г. Хабаровск |
|
30 октября 2009 г. |
N 06АП-4342/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М. В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Каприз": Кащук Оксана Валерьевна, паспорт 0801 386959, выдан 16.01.2002 ОВД Солнечного района Хабаровского края; от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Каприз" на решение от 31.07.2009
по делу N А73-9027/2009 Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Каприз" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю
об отмене акта от 11.06.2009 N 108, протокола об административном правонарушении от 15.06.2009 N 08/39, постановления от 23.06.2009 N 02-01-23/39-39 (н/о)
Общество с ограниченной ответственностью "Каприз" (далее - общество, ООО "Каприз") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании незаконным и отмене акта от 11.06.2009 N 108, протокола об административном правонарушении от 15.06.2009 N 08/39, постановления от 23.06.2009 N 02-01-23/39-39 (н/о) о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Требования общества обоснованы отсутствием его вины во вменяемом правонарушении, поскольку проверка была произведена в отсутствие законного представителя общества, а необходимые документы на алкогольную продукцию были представлены позднее.
Решением суда от 31.07.2009 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Определением суда от 17.07.2009 производство по настоящему делу в части оспаривания акта проверки от 11.06.2009 N 108 и протокола об административном правонарушении от 15.06.2009 N 08/39 прекращено.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, в связи с не применением судом обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
В судебном заседании апелляционной инстанции судом не допущена к участию в качестве представителя ООО "Каприз" Кащук Оксана Валерьевна, поскольку ею не представлены подлинники документов, подтверждающих полномочия на представление интересов юридического лица.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю в заседании суда апелляционной инстанции, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия не принимала.
Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано, что решение суда необходимо оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителей, в связи с невозможностью участия в судебном заседании.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159 АПК РФ удовлетворил указанное выше ходатайство.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 11.06.2009 Межрайонной ИФНС России N 2 по Хабаровскому краю на основании постановления и. о. начальника инспекции от 11.06.2009 N 10 проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине "Каприз", расположенном по адресу: Хабаровский край, Солнечный район, п.Эворон, ул. Вокзальная, 16, принадлежащем ООО "Каприз".
В ходе проверки налоговым органом установлено, что обществом не осуществляется контроль за температурно-влажностным режимом при хранении и реализации алкогольной продукции, что выразилось в отсутствии в магазине средств измерения температуры и влажности воздуха. Кроме того, на момент проверки не были представлены документы, подтверждающие легальность оборота и происхождения реализуемой алкогольной продукции, а именно: отсутствовали товарно-транспортные накладные на вино "Шардоне", емк. 1 л, 10-12%, дата розлива 17.02.2009, в количестве 1 бутылки, по цене 145 руб., вино "Мерлот", емк. 2 л, 10-12%, дата розлива 07.03.2009, в количестве 1 бутылки, по цене 250 руб., вино "Вишневое", емк. 1 л, 10-12%, дата розлива 24.09.2008, в количестве 1 бутылки, по цене 115 руб., водку "Немировская особая", емк. 0,5 л, 40%, дата розлива 16.04.2009, в количестве 20 бут., водку "Ладога Медовая", емк. 0,5 л, дата розлива 28.05.2008, в количестве 1 бутылки, по цене 134 руб., водку "Ладога Хлебная", емк. 0,5 л, 40%, дата розлива 12.03.2009, в количестве 1 бутылки, по цене 134 руб. На водку "Немировская особая" также отсутствовал сертификат соответствия.
Документы на алкогольную продукцию были представлены в Инспекцию 15.06.2009.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 11.06.2009 N 08-08.
15.06.2009 должностным лицом Межрайонной ИФНС России N 2 по Хабаровскому краю в отношении ООО "Каприз" в присутствии его законного представителя - директора Кащук О.В. составлен протокол N 08/39 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
15.06.2009 инспекцией вынесено определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного на 23.06.2009 на 11 часов 00 минут по адресу: ул. Ленина, 15, р.п. Солнечный, Хабаровского края, которое получено законным представителем общества . 23.06.2009 в присутствии законного представителя общества по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении начальником инспекции вынесено постановление N 02-01-23/39-39(н/о), которым ООО "Каприз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, ООО "Каприз" оспорило его в арбитражном суде. Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в его действиях события вменяемого ему административного правонарушения, вины общества и отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой. Согласно статье 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ), законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукций состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, не допускается, в силу пункта 2 вышеуказанной статьи.
Пунктом 2 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлено, что спиртосодержащая продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В соответствии со статьями 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта и алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2. настоящего Федерального закона, а также без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии.
Пунктом 139 Правил продажи отдельных видов товаров перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров аналогичного качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации N 80 от 08.02.2006) (далее - Правила) предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Пункт 12 раздела I "Общие положения" Правил продажи содержит требование, в соответствии с которым продавец обязан ознакомить потребителя по его требованию с сертификатами и товарно-сопроводительными документами на продаваемую продукцию.
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 Правил продажи, продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах; продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров; продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение Санитарных правил (СанПиН) 2.3.6.1066-01 является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 6.4 СанПиНа 2.3.6.1066-01, контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях и т.д. производится ежедневно с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте.
Как следует из акта проверки от 11.06.2009 N 108-08 (л.д.30-31) на момент проверки обществом не представлены документы, подтверждающие легальность происхождения и оборота алкогольной продукции, а именно отсутствовали товарно-транспортные накладные на вино "Шардоне", емк. 1 л, 10-12%, дата розлива 17.02.2009, в количестве 1 бутылки, по цене 145 руб., вино "Мерлот", емк. 2 л, 10-12%, дата розлива 07.03.2009, в количестве 1 бутылки, по цене 250 руб., вино "Вишневое", емк. 1 л, 10-12%, дата розлива 24.09.2008, в количестве 1 бутылки, по цене 115 руб., водку "Немировская особая", емк. 0,5 л, 40%, дата розлива 16.04.2009, в количестве 20 бут., водку "Ладога Медовая", емк. 0,5 л, дата розлива 28.05.2008, в количестве 1 бутылки, по цене 134 руб., водку "Ладога Хлебная", емк. 0,5 л, 40%, дата розлива 12.03.2009, в количестве 1 бутылки, по цене 134 руб. На водку "Немировская особая" также отсутствовал сертификат соответствия. Указанные документы представлены в инспекцию в полном объеме в день составления протокола об административном правонарушении 15.06.2009.
Кроме этого, обществом не осуществляется контроль за температурно-влажностным режимом при хранении и реализации алкогольной продукции, что выразилось в отсутствии в магазине средств измерения температуры и влажности воздуха.
Следовательно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии нарушений обществом общих положений Правил продажи отдельных видов товаров при реализации в розницу алкогольной продукции, которые правильно квалифицированны административным органом как нарушение иных правил продажи алкогольной продукции. Факт административного правонарушения и вина общества подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 15.06.2009 N 08/39 (л.д.42-43), актом проверки от 11.06.2009 N 108-08 (л.д.30-31), объяснительной директора Кащук О.В. от 15.06.2009 (л.д.44).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ, и соответствию оспариваемого постановления нормам действующего законодательства в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина общества заключается в несоблюдении установленных государством обязательных условий осуществления оборота алкогольной продукции и не принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении дела об административном правонарушении инспекция, не установив обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, с учетом степени вины, обоснованно применила в отношении общества низший предел санкции, установленный частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ для юридических лиц.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы о не применении судом обстоятельств, смягчающих административную ответственность, подлежит отклонению.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31 июля 2009 года по делу N А73-9027/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9027/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Каприз"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю