город Омск |
|
18 ноября 2009 года |
Дело N А46-11698/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7631/2009) общества с ограниченной ответственностью "Бина"
на решение Арбитражного суда Омской области от 16.09.2009
по делу N А46-11698/2009 (судья Храмцов К.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бина"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
3-е лицо: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Бина" - Калита Е.Ю. (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации)
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области - не явился, извещено;
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области- не явился, извещено;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бина" (далее - ООО "Бина", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие Управления Роснедвижимости по Омской области, выраженное в неисполнении постановления Правительства Омской области N 193-п от 26.11.2008 года "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - Постановление N 193-п), в части невнесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, утвержденной указанным постановлением в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:08 01 16:80 в размере 84 001 104 руб. 69 коп. с отображением основания и даты внесения; - обязать Управление Роснедвижимости по Омской области исполнить Постановление N 193-п путем внесения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:08 01 16:80 в государственный кадастр недвижимости на основании указанного постановления с отображением даты внесения сведений;
- признать незаконным бездействие Управления Роснедвижимости по Омской области, выраженное в неисполнении Постановления N 193-п, в части невнесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, утвержденной указанным постановлением в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 02:6 в размере 14 892 003 руб. 36 коп. с отображением основания и даты внесения; - обязать Управление Роснедвижимости по Омской области исполнить Постановление N 193-п путем внесения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 02:6 в государственный кадастр недвижимости на основании указанного постановления с отображением даты внесения сведений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.09.2009 по делу N А46-11698/2009 в удовлетворении требований заявителя отказано.
ООО "Бина" с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ООО "Бина" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска 15.05.2003.
Судом первой инстанции установлено, что заявителю на праве собственности принадлежат:
- земельный участок площадью 20 838 кв.м., кадастровый номер 55:36:08 01 16:0080, разрешенное использование: для производственных целей под строения, сооружения, категория земель: земли населенных пунктов; местоположение: установлено относительно строения (КПП), имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 21-я Амурская, д. 46 Б (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ N 486911); - земельный участок площадью 1 872 кв.м., кадастровый номер 55:36:04 01 02:0006, предоставлен для общественно-деловых целей под здания, расположен на землях поселений относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный АО, ул. Рабиновича, д. 77 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ N 067721).
При обращении в Управление Роснедвижимости по Омской области заявителем получен ответ N 07-07/1964 от 23.04.2009, согласно которому кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:08 01 16:80, 55:36:04 01 02:6 в размере 84 001 103 руб. 69 коп. и 14 892 003 руб. 36 коп. соответственно, внесена в государственный кадастр недвижимости 27.12.2007.
Общество, полагая, что фактически кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков утверждена 26.11.2008 Постановлением N 193-п, а не 27.12.2007, как это указало заинтересованное лицо, а также полагая, что Управлением Роснедвижимости по Омской области допущено бездействие, выраженное в неисполнении Постановления N 193-п, в части невнесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, утвержденной указанным постановлением в отношении его земельных участков с отображением основания и даты внесения, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены заинтересованным лицом в государственный земельный кадастр на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 (далее - Постановление 174-п), а не основании Постановления N 193-п.
ООО "Бина" в апелляционной жалобе высказывает свое несогласие с выводом суда первой инстанции. Полагает, что Постановлением N 174-п от 27.12.2007 кадастровая стоимость земельных участков не была утверждена, в том числе по тому основанию, что кадастровая стоимость, определенная в соответствии с Постановлением N 174-п путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, не соответствует кадастровой стоимости, указанной в государственном кадастре недвижимости.
Указывает, что кадастровая стоимость земельных участков была утверждена Постановлением N 193-п от 26.11.2008, в связи с чем именно дата 26.11.2008 должна быть определена в государственном кадастре недвижимости как момент, с которого кадастровая стоимость земельных участков общества является установленной. Дата утверждения содержащейся в государственном кадастре недвижимости кадастровой стоимости земельных участков является существенным обстоятельством, влияющим на налоговые обязательства ООО "Бина".
В заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
От Управления Роснедвижимости по Омской области и от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области письменные отзывы на апелляционную жалобу не поступили, представители для участия в заседании суда не явились.
В связи с тем, что участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие. Ходатайство представителя ООО "Бина" об отложении дела в связи с неявкой заинтересованного лица отклонено.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя заявителя, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно Закону Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 N 731-ОЗ к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", приняло Постановление N 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания Постановления N 174-П), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за N 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры:
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; - утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; - разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).
