12 ноября 2009 г. |
|
г. Хабаровск |
N 06АП-4818/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карасева В.Ф.
судей Михайловой А.И., Песковой Т. Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М. В.
при участии в заседании:
от федерального казенного предприятия "Амурский патронный завод "Вымпел": представитель Сапожникова Н.З. по дов. от 03.11.2009;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю: представитель Мартынцева О.П. по дов. от 03.03.2009;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: представитель Пискунова Е.А. по дов. от 09.10.2009 N 05-03/36;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю
на решение 03 сентября 2009 года по делу N А73-8764/2009
Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Чаковой Т.И.
по заявлению федерального казенного предприятия "Амурский патронный завод "Вымпел" о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю от 18.03.2009 N 276
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Амурский патронный завод "Вымпел" (далее - ФКП "АПЗ "Вымпел", предприятие) обратилось с заявление в арбитражный суд о признании недействтительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 7 по Хабаровскому краю, налоговый орган) от 18.03.2009 N 276 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части уплаты налога на прибыль в сумме 109 944 231 руб., налога на доходы физических лиц в сумме 9 464 900 руб., пени в сумме 27 487 147 руб. и штрафа - 11 940 913 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - Управление ФНС России по Хабаровскому краю).
Решение от 03.09.2009 суд требования предприятия удовлетворил частично. Признал недействительным решение инспекции в части доначисленния налога на прибыль, приходящихся на него пеней и штрафов. В части доначисленния налога на доходы физических лиц, пеней и штрафов в удовлетворении требования отказал.
Не согласившись с решением суда в части признания недействительным решения налогового органа по уплате налога на прибыль и соответствующих пеней и штрафов, Межрайонная ИНФС России N 7 по Хабаровскому краю обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить. По мнению заявителя, судом неверно применены нормы материального права, а также не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России N 7 по Хабаровскому краю настаивала на доводах жалобы, просила решение суда в обжалуемой части отменить.
Представитель Управления ФНС России по Хабаровскому краю поддержала доводы апелляционной жалобы инспекции. Просила жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель предприятия возражала против доводов жалобы, просила решение оставить в силе.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ФКП "АПЗ "Вымпел" по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов за 2006 - 2008 годы.
По результатам проверки составлен акт от 06.02.2009 N 59, которым установлено занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на суммы поступивших на расчетный счет завода субсидий из средств федерального бюджета для возмещения затрат на погашение задолженности по заработной плате, уплате налогов и сборов, погашение кредиторской задолженности перед поставщиками за электроэнергию, топливо, коммунальные услуги в размере 483 706 500 руб. за 2006 год и в размере 86 308 000 руб. за 2007 год, в том числе прошлых налоговых периодов с 2002 по 2005 годы.
В связи с указанным нарушением предприятию решением от 18.03.2009 N 276 доначислен налог на прибыль в сумме 109 944 231 руб., пеня за просрочку его уплаты, а также произведено привлечение к налоговой ответственности за неполную уплату налога по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа.
Не согласившись с решением, предприятие оспорило его, и арбитражный суд Хабаровского края заявленные требования удовлетворил, признав недействительным решение налогового органа в оспариваемой части как не соответствующее нормам налогового законодательства Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Согласно статье 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Проведенной проверкой установлено, что предприятию в 2006 году на основании статьи 38 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год", статьи 41 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", постановлении Правительства Российской Федерации от 15.12.2007 N 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий" из федерального бюджета предоставлены субсидии для возмещения затрат на погашение задолженности по заработной плате, уплате налогов и сборов, погашение кредиторской задолженности перед поставщиками за электроэнергию, топливо, коммунальные услуги в размере 483 706 500 руб. за 2006 год и в размере 86 308 000 руб. за 2007 год.
Руководствуясь пунктом у статьи 251 НК РФ, предприятие правомерно не включило данные суммы в состав доходов, поскольку целевой характер данных средств проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия - бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Спорные денежные средства предоставлены предприятию для компенсации убытков от выполнения плана-заказа в соответствии с программой деятельности и утвержденной сметой доходов и расходов и, по сути, являются особым способом целевого финансирования казенных предприятий, образуемых в действующих рамках Федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 - 2006 годы)".
Об этом свидетельствуют статьи 35 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" и статья 38 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год".
Факт отсутствия у предприятия лицевых счетов в отделении Федерального казначейства не является препятствием для получения им бюджетных субсидий, поскольку приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.06.2003 N 50н "Об утверждении Порядка организации работы по доведению через территориальные органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета" разрешено зачислять средства федерального бюджета на расчетные счета, открытые в кредитных организациях.
Статьей 41 НК РФ закреплен принцип определения доходов. Под доходами понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Следовательно, суммы ассигнований, выделенные из бюджета на финансирование мероприятий целевого назначения и использованные по назначению, финансовых результатов деятельности предприятия не увеличивают и при налогообложении учитываться не должны.
Доводы налогового органа в указанной части суд находит формальными, не учитывающими существа отношений между распорядителем бюджетных средств и федеральным казенным предприятием.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда в оспариваемой части - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Хабаровского края от 03 сентября 2009 года по делу N А73-8764/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8764/2009
Истец: Федеральное казенное предприятие "Амурский патронный завод "Вымпел"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Хабаровскому краю
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю