03 ноября 2009 года |
|
город Омск |
Дело N А46-14889/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7207/2009) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 01.09.2009 по делу N А46-14889/2009 (судья Стрелкова Г.В.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Носкова Александра Геннадьевича к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
3-е лицо: Правительство Омской области, Иващенко Наталья Николаевна
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области - Хоменко В.А. (удостоверение N 206 выдано 20.04.2009, доверенность N 44 от 20.04.2009 сроком действия до 31.12.2009);
от индивидуального предпринимателя Носкова Александра Геннадьевича - Дмитренко Н.А. (паспорт серия 5203 N 496233 выдан 28.06.2003, доверенность от 14.05.2009, сроком действия на 1 год);
от Правительства Омской области - Фетисов В.В. (удостоверение N 295 выдано 15.06.2009 , доверенность N ИСХ-09/ПП-517/01 от 27.05.2009 сроком действия на 3 года);
от Иващенко Натальи Николаевны - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Носков Александр Геннадьевич (далее по тексту - ИП Носков А.Г., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее по тексту - Управление Роснедвижимости по Омской области), с привлечением Правительства Омской области и Иващенко Натальи Николаевны в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 07:0012, местоположение которого установлено относительно нежилого 2-этажного здания, имеющего почтовый адрес: г.Омск, Советский административный округ, ул. 4-я Северная, д. 7, в размере 21016912,50 руб., совершенных 27.12.2007, и обязании заинтересованного лица исключить указанные сведения из государственного кадастра недвижимости.
Решением 01.09.2009 по делу N А46-14889/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования ИП Носкова А.Г., признал действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 07:0012, местоположение которого установлено относительно нежилого 2-этажного здания, имеющего почтовый адрес: г.Омск, Советский административный округ, ул. 4-я Северная, д. 7, в размере 21016912,50 руб., незаконными, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Правилам проведения государственной оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
В качестве способа восстановления нарушенных прав суд первой инстанции обязал Управление Роснедвижимости по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Носкова А.Г.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку о нарушении прав и законных интересов, а именно о документе, на основании которого в государственный земельный кадастр была внесена оспариваемая кадастровая стоимость, ИП Носков А.Г. узнал из кадастрового паспорта земельного участка, датированного 06.05.2009, то процессуальный срок на обращение в суд с заявлением пропущен не был.
Рассмотрев заявление по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении Управлением Роснедвижимости по Омской области порядка внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков организации. Позиция суда мотивирована тем, что в силу норм действующего законодательства кадастровая стоимость земельного участка является результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, правомочие по утверждению результатов которой возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не может являться актом, утверждающим государственную кадастровую оценку земель, поскольку данным нормативным актом, на основании которого заинтересованным лицом 27.12.2007 в государственный реестр была внесена кадастровая стоимость земельного участка номер 55:36:07 01 07:12 в размере 21 016 912 руб. 50 коп., ни для одного из видов разрешенного использования для кадастрового квартала, имеющего номер 55:36:07 01 07, в котором расположен принадлежащий заявителю земельный участок, не были утверждены показатели, внесенные в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственный кадастр недвижимости.
В апелляционной жалобе Управление Роснедвижимости по Омской области просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ИП Носковым А.Г. требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не дал оценку доводам Управления Роснедвижимости по Омской области в части пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а именно: предприниматель с заявленными требованиями о признании незаконными действий, совершенных 27.12.2007, обратился в июле 2009 года, не заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с момента их опубликования 25.12.2007 в издании "Омский вестник" N 127 и повторно 29.02.2008 в издании "Третья столица" N 10, а также размещения их на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Омской области стали общедоступными, и именно с указанного момента, с учетом подачи предпринимателем расчетов по земельному налогу в 2008 году, по мнению подателя жалобы, следует исчислять процессуальный срок, установленный в статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Управление Роснедвижимости по Омской области указывает, что после утверждения Постановлением N 174-П от 19.12.2007 результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36, результаты кадастровой оценки письмом Управления Роснедвижимости по Омской области были направлены в территориальный отдел N 1 Управления для внесения в государственный земельный кадастр (письмо N 2100 от 26.12.2007) в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 01.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент совершения оспариваемых действий, которым установлено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе о кадастровой стоимости) подлежали внесению в государственный земельный кадастр не только на основании положений нормативных правовых актов органов государственной власти, но и на основании данных (материалов) государственной кадастровой оценки земель. В данном случае это Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования город Омск по состоянию на 01.01.2007, подготовленный Омским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля".
По мнению Управления Роснедвижимости по Омской области, утвержденные Постановлением N 174-П от 19.12.2007 средние удельные показатели кадастровой стоимости являются производными от кадастровой стоимости конкретных земельных участков в соответствующих кадастровых кварталах по видам разрешенного использования, что соответствует рекомендуемой форме предоставления результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе населенных пунктов на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ, направленной письмом Роснедвижимости от 11.10.2007 N КЯ/2470@ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Роснедвижимости по Омской области поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу и устном выступлении в судебном заседании представитель Правительства Омской области просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Свою позицию Правительство Омской области обосновывает тем, что суд первой инстанции в нарушение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовал должным образом вопрос о пропуске заявителем трехмесячного срока для обращения за судебной защитой, который, по мнению Правительства Омской области, необходимо исчислять с момента официального опубликования в газете "Омский вестник" от 25.12.2007 N 127 и 30.11.2008 N 141 постановлений правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П и от 26.11.2008 N 193-П, которыми для сведения неопределенного круга лиц, в том числе заявителя, доведены результаты работ по государственной кадастровой оценке земель, как в виде средних удельных показателей по кадастровым кварталам, так и в виде кадастровой стоимости конкретного земельного участка заявителя.
Выражая несогласие с существом вынесенного судом решения, Правительство Омской области ссылается на необоснованность вывода суда о том, что на момент совершения оспариваемых действий результаты государственной кадастровой оценки не были утверждены Правительством Омской области. Утверждение средних удельных показателей кадастровой стоимости по кварталам является самостоятельным результатом работ по государственной кадастровой оценке земель, производным от кадастровой стоимости конкретных земельных участков.
В заблаговременно представленном в апелляционный суд отзыве и устном выступлении в заседании суда апелляционной инстанции представитель ИП Носкова А.Г. отклонил доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иващенко Наталья Николаевна, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, отзыв на апелляционную жалобу не представила, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайств об отложении слушания по делу не заявила, что в силу частей 1,3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела, в связи с чем апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав явившихся в судебное заседания представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Носков Александр Геннадьевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 18.07.2006 инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г.Омска, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304550701200051.
Предпринимателю Носкову А.Г. принадлежит 171/1143 долей в праве общей собственности на земельный участок площадью 1143 кв.м. с кадастровым номером 55:36:07 01 07:0012, предоставленный для общественно-деловых целей под строение, расположенный на землях поселений относительно нежилого 2-этажного здания, имеющего почтовый адрес: г.Омск, Советский административный округ, ул. 4-я Северная, д. 7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АВ N 373493 от 26.12.2006.
Письмом, датированным 23.06.2009 за исх.N 07-07/3271, Территориальный отдел N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области сообщило, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов по городу Омску утверждены постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" и внесены 27.12.2007 в государственный кадастр недвижимости.
По данным выписки из государственного кадастра недвижимости от 06.05.2009 за исх. N 5536/210/09-2519 земельному участку номер 55:36:07 01 07:12 соответствует кадастровая стоимость в размере 21016912,50 руб. исходя из удельного показателя 18387,50 руб./кв.м.
ИП Носков А.Г., считая действия Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившиеся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 07:0012, во-первых, незаконными, во-вторых, нарушающими его права и законные интересы как налогоплательщика, оспорил данные действия, обратившись в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
01.09.2009 Арбитражный суд Омской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 этой же нормы Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Как усматривается из материалов дела, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Управлением Роснедвижимости по Омской области и Правительством Омской области было заявлено о пропуске заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока (т. 1, л.д. 24-26, 27-32).
Как следует из материалов дела, ИП Носков А.Г. обратилась в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Омской области 10.07.2009, что подтверждается штампом Арбитражного суда Омской области на заявлении предпринимателя (т. 1, л.д. 10-12).
В обоснование заявленного требования ИП Носков А.Г. сослался на то, что кадастровая стоимость земельного участка номер 55:36:07 01 07:12, внесенная в государственный земельный кадастр 27.12.2007, в нарушение требований Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органом исполнительной власти Омской области утверждена не была. Кроме того, постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" не содержит удельных показателей, содержащихся в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, 171/1143 доли в праве собственности которого принадлежит ИП Носкову А.Г.
Таким образом, фактически предприниматель связывает момент того, когда, по его мнению, действия по внесению сведений о кадастровой стоимости его земельного участка в ГКН стали незаконными и нарушающими его права, с фактом издания Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, которым, как считает предприниматель, были утверждены усредненные удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков квартала, в который они включены, но не кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 07:12.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 Постановление Пленума от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
В соответствии с пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области" официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является публикация их полного текста в газетах "Омский вестник" или "Омская правда".
Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П было официально опубликовано в издании "Омский вестник" от 25.12.2007 за N127. Соответственно с этой даты доведено до сведения неограниченного круга лица, в том числе до сведения заявителя.
Таким образом, фактически с момента публикации Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П, то есть с декабря 2007 года, предприниматель имел возможность узнать о том, что кадастровая стоимость его земельного участка не определена, и соответственно, уже с этого момента мог оценить действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости земельного участка, как незаконные и нарушающие его права и законные интересы.
Кроме того, учитывая, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П является нормативным правовым актом, то есть содержит обязательные для исполнения неограниченного круга лиц правила поведения, при этом в силу основных принципов права незнание закона не освобождает от обязанности исполнения установленных им правил, суд апелляционной инстанции считает, что по смыслу части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации опубликование нормативного правового акта является общеизвестным фактом, то есть отсутствует необходимость доказывания того, что лицо знало о существовании данного факта, поскольку это презюмируется законом.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", принятого в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что 10.07.2009 - на день обращения ИП Носковым А.Г. в Арбитражный суд Омской области, трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов истек. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока ИП Носковым А.Г. заявлено не было.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В связи с изложенным, учитывая отсутствие ходатайства ИП Носкова А.Г. о восстановлении срока, а также то, что немотивированное восстановление процессуального срока нарушает принцип равноправия сторон, предусмотренный статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и пропуск срока без уважительных причин не соответствует требованиям частей 2 и 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении требований ИП Носкова А.Г. следует отказать в связи с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, как следует из материалов дела, ИП Носков А.Г. оспаривал действия Управления Роснедвижимости по Омской области, произведенные 27.12.2007, по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости земельного участка, 171/1143 доли в праве собственности которого предпринимателю, без надлежащего, по мнению заявителя, утверждения размера кадастровой стоимости нормативным правовым актом, то есть, фактически заявило о нарушении Управлением Роснедвижимости по Омской области процедуры внесения в государственный кадастр недвижимости размера кадастровой стоимости принадлежащего ИП Носкову А.Г. земельного участка.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно Закону Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 N 731-03 к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", приняло Постановление N 174-П, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания Постановления N 174-П), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за N 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункта 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры:
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; - утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; - разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).
Таким образом, предприниматель необоснованно отождествил утверждение кадастровой стоимости земель, производимое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, производимое Управлением Роснедвижимости после утверждения кадастровой стоимости земель.
То есть, утверждение, что кадастровая стоимость каждого земельного участка, расположенного в пределах кадастрового района 55:36 города Омска, должна быть утверждена Правительством Омской области, является необоснованным, что также подтверждается, во-первых, пунктом 13 Административного регламента, который предусматривает возможность разъяснений как в отношении общих результатов государственной кадастровой оценки земель определенной категории, так и в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка; во-вторых, особым порядком доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, установленным пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации N 52 от 07.02.2008.
Управление Роснедвижимости по Омской области не утверждало кадастровую стоимость земельных участков, а внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, в том числе, в целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации N 52 от 07.02.2008 по предоставлению плательщикам земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков, после утверждения кадастровой стоимости земель Постановлением N 174-П в декабре 2007 года.
То обстоятельство, что в ноябре 2008 года приложение к Постановлению N 174-П было дополнено второй таблицей, - "кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска...", не означает, что кадастровая стоимость земель не была утверждена 19.12.2007, и, соответственно, не означает, что Управление Роснедвижимости по Омской области не имело права вносить в кадастр экономические характеристики земельных участков.
При данных обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ИП Носковым А.Г. требований, апелляционная жалоба Управления Роснедвижимости по Омской области - удовлетворению.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы Управления Роснедвижимости по Омской области и отказе в удовлетворении требований предпринимателя на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на ИП Носкова А.Г. Поскольку Управление Роснедвижимости по Омской области при подаче апелляционной жалобы не платило государственную пошлину, с ИП Носкова А.Г. подлежит взысканию в бюджет государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в соответствии с подпунктами 12, 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1000 руб. 00 коп.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 01.09.2009 по делу N А46-14889/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Носкова Александра Геннадьевича отказать полностью.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Носкова Александра Геннадьевича (644112, г. Омск, ул. Сазонова, д.47, кв.4) в доход федерального бюджета 1000 руб. 00 коп. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14889/2009
Истец: Индивидуальный предприниматель Носков Александр Геннадьевич
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
Третье лицо: Правительство Омской области, Иващенко Наталья Николаевна