Таким образом, Управлением Роснедвижимости по Омской области на основании Постановления N 174-п в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об экономических характеристиках земельных участков (кадастровая стоимость) и дата утверждения сведений о размере кадастровой стоимости.
Именно эту информацию получило общество при обращении в Управление Роснедвижимости по Омской области заявителем (ответ N 07-07/1964 от 23.04.2009, согласно которому кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:08 01 16:80, 55:36:04 01 02:6 в размере 84 001 103 руб. 69 коп. и 14 892 003 руб. 36 коп. соответственно, внесена в государственный кадастр недвижимости 27.12.2007).
Постановлением N 193-п фактически новая кадастровая стоимость не утверждена, как это полагает общество.
Постановление N 193-п дополнило Постановление N 174-п таблицей "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году", но новую кадастровую стоимость не установило. Фактически, в нем отражены результаты кадастровой стоимости, которые уже содержались в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что Постановлением N 193-п не были внесены какие-либо изменения в сведения относительно кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
При таких обстоятельствах, подлежат отклонению доводы общества о неправомерном бездействии заинтересованного лица, выразившегося в неисполнении Постановления N 193-п, в части невнесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, утвержденной указанным постановлением в отношении земельных участков ООО "Бина" с отображением основания и даты внесения. Также подлежат отклонению доводы, что кадастровая стоимость, определенная в соответствии с Постановлением N 174-п путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, не соответствует кадастровой стоимости, указанной в государственном кадастре недвижимости. Данное обстоятельство, по мнению подателя жалобы, свидетельствует о том, что Постановлением N 174-п от 27.12.2007 кадастровая стоимость земельных участков не была утверждена.
Как уже было указано, Постановлением N 174-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" (в редакции, действующей на момент совершения оспариваемых действий), сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе о кадастровой стоимости) подлежали внесению в государственный земельный кадастр не только на основании положений нормативных правовых актов органов государственной власти, но и на основании данных материалов государственной кадастровой оценки земель. Иными словами, основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости послужило Постановление N 174-п, а источником сведений о конкретных величинах кадастровой стоимости земельных участков - материалы государственной кадастровой оценки.
Такими материалами государственной кадастровой оценки является отчет, который в соответствии с пунктами 9.6 и 9.7 Административного регламента, подлежит проверке в Роснедвижимости на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель.
В соответствии с п. 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007 г., расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 указанных Методических указаний осуществляется на основе построения статистических моделей.
При таком расчете использовалась статистическая модель, построенная на основе зависимости удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости (п. 2.2.7 указанных Методических указаний). При многообразии и различных комбинациях факторов стоимости (предусмотренных указанными Методическими указаниями), влияющих на величину удельного показателя кадастровой стоимости, для земельных участков одного и того же вида разрешенного использования, расположенных в границах одного кадастрового квартала, величина удельных показателей кадастровой стоимости может быть различной.
Таким образом, в процессе оценки кадастровой стоимости каждого земельного участка соответствующего вида разрешенного использования в пределах кадастрового квартала определяются средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования в пределах кадастрового квартала. То есть, в процессе оценки определяется кадастровая стоимость каждого земельного участка, которая отражается в отчете, в пределах одного квартала с соответствующим видом разрешенного использования производится суммирование полученных результатов оценки, после чего определяется средний удельный показатель по конкретному кварталу и виду разрешенного использования.
Кроме того, территориальный орган Роснедвижимости самостоятельно не определяет кадастровую стоимость конкретного участка путем перемножения площади на средний удельный показатель, определенный в Постановлении N 174-п, как это полагает заявитель.
В государственный земельный кадастр вносятся величины кадастровой стоимости каждого конкретного земельного участка, которые были определены в процессе оценки и содержатся в материалах оценки. У Роснедвижимости нет таких полномочий по расчету кадастровой стоимости земельных участков, которые были подвергнуты кадастровой оценке.
Также следует отметить, что кадастровая стоимость земельных участков, содержащихся в материалах оценки (в отчете) и впоследствии внесенная в государственный земельный кадастр 27.12.2007, отражена в постановлении Правительства Омской области N 193-П от 26.11.2008 "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36".
На основании изложенного и при отсутствии иных доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на лицо, подавшее жалобу, то есть на ООО "Бина".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 16.09.2009 по делу N А46-11698/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бина" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11698/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Бина"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
Третье лицо: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5774/10
23.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5774/10
27.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-11698/2009
18.11.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7631/2009