г. Хабаровск |
|
06 ноября 2009 г. |
N 06АП-4721/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.
судей Михайловой А.И., Песковой Т. Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М. В.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Мешкова Романа Васильевича не явились (уведомление от 20.10.2009 N 486415);
от Министерства имущественных отношений Амурской области не явились (уведомление от 19.10.2009 N 486422);
от Администрации города Благовещенска явился на основании доверенности от 30.12.2008 N 01-10/5483 представитель - Зарва А.В. рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрация города Благовещенска
на решение от 02.09.2009 по делу N А04-3496/2009
Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Мешкова Романа Васильевича
к Министерству имущественных отношений Амурской области, Администрации города Благовещенска
о признании отказов недействительными
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Мешков Роман Васильевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Мешков Р.В) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, о признании недействительными решение Министерства имущественных отношений Амурской области (далее - Минимущество Амурской области) об отказе в выборе земельных участков для строительства, указанное в письме от 03.06.2009 N 14-35/3392, решение Администрации города Благовещенска об отказе в выборе земельных участков для строительства, указанное в письме от 19.05.2009 N 01-19/2369.
Право на обращение с данным заявлением предприниматель обосновал не соблюдением требований статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации о выборе земельного участка для строительства, поскольку измерения (промеры на местности) с целью уточнения фактического расположения земельного участка, корректировка его размеров, использование возможности сдвига в ту или иную сторону, для соблюдения требований об охранных зонах, ответчиками не были исполнены. По мнению заявителя, Администрация города Благовещенска и Министерство имущественных отношений Амурской области должны были обеспечить выбор земельного участка, предложить иные варианты размещения земельного участка и утвердить соответствующий акт. Решением Арбитражного суда Амурской области от 02.09.2009 по делу N А04-3496/2009 заявление предпринимателя удовлетворено частично. Признаны недействительными, не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации решение Министерства имущественных отношений Амурской области об отказе в выборе земельных участков для строительства по заявлению ИП Мешкова Романа Васильевича от 17.03.2009 N 1822з, указанное в письме от 03.06.2009 N14-35/3392 и решение Администрации города Благовещенска об отказе в выборе земельных участков для строительства, указанное в письме об отказе в выборе земельных участков для строительства от 19.05.2009 N 01-19/2369. В удовлетворении остальной части заявления отказано. С Министерства имущественных отношений Амурской области и Администрации города Благовещенска в пользу ИП Мешкова Р.В. взысканы судебные расходы в размере по 100 рублей.
Принимая данный судебный акт, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Амурской области от 29.12.2008 N 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области", Постановления Губернатора Амурской области от 26.01.2009 N 15 "Об уполномоченном органе", статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления. И поскольку в нарушение Постановления мэра города Благовещенска от 16.03.2009 N 422 администрация не осуществила выезд специалиста на запрашиваемый земельный участок, подготовку схемы расположения земельного участка на топооснове в удобном для работы масштабе, обеспечение членов комиссии по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования города Благовещенска необходимыми графическими материалами, также не составила акт выбора земельного участка, не обеспечила выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования, правовые основания для отказа в выборе земельного участка отсутствовали. Не согласившись с решением Арбитражного суда Амурской области от 02.09.2009 по делу N А04-3496/2009, Администрация города Благовещенска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила судебный акт отменить по причине неправильного толкования норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Аргументируя свою позицию, администрация указала на то, что положения статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не возлагает на органы местного самоуправления обязанность по разработке вариантов выбора земельного участка. Действующим законодательством не предусмотрены нормы, возлагающие на администрацию обязанность по корректировке места размещения запрашиваемого земельного участка, его размеры и площадь. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал на то, что судом первой инстанции не была дана оценка доводам Администрации города Благовещенска о том, что запрашиваемые земельные участки не соответствуют условиям - СНИП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и постановления Правительства Российской Федерации от 24.01.2009 N 160, поскольку на данном земельном участке проложены сети теплоснабжения, электрокабели и не выполняется противопожарный разрыв до трансформаторной подстанции.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Администрации города Благовещенска доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме. Предприниматель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме. Выслушав представителя Администрации города Благовещенска, исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства в обжалуемой части решения, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для отменены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции. Судом первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, 23.09.2008 индивидуальный предприниматель Мешков Р.В. обратился в Министерство имущественных отношений Амурской области с заявлением N 1822з об оформлении акта выбора земельного участка для строительства гаражей боксового типа, о принятии решения о согласовании места размещения объектов и решения о предоставлении ему в долгосрочную аренду земельных участков, размерами 17х62 м и 17х12 м, расположенных в г. Благовещенске в районе ул. Театральная, д. 98. К заявлению приложил схему земельного участка с предполагаемым размещением объектов, их размерами, прилегающих объектов и смежных улиц. Рассмотрев обращение предпринимателя, Администрация города Благовещенска решением, изложенным в письме от 19.05.2009 N 01-19/2369, сообщила о невозможности выбора земельных участков, поскольку на запрашиваемом земельном участке размером 17х62 метров фактическое расстояние от автостоянки до трансформаторной подстанции составило 8 метров, против 17 метров, указанных заявителем на схеме. При данных обстоятельствах строительство гаражей на данной территории признано невозможным, так как не выполняется противопожарный разрыв 9,0 метров до трансформаторной подстанции (СНиП 2.07.01089* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"). По запрашиваемому земельному участку размером 12х17 метров проложены сети теплоснабжения и электрокабель 0.4 Кв. В соответствии со СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" расстояние до фундаментов зданий и сооружений должно составлять не менее 5,0 метров от сетей теплоснабжения и 1,0 метр в каждую сторону от электрокабеля (основание: Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 Вольт).
Решением, изложенным в письме от 03.06.2009 N 14-35/3392, по результатам рассмотрения заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов Министерство имущественных отношений Амурской области сообщило заявителю о том, что в соответствии с заключениями Администрации г. Благовещенск N 02-19/2001, N 02-19/1998 от 30.04.2009, N 01-19/2071, N 01-19/2072, N 01-19/2073 от 04.05.2009, N 01-19/2239 от 13.05.2009, N 01-19/2369 от 19.05.2009 обеспечить выбор интересующих земельных участков не представляется возможным.
Предприниматель, ссылаясь на несоответствие принятых решений нормам действующего законодательства, а также на нарушение прав и законных интересов, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Порядок, условия и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ. Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В целях реализации и соблюдения положений пунктов 2 - 5 статьи 31 ЗК РФ мэром города Благовещенска вынесено Постановление от 16.03.2009 N 442 (действующие в период спорных правоотношений) "Об утверждении состава и регламента комиссии по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования города Благовещенска". Согласно пункту 1.2. данного постановления процедура выбора земельного участка не проводится только при наличии утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен запрашиваемый участок. При отсутствии утвержденной документации комиссия обеспечивает выбор земельного участка для размещения объекта строительства в соответствии с порядком согласования акта о выборе земельного участка членами комиссии (пункт 1.3).
Порядок согласования акта о выборе земельного участка членами комиссии установлен разделом 2 постановления. Пунктом 2.5 предусмотрено, что при выявлении в ходе согласования членами комиссии акта выбора обстоятельств, препятствующих выбору земельного участка, комиссия имеет право вносить необходимые изменения в схему расположения земельного участка. Измененная (окончательная) схема расположения земельного участка подлежит повторному согласованию всеми членами Комиссии в порядке, установленном настоящим регламентом.
Анализ изложенных выше нормативных правовых актов свидетельствует о правильности выводов арбитражного суда первой инстанции о наличии у органа местного самоуправления обязанности по обеспечению выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования и в необходимых и обоснованных случаях по внесению изменений в схему расположения земельного участка. Как следует из материалов дела, предпринимателем при обращении с заявлением о выборе земельного участка для размещения гаражей надлежащим образом выполнены все требования, предусмотренные земельным законодательством. Однако органом местного самоуправления при принятии оспариваемого решения не был соблюден порядок предоставления земельного участка для строительства, поскольку до его вынесения не был оформлен акт выбора земельного участка, обязательное составление которого предусмотрено пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ.
Ссылаясь на то, что запрашиваемые земельные участки не соответствуют условиям - СНИП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и постановлению Правительства Российской Федерации от 24.01.2009 N 160, поскольку на данном земельном участке проложены сети теплоснабжения, электрокабели и не выполняется противопожарный разрыв до трансформаторной подстанции, администрация города Благовещенска не учла следующее. Факт наличия указанных обстоятельств должен подтверждаться надлежащими доказательствами, послужившими основанием для принятия оспариваемых решений. Кроме того, оспариваемые решения не содержат обоснование невозможности изменения схемы расположения земельного участка, с учетом выявленных обстоятельств. Учитывая изложенное, с учетом представленных сторонами в обоснование доводов доказательств, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлены основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 02 сентября 2009 года по делу N А04-3496/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Благовещенска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3496/2009
Истец: индивидуальный предприниматель Мешков Роман Васильевич
Ответчик: Министерство Имущественных отношений Амурской области, Администрация города Благовещенска
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-177/2011
17.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5537/10
23.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5537/10
25.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-8406/2009
06.11.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4721/2009