае место организации услуг российской организацией определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги.
Поскольку местом деятельности Общества, согласно пункту 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ, является территория Российской Федерации, местом реализации услуг признается территория Российской Федерации, и соответственно такие работы (услуги), оказанные Обществом по вышеуказанным договорам, подлежат налогообложению НДС. Ссылка Общества в качестве основания для освобождения спорных сумм от налогообложения на разъяснения Минфина РФ, применимые к спорному периоду, коллегией не принимается, поскольку наличие соответствующих разъяснений не является основанием для освобождения от налогообложения НДС, осуществляемых Обществом спорных операций, с учетом примененных судом положений Налогового кодекса РФ.
Не принимается коллегией и ссылка ЗАО "Антей" в апелляционной жалобе на соответствующую арбитражную практику судов Северо-Западного округа РФ, как не имеющую для рассмотрения настоящего спора преюдициального значения.
С учетом изложенного, доначисление Инспекцией, с учетом решения ИФНС России по Северо-Курильскому району от 18.02.2009 N 03-03/50, заявителю НДС за 2005, 2006 г.г. в размере 43798242 рублей по спорному эпизоду является правомерным.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ЗАО "Антей" нет. Между тем, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и тем самым освобождающим последнего от налоговой ответственности.
К разъяснениям, о которых упоминает подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 28.02.2005 N 1 "О некоторых вопросах применения части 1 Налогового кодекса РФ", следует также относить письменные разъяснения руководителей федеральных министерств и ведомств, а также их уполномоченных на то должностных лиц.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 75 Налогового кодекса РФ, вступившим в силу с 1 января 2007 года, не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Из материалов дела и пояснений заявителя следует, что, не исчисляя к уплате в 2006, 2006 г.г. НДС с операций по реализации услуг по сдаче судов в аренду по договорам аренды судна с экипажем, Общество руководствовалось, в том числе разъяснениями Министерства финансов РФ от 20.02.2004 N 04-03-08/11, от 24.12.2004, от 09.09.2005, 26.09.2006 N 03-04-08/193, относящихся к спорным периодам. В связи с этим коллегией не принимается довод Инспекции в апелляционной жалобе о том, что разъяснения Минфина России, на которые ссылается Общество, даны в период 2007-2008 г.г., то есть после наступления срока уплаты НДС за спорный период, что исключает их применение при исчислении налога за 2005-2006 г.г.
Довод Налогового органа о неправомерном применении заявителем писем Минфина РФ, а также разъяснений, опубликованных в периодических изданиях "Налоговый вестник", коллегией не принимается, поскольку налогоплательщики вправе рассматривать разъяснения компетентных органов как адресованные неопределенному кругу лиц, если они оформлены в виде ответа на вопрос конкретного налогоплательщика, но даны по ситуации, актуальной для неопределенного круга лиц, и опубликованы в базе справочно-правовой системы. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины Общества в неуплате налога, что в силу пункта 2 статьи 109, подпункта 3 пункта 1 и пункта 2 статьи 111 Налогового кодекса РФ исключает возможность привлечения Налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 500000 рублей, а также взыскания пени, исчисленной на сумму доначисленного НДС, в размере 19468558 рублей 67 копеек по спорному эпизоду.
Таким образом, у коллегии не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ИФНС России по Северо-Курильскому району.
На основании вышеизложенного, решение ИФНС России по Северо-Курильскому району от 18.02.2009 N 03-03/50, с учетом решения УФНС России по Сахалинской области от 27.04.2009 N 062, в части привлечения ЗАО "Антей" к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 500000 рублей, а также взыскания пени, исчисленной на сумму доначисленного НДС, в размере 19468558 рублей 67 копеек правомерно признано судом первой инстанции недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу РФ. В части доначисления Обществу НДС за 2005, 2006 г.г. в размере 43798242 рублей суд правомерно в удовлетворении заявленных ЗАО "Антей" требований.
Довод Налогового органа в апелляционной жалобе о неправомерном взыскании судом первой инстанции с Инспекции в пользу ЗАО "Антей" судебных расходов в сумме 2000 рублей по заявлению, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ Инспекция освобождена от уплаты госпошлины, коллегией отклоняется в силу следующего:
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ, вступившим в силу с 29.01.2009), органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины Между тем, исходя из положений пункта 2 статьи 126, части 1 статьи 128 АПК РФ, уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты госпошлины прекращаются. Таким образом, не смотря на то, что с 29.01.2009 государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, тем не менее, в соответствии со статьей 110 АПК РФ после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются, и возникают отношения по возмещению судебных расходов между сторонами состоявшегося спора.
Отношения по возмещению судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины, возникают между сторонами состоявшегося судебного спора (истцом и ответчиком), а не между стороной и государством. При этом суд, взыскивая с ответчика (государственного органа) уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам в виде оплаты госпошлины.
То обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не должно повлечь отказ истцу в возмещении понесенных им судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в силу части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Учитывая изложенное, а также результаты рассмотрения настоящего спора, коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, уплаченная ЗАО "Антей" государственная пошлина при подаче заявления в суд в сумме 2000 рублей подлежит взысканию с Инспекции.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб нет. Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 05.08.2009 по делу N А59-2249/2009 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2249/2009
Истец: ЗАО "Антей"
Ответчик: ИФНС России по Северо-Курильскому району Сахалинской области
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3998/10
29.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3998/10
26.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3998/10
02.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-8169/2009
19.11.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4403/2009